Четвертого декабря на площадке картинг-клуба «Лидер» в Усинске прошел заключительный, пятый этап чемпионата и первенства города. В пяти классах машин состязалось более 40 гонщиков, причем в классе «Национальный-юниор» участвовали и две девочки. Во всех этапах соревнований приняли участие 64 пилота из Усинска, Сыктывкара и Нарьян-Мара. Уже много лет нефтяная столица Коми задает тон в региональном картинге, регулярно там появляются новые талантливые спортсмены, которые способны конкурировать не только на республиканском, но и на межрегиональном уровне. О завершившихся соревнованиях, смене спортивных поколений и ближайших планах «Республике» рассказал руководитель клуба «Лидер» Петр Вокуев.
– В этом году вы завершили сезон довольно поздно. В прошлом году из-за дождей дважды переносили соревнования, но все же провели старты в сентябре. А с чем связан нынешний перенос?
– Причина тоже связана с погодными условиями. Проводить гонки на мокрой трассе опасно, потому что сцепление ухудшается. Мы в клубе всегда на первое место ставим безопасность. Да, у нас пятый этап всегда проходил в День работников нефтяной и газовой отрасли, то есть в сентябре. Но в этом году никак не могли попасть на ту погоду, которая нам необходима, поэтому раз передвинули старты на неделю, второй раз и в итоге решили просто перенести на конец ноября – декабрь.
Должна была быть летняя кольцевая гонка, провели зимнюю кольцевую, думаю, ничего не потеряли, а может, даже и выиграли. Соответственно, изменили формат награждения: если раньше у нас это было на улице с детским шампанским, то сейчас все прошло в помещении – в Музее боевой и трудовой славы. До церемонии награждения для ребят провели экскурсию по музею, потому что они должны быть разносторонне развитыми.
– Как прошла заключительная гонка?
– Борьба была во всех классах, ведь каждый набранный балл увеличивал шансы на заветный приз. Порадовало и то, что хотя борьба была за каждый сантиметр трассы, гонка прошла без грубостей и нарушений. С каждым годом мы стараемся повышать уровень мастерства наших пилотов, придумываем новые конфигурации трассы. Хотим успеть до следующих соревнований, если позволит погода, удлинить нашу трассу и залить водой, сделать что-то наподобие контраварийной подготовки. Ребятам нравится, все парни «рукастые», поэтому, думаю, справимся.
– Какие дальнейшие планы по сезону?
– До конца года проведем традиционную «Рождественскую гонку». Это закрытие календарного года для нас. Она пройдет 25 декабря, в последнее воскресенье года. У нас есть люди, которые работают, есть те, кто учится в колледже, поэтому суббота для них загруженный день. Стараемся проводить соревнования так, чтобы никого не обидеть, чтобы все могли покататься. Каждые соревнования для нас это не просто «покатушки-междусобойчики», а еще и проверка того или иного пилота, как готов он и какова готовность его техники. Мы смотрим, сможет ли он выступить за команду уже на более серьезных стартах, или сможет выступить во второй команде, либо вообще только в личном зачете.
Что касается гонок, которые пройдут в следующем году, календарь мы не меняем. Будем проводить чемпионат Усинска, начинаем с «Кубка Севера». Недавно звонили из Нарьян-Мара, вроде там все в сторону развития пошло, закупают спортивные карты, так что, возможно, приедут и составят нам конкуренцию. Этот кубок идет в зачет первого этапа чемпионата города. Затем пройдут соревнования по фигурному вождению и на знание ПДД, это будет второй этап. Потом будут гонки ко Дню Победы и Дню защиты детей. И если поймаем в сентябре погоду, то пятый этап проведем осенью. Но в принципе возможен и формат нынешнего года: поговорили с ребятами, и многие за то, чтобы провести пятый этап в декабре.
Чемпионами Усинска по итогам общего зачета стали: Владислав Тимофеев (класс «Супер-мини»), Роман Павлюк («Национальный»), Илья Иванов («RM-Junior»), Сергей Канев («RM»). Михаил Тесля признан лучшим юным пилотом.
Три года подряд ездили зимой на чемпионат Коми в Сыктывкар. Пока на следующий год конкретных планов нет. Мы бы с удовольствием приехали и посоревновались с местными спортсменами на обновленном республиканском стадионе. Знаю, что чемпионат «Супершип» возобновляется и вновь после долгого перерыва вернется на стадион (первая гонка сезона пройдет четвертого января – авт.). Картинг мог бы быть гонкой поддержки, как это проходит в других видах автоспорта, в той же «Формуле-1». Посмотрим, пройдет первая гонка сезона «Супершип» на обновленном стадионе, и потом, может быть, старты по картингу тоже туда удастся нам вписать.
– Как вы видите эту гонку поддержки?
– Соревнования по картингу могли бы пройти в тот же день, что и «Супершип», но, скажем, утром, а возможно, за день-два до. Пока разговоров с организаторами у нас не было, но вообще такие планы есть, надеюсь, что вернемся к ним и реализуем.
Проведение в столице региона соревнований по картингу имеет большое значение, ведь это может дать импульс к развитию этого вида спорта в Сыктывкаре. Пока, к сожалению, картинг там держится только на плечах энтузиастов. Если у нас клуб работает при усинской спортивной школе №1, то в столице такого нет. Поэтому можно считать, что официально картинг развивается только в Усинске. Так быть не должно, потому что технические виды спорта нужно и важно развивать.
– В регионе у вас сильнейшая команда, и «Республика» регулярно сообщает о победах усинских ребят. А как быстро идет смена поколений и много ли новых звездочек?
– Перспективные ребята, на которых мы обращаем внимание, конечно, появляются. Есть Роман Павлюк, который «стреляет» сейчас в классе «Национальный», в этом году стал чемпионом Усинска. Идет смена поколений, в этом классе у нас всегда выигрывал Илья Мотренко, он перешел в более мощный класс, где пытается конкурировать, но ему еще нужен вкат. А вот в «Национальном» лидером стал Роман, и пока его догнать никто не может.
Вообще если брать классы «Национальный» и «Юниор», то там сейчас все новые ребята, они пришли заниматься в конце октября, и это были для них первые соревнования. В классе «Супер-мини» Владислав Тимофеев последний сезон выступает, потому что мальчишка тоже растет. Остальные ребята подтягиваются, например, Никита Джигалло будет лидером класса «Супер-мини», теперь и лидером команды в этом классе в случае выездных соревнований: межрегиональных и чемпионатов республики. У нас всегда идет взаимозаменяемость: если кто-то уходит в более взрослый класс, то уже есть готовый человек, который его сменяет и берет на себя лидерство.
– С какого возраста идет набор? Ребята, пришедшие в октябре, каких возрастов?
– Мы собираем общую разновозрастную группу: кому-то девять лет, кому-то 15. Все вместе ребята изучают теорию, а после сдачи экзаменов мы их раскидываем по группам: малышей оставляем с малышами, тех, кто постарше, переводим к старшим.
– Какое общее количество ребят в клубе?
– Если брать тех, кто уже работает и учится, то около 60. Не всегда все приходят в клуб, но постоянно помогают, например, в судействе. Детей, которые занимаются каждый день, около 40.
– Число участников из года в год увеличивается или примерно одно и то же?
– Я объявляю набор, например, двухнедельный, но у меня есть некая планка: скажем, в этом году беру десять человек. Если желающих больше, то порой просто вынужден отказывать, так как нет столько техники. Если буду в год брать 30-40 ребят, то не все получат должное внимание от меня как от тренера. Если этого внимания ребенок не будет получать, то не будет расти как спортсмен. Поэтому подход такой: лучше брать меньше детей, но подходить к их обучению более качественно.
– В клубе занимаются две девочки – Милолика Вокуева и Виктория Ремешевская. То, что девчата занимаются картингом, это необычное явление или всегда одна-две были в клубе?
– Было время, когда девчонки активно приходили. Потом вообще никого не было. Вика задержалась и занимается уже третий год, ей нравится. Моя дочь Милолика только начала заниматься и тоже делает это с удовольствием. У нас бывают в мороз гонки, но девочки хотят тренироваться. Иногда говорю дочери: «Давай сегодня не пойдем, холодно», но она отвечает: «Нет, хочу-хочу».
– А по манере вождения вы как профессионал можете отличить парня и девчонку, глядя со стороны?
– Разницы нет, и если взять Милу, то у нее вообще дерзкая манера езды, она наваливает и наваливает, иной раз повороты на газу проходит. Я, наоборот, ее в этом плане сдерживаю, говорю, что лучше сбросить газ и спокойно пройти поворот. Кажется, что все так просто – дал газу, и все, но всегда думать надо, и об этом я всем ребятам говорю.
Виктория, которая занимается третий год, причем довольно успешно, на недавних стартах не справилась с эмоциями. В классе «Национальный-юниор» у нее были заключительные соревнования, дальше будет выступать в «Супер-мини». В свое время она пришла с двоюродным братом Максимом Ремешевским, он немного постарше, в декабре ему исполняется 13 лет. До этого парень занимался хоккеем. Решил попробовать другой вид спорта. Успехи у него отличные, на чемпионате Усинска стал вторым, уступив лишь Владиславу Тимофееву. ↓
Ярослав СЕВРУК
Фото предоставлены Петром Вокуевым
Очень радует что автоспорт в Республике не заглох, а тяжело, но всё таки двигается вперёд благодаря энтузиастам, вот только Минспорта где то в этом движении потерялось! (