Легенда коми театра

Сто лет назад родилась народная артистка СССР Глафира Сидорова

Порядка трехсот ролей в спектаклях сыграла за семьдесят лет творческой деятельности народная артистка СССР Глафира Сидорова. Сто лет со дня ее рождения отметили 2 декабря спектаклем на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина и выставкой в музее истории этого же театра. Напомним, что легендарная актриса ушла из жизни в декабре 2019 года – в возрасте 97 лет, а на сцене драмтеатра играла до начала нынешнего века.

Театр – ее жизнь

В день рождения актрисы сыктывкарской публике был представлен спектакль «Театр – моя жизнь», а на выставке можно было увидеть личные вещи Глафиры Сидоровой – театральные костюмы, портреты, фотографии, книги и даже предметы мебели.

Перед началом спектакля директор драмтеатра Михаил Матвеев напомнил зрителям о жизни и творчестве актрисы, которую знали не только на родине, но и в масштабах страны.

– В 1938 году будущая звезда коми сцены была принята в национальную театральную студию и поехала на учебу в ГИТИС, – рассказал он. – Через три года началась война, и студентов отправили рыть противотанковые траншеи под Смоленск. Так начиналась творческая биография Глафиры Петровны. А затем были сотни ролей, и в каждом образе она органична. Лирическая героиня, отрицательный персонаж, комедийная фигура, драматическая роль – с каждой ролью она справлялась легко, убедительно и достоверно.

Председатель Союза театральных деятелей Коми Елена Пекарь напомнила о том, что Глафира Сидорова пятнадцать лет – с 1985 по 2000 год – возглавляла творческий союз и успела многое сделать на этом посту.

– Это было сложное время, когда рушился СССР, и многие творческие союзы просто погибли, а наш СТД устоял, – напомнила Елена Пекарь. – Наверное, благодаря тому, что на местах в регионах жили и работали такие председатели, как Глафира Петровна. Накануне развала СССР она добилась того, что было выделено финансирование на строительство в Сыктывкаре Дома актера. Деньги были перечислены, разработана проектно-сметная документация, оставалось только начать строительство, но грянул 1991 год, и все пропало.

Режиссер Юрий Нестеров напомнил, что спектакль «Театр – моя жизнь» он поставил десять лет назад – еще при жизни Глафиры Сидоровой. Постановка основана на ее автобиографии. Сейчас спектакль восстановили. Воспоминания Глафиры Петровны из книги озвучили восемь актрис театра – каждая из них представила определенные эпизоды из биографии легендарной коллеги. Зрители узнали про детство девочки из коми глубинки, про ее учебу в Москве, войну, возвращение в Сыктывкар, размышления о мастерстве актера и воспоминания о сыгранных ролях. Постановку органично дополнили телезаписи спектаклей драмтеатра с участием Глафиры Сидоровой из фондов «Коми гор».

В зрительном зале присутствовала дочь Глафиры Сидоровой – Любовь Николаевна Емельянова, а земляки актрисы из сыктывдинского села Палевицы приехали в город на автобусе целой делегацией.

В числе мероприятий к юбилею актрисы также планируется установка мемориальной доски на доме, в котором она жила в Сыктывкаре.

Личные воспоминания

О своей жизни Глафира Сидорова к своему 70-летию написала и издала автобиографию «Театр – это жизнь». Родилась будущая актриса 2 декабря 1922 года в деревне Ивановка (недалеко от села Палевицы) Сыктывдинского района в крестьянской семье. В шесть лет она пошла в школу. Через два года семья переехала в Сыктывкар и поселилась в Заречье. Родители тяготели к искусству: отец в армии занимался музыкой, а мама работала контролером в театре, и Глаша унаследовала эту тягу – с четвертого класса участвовала в школьных концертах и постановках. Каждый день, чтобы попасть в школу, ей приходилось переплывать на лодке Сысолу, а зимой переходить реку по льду. В составе молодежных дружин она трудилась на речном лесосплаве.

В 1936 году Глафира успешно сдала экзамены в коми студию при Коми драматическом театре, но из-за юного возраста ее не приняли. Она надела мамино платье и с помощью варежки придала груди рельеф, чтобы казаться взрослее. Когда читала басню Крылова – варежка выпала. И только через два года она стала студенткой коми национальной студии при Московском институте театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС). Учебу прервала война. Летом 1941 года Глафиру, как и большинство студентов, направили на укрепление оборонительной линии на дальних подступах к столице. Студенческий отряд театрального института повезли под Смоленск. В дороге поезд несколько раз бомбили немцы. Студенты каждый день рыли окопы, а над их головами летали немецкие самолеты.

«Неоднократно мне приходилось видеть смеющиеся лица немецких летчиков, – вспоминала эти годы актриса. – Потом, когда кончилась война и я играла в какой-то пьесе, по ходу действия надо было показать немца. А у артиста это не получалось, и тогда я предложила ему представить, как «жить в убийстве с улыбкой». А немцы именно так себя и вели – они расстреливали наших людей с улыбкой. Иногда немецкие летчики «шутили»: пролетали так низко, что едва не касались наших голов колесами шасси. Немецкие летчики не гнушались гоняться и за одиночками, такими как я. Сперва самолет проскользнул над моей головой, я упала в траву. Там оказалась маленькая ямка, я спрятала туда голову, как страус. Потом самолет сделал заход и прошелся надо мной уже во второй раз, строча из пулемета. Мне удалось спастись, но я никогда не забуду тот страшный сентябрьский день 1941 года…»

В Москву вернулись только пять студенток, в числе которых была Глафира. Остальные погибли. Осенью студийцев и часть преподавателей отправили в эвакуацию в Сыктывкар, где продолжилось обучение. В списке эвакуированных – 31 фамилия. Еще из списка можно узнать, что в Сыктывкаре Глафира Сидорова вместе с мужем – тоже студентом национальной студии – Николаем Турубановым (впоследствии он стал народным артистом Коми АССР) проживали по адресу: улица Заречная, дом 34. С мужем они познакомились во время учебы в Москве. Глафира Петровна овдовела в январе 1981-го.

Через год по окончании ГИТИСа молодая артистка поступила в труппу республиканского драматического театра. Одной из ее дипломных работ стала главная роль в драме Николая Дьяконова и Степана Ермолина «Домна Каликова». В числе первых ролей – Катерина в спектакле по пьесе Александра Корнейчука «Партизаны в степях Украины».

В мае 1944 года Глафире Сидоровой вручили медаль «За оборону Москвы». Она считала ее самой важной своей наградой. А наград и званий было много. В 1945 году ей присвоили звание «Заслуженная артистка Коми АССР», в 1980-м она стала народной артисткой СССР. В 2005 году актрису наградили орденом Дружбы, в 2007-м она была удостоена премии имени Степана Ермолина в области театрального искусства «Зарни кодзув».

Широта творческого диапазона

В своей автобиографии актриса писала: «Еще до поступления в театр я думала, глядя на сцену, как это, наверно, ответственно – говорить со зрительным залом с этих подмостков. Говорить от имени тех, кого приходится играть, вкладывая в роль свое негодование, радость, слезы, раздумья и бессонные ночи. Правда искусства требует от актера раскрытия типических черт характера, сознательного отбора красок и оттенков, сознательного преувеличения, если в этом есть необходимость. Поэтому включение в творческий процесс, переход от реальной жизни к жизни на сцене требуют от актера большого умения».

Она сыграла во множестве спектаклей на коми языке: «Клин клином» Василия Леканова (Марфа), «Кысько тай эмось» Геннадия Юшкова (Павла), «Шондiбаной, оломой» Петра Шахова (Аксинья), «Бунт в Усть-Куломе» Савина (Дарья Попова) и других. Среди спектаклей на русском языке «Бесприданница» и «Гроза» Островского (Ефросинья Потаповна и Кабаниха), «Поднятая целина» Шолохова (Лушка), «Егор Булычев» Горького (Меланья), «Молодая гвардия» Фадеева (Люба Шевцова), «Идиот» Достоевского (Настасья Филипповна», «На дне» Горького (Квашня), «Власть тьмы» Толстого (Матрена). Одни из последних ролей – в 2001 году Васса Железнова («Васса Железнова» Горького) и в 2003 году – Галчиха («Без вины виноватые» Островского). Есть в ее профессиональном списке и одна мужская роль – юный паж из «Ромео и Джульетты» Шекспира.

И режиссеров, и зрителей поражала широта творческого диапазона актрисы. Казалось, не существует таких ролей, которые она не смогла бы сыграть, раскрыть образ своих героинь – молодых или пожилых, положительных или отрицательных, главных или эпизодических, драматических или комедийных. Как-то известный советский режиссер Анатолий Головин назвал ее «коми Мордюковой». Он отметил, что считает Глафиру Сидорову не только выдающейся драматической артисткой с мощным социальным темпераментом и глубокой душой, но и человеком, целиком преданным искусству театра, который воспринимает свою профессию как важнейшую миссию и жизненное предназначение.

Глафира Сидорова активно проявляла себя не только на сцене. Долгие годы она руководила творческой студией в республиканском училище искусств. Как член сыктывкарского Совета народных депутатов, делегат городских и областных партийных конференций она старалась решить насущные для театра и в целом для города вопросы. Член КПСС с 1946 года. На 34-й областной партийной конференции была избрана делегатом ХХVI съезда КПСС и членом Коми обкома КПСС. Неоднократно избиралась председателем местного комитета театра и секретарем партбюро. А за вклад в развитие женского движения в Коми удостоена в 2001 году памятной медали Союза женщин России.

Глафира Сидорова любила домашних животных. В семье были сибирская кошка Шпуня, ангорский кот Снежка, собака Альма, а любимец Филя породы болонка участвовал в постановке «Бешеные деньги».

«Размышляя о своей жизни, не раз думала: могла ли я мечтать, родившись в бедной крестьянской семье в маленькой захолустной коми деревеньке, что стану свидетельницей преобразования родного края? Могла ли думать, что за свой скромный труд буду удостоена высокого для каждого работника искусства нашей страны звания – народной артистки СССР? Такое не снилось и не мечталось, не думалось и не ожидалось. Спасибо учителям и товарищам по искусству, без которых не могла бы я достичь успеха на сцене! Спасибо стране за мою необычную судьбу. Эти слова, возможно, звучат патетично, но в них нет лжи, в них бьется мое сердце. Они рождались в моей душе – горячими, вдохновенными, добрыми!» – писала она в своей книге. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Легенда коми театра"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.