Путешествие в Новый год

В последнюю предновогоднюю субботу инициативная группа проекта «Пешком по Усть-Сысольску» провела экскурсию, посвященную тому, как в разные эпохи в Коми крае отмечали Новый год и Рождество. Исторический экскурс начали с дремучих языческих времен, а закончили серединой прошлого века.

Два новых года-антипода

Как до христианизации коми отмечали Новый год, неизвестно, но есть некоторые свидетельства, дающие ученым почву для гипотез. Скорее всего, как и у всех язычников, у коми было два новых года в соответствии с двумя годовыми циклами – холодным и теплым. Например, у язычников-славян один год начинался летом, второй – зимой. Это два солнца – рождающее и умертвляющее: Коляда и Купала. В честь них необходимо было провести нужные обряды, дабы избежать серьезных проблем в будущем. Позже традиция колядования перетекла в христианскую культуру, люди наряжались в образы потустороннего мира и ходили по дворам, славя Коляду (а затем и Христа) и собирая за свое пение подарки.

Праздник же Купалы – более эротический. Требовалось совершать некие греховные действия: купаться девушкам и парням голышом в реке и валяться в траве, чтобы снискать благосклонность Купалы и получить хороший урожай. Церковь, понятное дело, подобные действия не одобряла и гоняла язычников, предающихся греховным забавам, как, например, это показано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

На то, что у коми язычников было два новых года, указывает и древний коми промысловый календарь – плоское бронзовое кольцо, на лицевой стороне которого нанесены выпуклые изображения животных. Артефакт был найден случайно под Сторожевском в 1975 году. На кольце круглыми значками обозначены весеннее и осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние, насечки внутреннего и внешнего круга позволяют исчислять время по Луне и Солнцу. В Сыктывкаре этот арт-объект установлен рядом с ЦУМом.

На календаре круговорот дней в году олицетворяют девять расположенных по кругу промысловых зверей: медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лисица, белка и куница. Их расстановка привязана к годичным биологическим ритмам этих животных.

Точка, стоящая перед лосем, обозначает начало зимних охот, самых важных для коми. Начало охотничьего сезона приходится на август. В этой части изображены пушные промысловые зверьки – лисица, выдра, белка, а Коми край, как известно, испокон веков являлся поставщиком пушнины. Вторая точка – перед куницей, обозначает февраль. В конце зимы олени, куницы заводят потомство, и такое ощущение, что эта часть охотничьего календаря связана не с охотой, а с запретом на охоту: нельзя на изображенных животных охотиться в это время года.

Конечно, это домыслы историков и этнографов, но, как бы то ни было, напрашивается вывод, что первый новый год у древних коми начинался ближе к осени, а второй – в начале весны. Можно еще предположить, что один из циклов был связан с богом Ёном – создателем верхнего мира, а другой – с Омолем – создателем нижнего мира.

1970-е

Тонкости летоисчисления

В 1380 году в Коми край пришел Стефан Пермский, дабы обратить местных язычников в христиан, и водворился в Усть-Выми. По старому календарю это был 7888 год. Стефан Пермский принес коми-зырянам азбуку и научил строить храмы.

Примечательно, что Новый год, который в те времена встречали в сентябре, начали праздновать только с 1 сентября 1492 года, потому что хотели отметить восьмое тысячелетие от сотворения мира. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» – то есть от 5508 года до нашей эры. И коми, уже входившие в состав Московского княжества, присоединились к этой традиции. Тем более что отмечать осенью было удобно – сельскохозяйственные работы закончены.

Спустя два столетия, насмотревшись на немецкие традиции, Петр I издал именной указ «О праздновании Нового года», где повелевалось отмечать его по образу и подобию европейских держав. Российский император ввел новую систему исчисления – от Рождества Христова, и таким образом 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. Отныне каждый Новый год следовало встречать в ночь с 31 декабря на 1 января. Этот праздник стал светским, а для верующих главным праздником осталось Рождество.

Сейчас те, кто верует по-настоящему и придерживается православных канонов, Новый год праздновать не могут, поскольку на это время выпадает пост. Вкратце напомним, почему так произошло.

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Но юлианский календарь был неточным, из-за чего раз в 128 лет накапливался один неучтенный день. Римский папа Григорий XIII решил поправить разницу между календарным и астрономическим временем, и в 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная церковь – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.

Россия вплоть до 1917 года жила по юлианскому календарю, поэтому Рождество отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир, – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь, к тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней. РПЦ осталась верной юлианскому календарю, поскольку в православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. В итоге Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

1961 год

Гадание о будущем

После христианизации коми сохранили многие свои древние традиции, которые сосуществовали с новыми обрядами. Любимым занятием на Новый год оставалось гадание, по-коми – ворожитчом.

Девушки гадали на суженого-ряженого, люди постарше пытались через гадание узнать, каким будет предстоящий год.

Вариантов заглянуть в будущее было множество. Например, ложились в снег и, повалявшись в нем, покрутившись, по образовавшемуся рисунку старались понять, что их ждет.

Популярным местом гаданий была баня. В несколько больших чаш клали разные предметы и вещества – соль, платок, дровишки. Девушке, которая хотела выйти замуж, завязывали глаза, и она должна была на ощупь выбрать чашу. Если попадалась соль – муж будет злой, если платок – супруг достанется хороший и добродушный, если дровишки – хозяйственный.

Очень древний вид гаданий – слушание. Собиралась группа смелой молодежи и отправлялась в пустующий дом, где «обитают злые духи». Молодые люди цеплялись за мизинцы друг друга, садились в кружок, звали духов, а затем начинали слушать. Если слышался звук топора или кто-то словно пилил доски, значит, духи делали гроб – кто-то в этом году умрет.

Другими страшными местами гадания считались перекрестки трех дорог и река. Страшными, потому что именно здесь происходит переход из одного мира в другой. В святки, Рождество, Новый год границы между мирами становились тонкими, и злые духи, черти попадали в мир людей. Можно было с нечистой силой как-то взаимодействовать, чтобы спросить про будущее. К такому гаданию следовало хорошо подготовиться, сделать оберег. На снег стелили овчину, годилась также коровья либо лошадиная шкура. Вокруг нее палкой с обожженным концом или ножом чертили круг. Затем нож втыкали в землю, где замыкалась линия круга. Важно было, чтобы круг не замело, иначе злые духи зайдут за черту и утащат человека. Особенно опасались речного духа Васы. Кстати, коми-пермяки очерчивали не один, а целых три круга. Гадающий садился на шкуру и накрывался покрывалом или скатертью. Иногда с собой брали икону, и очень действенным оберегом была кошка, на шерсти которой завязывали узлы. Считалось, что нечистая сила не может причинить вреда, пока не развяжет все эти узлы.

Слушать можно было в одиночку и в компании, но число гадающих обязательно должно было быть нечетным – три, пять, семь. Лучшее время – за час до полуночи. Гадающие внутри круга брались за мизинцы, образовывая еще один круг, и призывали потустороннюю силу магическими словами. Если девушке слышался колокольчик или скрип полозьев, ее ждала свадьба. О грядущем замужестве говорил и звук шагов – жених идет. Если гадала компания, внимательно слушали, у какого дома шаги или скрип полозьев прекратятся: там и живет невеста. Если слышались хорошие звуки (пение, танцы, приятные голоса), то это было хорошим знаком для всего села на весь год. Если плач – ожидает несчастье. Звуки топора предвещали покойника, вой собаки – пожар, ржание и топот лошадей – ссору.

К страшным гаданиям относилось у коми и слушание у проруби в ночь на Крещение. На льду обводили три окружности, одна в другой, садились в центре с иконой и слушали: где-то строгают доски и вколачивают гвозди – жди смерти, слышны шум и крики – будет пожар, пение – хорошая жизнь на весь год.

Было и гадание, в котором женщины не участвовали. Мужчины собирались в избе и одного из гадающих, как настоящего покойника, обмывали, обряжали, укладывали в передний угол и давали в руки горящую свечу. Все остальные держались за мизинцы и поодиночке выходили в сени. «Покойник» через зеркала наблюдал за ними и делал предсказания. Кого-то он видел с гробом, кого-то с книгой, кого-то с венцом, кого-то с ребенком. Было поверье, что если во время гадания сказать «покойнику» «прости-благослови» или воткнуть в стену рядом с ним иголку без ушка, то он умрет по-настоящему.

1979 год

Хулиганства на Василей лун

Новый год в прежние времена у коми назывался Василей лун – день святого Василия, сейчас – Выль во (Новый год), а Рождество – Роштво. И, конечно, принято было в эти дни веселиться от души.

Отстояв в храмах в ночь с 24 на 25 декабря торжественную всенощную службу, парни и девушки переодевались в цыган, разбойников, коней, медведей, журавлей и ходили по домам односельчан. Ряженых называли по-коми куття войса (святочный злой дух). Парни облачались в вывернутые наизнанку тулуп и шапку, лицо заматывали тканью и наносили грязь – все для того, чтобы злые духи их не узнали. Этот «костюм» почему-то назывался журавль (на Печоре) или аист (на Сысоле, Вычегде). Ряженые заваливались в гости, кричали и пели, а дальше начиналось представление. Коми очень любили устраивать домашние шуточные спектакли, и в некоторых районах сохранились тексты – сценарии таких представлений, например, игра-знакомство.

Еще один вид новогоднего «костюма» – двухголовый конь. Два человека становились спиной друг к другу, им связывали руки и ноги и сверху накрывали попоной.

В святки молодежи разрешалось хулиганить. Они могли развалить дровяники, набросать на крыльцо дрова и облить их водой, привязать ниточку к дверному кольцу и дергать за нее, поднять сани на амбар или баню, перекрыть печную трубу. Чаще всего хулиганы досаждали тем, кого недолюбливали. Утром хозяин выходит – а саней во дворе нет, они на крыше амбара.

Был, правда, случай, когда сложенные перед дверью дрова оказались весьма кстати – дверь в избу открывалась вовнутрь, и утром дрова вывалились прямо в дом на радость хозяевам.

Во время экскурсии гиды приводили выдержки из воспоминаний на эту тему. Например, сыктывкарка Ольга Худяева вспоминала, как у них в деревне ряженые забрались в дом. Отец нашел способ, как с ними справиться: взял гармошку и предложил наглым гостям станцевать в присядку, чтобы узнать, кто из них сильнее. Ряженые перестали хулиганить и стали соревноваться между собой.

1979

Запрещенная и разрешенная

О том, как и когда новогодним атрибутом стала елка, гиды рассказали экскурсантам на ступеньках Национальной библиотеки. Когда-то здесь стоял дом, принадлежавший известному краеведу Андрею Цемберу, и именно в его дневниках содержится первое упоминание о праздновании Рождества с елкой в Усть-Сысольске.

Сейчас никто не мыслит Нового года без зеленой красавицы, а ведь праздничные елки в России стали ставить сравнительно недавно – лишь в начале XIX века. У поэтов золотого века – Пушкина, Жуковского, Лермонтова ель как атрибут Нового года не фигурирует. Сколько угодно описаний святок и гаданий, и ни одного упоминания о елке.

Дело в том, что елки в качестве новогоднего дерева к нам пришли из Германии, и только благодаря тому, что императрицы у нас были, как правило, немками.

Одна из версий, почему в Германии стали украшать елки, связана со святым Бонифацием (Бонифатием), для немцев он столь же значимая фигура, как для коми Стефан Пермский. Бонифаций принес германцам христианство. И если Стефан Пермский, борясь с язычеством, срубил прокудливую березу, то Бонифаций – языческий дуб. Повалив могучее дерево, святой увидел маленькую елочку, которая не пострадала. Поэтому, когда его спросили, как отмечать Рождество, святой повелел ставить именно елку. Бонифаций назвал ель деревом младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества без украшений, она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после реформации в протестантских странах. А традиция украшать новогоднее дерево яблоками, по всей видимости, связана с библейским сюжетом об Адаме и Еве.

Первое Рождество с елочкой на территории Российской империи отпраздновали в 1818 году, когда Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I, в Аничковом дворце устроила для своей семьи праздник. В Петербурге тогда жило очень много немцев, которые, узнав про это, тоже стали ставить у себя елки.

Когда эта традиция пришла в Усть-Сысольск, неизвестно, но как минимум с начала XX века, о чем можно прочесть в дневнике Андрея Цембера.

В нем есть запись от 2 января 1904 года: «Была елка в приходском училище. Комитет попечения о народной трезвости пожертвовал 25 рублей, и рублей 50 было собрано по подписке. На елке участвовали ученики и ученицы двух приходских училищ, городского и двух нижнеконских школ. Всего около трехсот человек. Елка зажжена около пяти часов. Комиссия, состоящая человек из 12, большей частью учащие, работала два дня. В первый день развешивали кульки, а второго января днем украшали елку. Я не принимал деятельного участия». Под «нижнеконскими школами» имеются в виду учебные заведения в нижнем конце города, ныне это улица Тентюковская. А словом «учащие» называли в начале прошлого века учителей.

В 1920-е годы пришедшие к власти большевики развернули антирелигиозную кампанию, жертвой которой стала ни в чем не повинная ель. В 1924 году в газете «Югыд туй» вышла характерная заметка «Вместо елки детям германских рабочих», в ней сообщалось, что в городском детском саду выделенные на зеленую красавицу средства было решено пожертвовать ребятне пролетариата далекой Германии. К концу 1920-х Рождество стало рабочим днем, а елку как «поповский пережиток» фактически запретили. Правда, методы были не репрессивными, а скорее моральными: ходила специальная комиссия и смотрела, не стоит ли у кого елка. Если стояла – говорили, что нельзя.

Иногда в домах ее все же ставили, но делали это нелегально. Жительница Усть-Сысольска Раиса Попова оставила воспоминания о своем детстве и как в 1928 году побывала на подпольной елке в доме учителя Заболоцкого: «Когда я вошла в дом вместе с мамой, разделась и прошла в комнату – елка мне показалась настоящим чудом. Она сияла блестящими игрушками, ленточками и гирляндами. Горели свечи, а на ветках висели еще конфеты и орехи в блестящей фольге». Шестилетней девочке строго-настрого велели никому не рассказывать о празднике, но дома малышка поделилась гостинцами с братом, сестрой, мамой и няней, а на прогулке похвасталась замечательным нарядом, в котором была на елке.

Запрет, впрочем, длился недолго. 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала письмо кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева, в котором он призвал праздновать Новый год и организовывать для детей новогоднюю елку. И уже в январе 1936 года в газете «За новый Север» появилась статья «Веселый вечер малышей», где описывался праздник, устроенный работниками Сыктывкарской типографии и сотрудниками редакции. Главным атрибутом торжества была «украшенная массой игрушек, бус, гирлянд, конфет красавица елка».

Елка в годы войны и после

Во время Великой Отечественной войны было не до празднования Нового года, все делалось для фронта, для победы. Единственное, что в Сыктывкаре как-то было связано с этим праздником, это сбор в 1942 году новогодних подарков для бойцов Красной армии. В посылках отправляли сушки, сухари, печенье, носки, платки, папиросы, мыло.

Но уже в канун 1944-го в одной из школ – мужской неполной средней школе №14 – организовали для учащихся новогодний вечер. А 1 января 1944 года елку для учеников 3-7 классов и общий сбор пионерских дружин провели в школе №1.

В 1946-м первая послевоенная елка была организована в большом зале сыктывкарского Дворца пионеров, который тогда располагался на улице Куратова. Здесь силами художественной самодеятельности был дан концерт и показана постановка, к празднику выпустили красочную стенгазету.

А 29, 30, 31 января 1946 года большую полноценную елку устроили в помещении драмтеатра.

Начиная с 1950 года огромную елку стали ежегодно устанавливать в столице Коми на главной площади, которая в то время называлась Красной. Газеты писали, что вокруг елки был залит каток и установлена ледяная фигура Деда Мороза. Здесь же были белые медведи из снега и деревянные домики-ларьки, где продавались игрушки, сладости и книги. В ночь с 31 декабря на 1 января 1950 года на Красной площади под звуки радиолы и духового оркестра проходил молодежный бал-маскарад, а 1 января состоялся детский праздник. ↓

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Путешествие в Новый год"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.