В Сыктывкарском государственном университете состоялся семинар-практикум по теме «Современные подходы в профориентации». Мероприятие организовало Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. В семинаре участвовали сотрудники службы занятости региона, представители ведомства и учреждений среднего профессионального образования (СПО) Коми. Журналист «Республики» посетил семинар и узнал об инновационных подходах к профориентации.
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Коми Валерий Коротин, открывая семинар, отметил, что профориентационная работа является одним из важнейших направлений в работе службы занятости:
– Завершая обучение в школе и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны четко понимать, какую профессию они выберут. Наша с вами совместная задача – консолидировать усилия, выработать единую модель совместной профориентационной работы службы занятости, средних и высших образовательных организаций и работодателей республики, направленную на то, чтобы наши выпускники после завершения обучения трудоустраивались по полученной специальности.
Один из спикеров мероприятия – профориентолог, основатель Академии профориентации «WhoAmI» Людмила Салоид рассказала участникам об актуальных подходах к вопросам профориентации и трендах современного рынка труда. Она подчеркнула, что профориентация сейчас не ограничивается только памятными старшему поколению тестами, это всесторонний творческий процесс, помогающий человеку понять себя и найти свое место в быстро меняющемся мире.
По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia, более 70 процентов школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. В результате только 27 процентов жителей России работают по специальности, всего 2,5 процента выбрали свою профессию с помощью профориентационных программ.
Профориентолог убеждена, что время профессий прошло, наступило время профессиональных ролей. В современных условиях необходимо осваивать несколько способов получения регулярного дохода и монетизировать разные навыки. К тому же развитие современных технологий позволяет расширять границы и возможности. Все более актуальным становится удаленный формат работы, обучения и ведения бизнеса. В 2021 году количество фрилансеров в России превысило 18 миллионов человек.
Все эти нюансы нужно учитывать при проведении профориентации, которая сейчас необходима не только молодежи, но и представителям всех возрастных категорий – вплоть до пенсионеров, желающих продолжить свою трудовую деятельность. Зачастую для этого им требуется не только приобрести новые профессиональные навыки, но и освоить новую профессию. Если раньше профессия выбиралась «одна и на всю жизнь», то сейчас за несколько десятилетий трудовой деятельности можно освоить несколько профессий и построить карьеру в каждой из них.
Но на любом этапе смены вида деятельности человеку, который порой и сам не понимает, к какой сфере в данный момент у него лежит душа, необходима помощь профориентолога.
Людмила Салоид приводила в пример своих клиентов, которые после профориентации кардинально меняли сферу деятельности и добивались успеха в тех отраслях, где изначально себя даже не видели. Например, одна из прошедших профориентацию женщин в результате упорной работы в новом для себя направлении попала на обложку журнала «Forbes», хотя во время проведения профориентации не считала, что имеет предпосылки к успеху в мире финансов.
После знакомства и изучения новых подходов к профориентации слушатели семинара поучаствовали в деловых играх и тренингах. Работали две дискуссионные площадки: для специалистов службы занятости и для учреждений СПО.
Специалисты центров занятости республики узнали, как рассказать о работе тех, кто помогает искать работу, как сделать службу занятости узнаваемой, о перспективах ее развития.
Специалисты образовательных организаций имели возможность обсудить вопросы взаимодействия со службой занятости по созданию единого профориентационного пространства. Специалисты минтруда рассказали о программе «БУРТРУД-2030». В современном мире важно развитие тех компетенций, которые помогут выпускникам быть универсалами на рынке труда, оставаться конкурентоспособными. После обучения человек зачастую не понимает, где себя реализовать. И педагоги, и служба занятости, и прежде всего выпускник заинтересованы в том, чтобы молодой специалист нашел работу по специальности в самый короткий срок. В идеале – уже имел работу на момент завершения образования.
В рамках реализации долгосрочной региональной программы Республики Коми «Содействие занятости молодежи на период до 2030 года» и программы «БУРТРУД-2030» поставлена цель – изменение сложившейся ситуации, связанной с трудоустройством молодежи и отдельных категорий граждан. Обе программы рассчитаны до 2030 года.
Минтрудсоц Коми разработал комплекс мероприятий, направленных в том числе на работу с будущими абитуриентами вузов и ссузов, выпускниками образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и работодателями, а также с родителями школьников, которые нередко оказывают большое влияние на выбор профессии у детей.
По принятым критериям молодежь – это люди в возрасте от 14 до 35 лет, в Коми эта категория граждан составляет 25 процентов населения. 83 процента молодежи проживает в городской местности. На селе мало кто остается, и это связано с возможностями занятости, необходимостью получения образования. Молодые люди после учебы чаще всего остаются в городе, проблема их возвращения в село тоже актуальна. Среди сельской молодежи уровень безработицы – 12 процентов, среди городской – 9,5 процента. По гендерному аспекту больше безработных среди женщин. Молодежь занята больше всего в торговле, транспортировке и хранении, в социальной сфере и промышленности.
Оказавшись без работы, молодые люди пользуются помощью родственников и знакомых, соцсетями, обращаются и в службу занятости. Современная служба занятости оказывает массу услуг. В рамках проекта «Демография» реализуется программа профобучения. Гражданам, обратившимся в центр занятости, объяснят, как правильно составлять резюме и проходить собеседования, подскажут, как получить новые знания, развить компетенции и навыки, которые помогут им в обеспечении конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.
Задача службы занятости – дойти до каждой выпускной группы, научить молодых людей пользоваться всеми инструментами, которые позволят им продвигать себя на рынке труда. Современная служба занятости клиентоцентричная, направленная на человека, на объединение усилий работодателя и соискателя той или иной вакансии в рамках взаимовыгодного сотрудничества.
Служба занятости сегодня тесно связана с работодателями региона, идет от его кадровой потребности и заинтересована в качественном подборе сотрудников, чтобы избежать проблемы кадрового дефицита. Гражданам, которые находятся в поиске работы, в том числе и длительном, оказывается психологическая поддержка: люди должны понимать, что не останутся один на один со своими проблемами, что смогут получить помощь и поддержку в их решении.
В рамках практических занятий для представителей образовательных учреждений специалист Центра профориентации и приема абитуриентов Сыктывкарского госуниверситета Сергей Тяпкин предложил сначала поговорить о реалиях. Он имеет опыт работы в школе, три с половиной года отработал в системе профессионального образования, сейчас уже около года отвечает за профориентацию в вузе.
– Когда я работал в школе, понял, что ученики девятых-восьмых-седьмых классов не знают ответ на вопрос, кем они хотят быть в будущем, какую профессию хотят получить. Когда пошел работать в техникум, то увидел, что многие студенты имеют низкую мотивацию и, соответственно, перспективу в будущем стать специалистом с низкой квалификацией. Есть преуспевающие на общем фоне, они могут поступить в вуз и в дальнейшем успешно трудоустроиться. А что делать с остальными? – сказал специалист.
Разделив коллег на микрогруппы, Сергей Тяпкин предложил обсудить проблемы, возникающие при трудоустройстве, в игровом формате. Каждой группе досталась та или иная тема, например, «Что делать с теми, кто ничего не хочет?». Внутри групп представители среднего профессионального образования бурно обсуждали эти вопросы, составляли списки с вариантами советов. Также были группы из специалистов, которые как раз должны были выступить в роли тех самых пассивных выпускников. Конечно, глобально упражнение не могло решить проблему. Но, как подчеркнул Сергей Тяпкин, это возможность посмотреть на то, какие бывают ситуации, как их, с одной стороны, сложно решить, а с другой – как можно с ними работать.
Специалист Центра профориентации и приема абитуриентов рассказал об успешной практике трудоустройства в Нижегородской области. Там специалистов по молодежной политике приравняли к специалистам дополнительного образования. Выделили дополнительные льготные ипотеки для студентов, которые после получения среднего профессионального образования работают по специальности и параллельно получают высшее образование.
– В этом регионе реализуется огромный спектр правильных и нужных решений, в том числе у них есть система профориентации СПО. Довелось общаться с коллегами. Там, например, портфолио начинают создавать с самых первых дней обучения, причем на каждого ученика создают подробную интернет-папку, куда заносят все грамоты и оценки. К концу обучения эта папка превращается в полноценное резюме, которое можно будет показывать работодателю, – привел положительный пример Сергей Тяпкин.
Он отметил, что составление таких электронных резюме должно стать нормой и для учебных заведений республики.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Профориентация: перезагрузка"