После долгого перерыва прошел конкурс профессионального мастерства среди специалистов общедоступных муниципальных и государственных библиотек Коми. С 1 июня по 3 сентября проходил заочный этап, где участницы представили свое портфолио в формате видеоролика «Портфель карьерного роста» и эссе «Перспектива».
30 сентября в онлайн-режиме состоялся заключительный этап, который включал три задания: «Конструктор идей» (защита творческого проекта), «Полигистор» (тестирование участников на эрудицию) и «Книжка счастья» (рекомендация заранее выбранной книги). Члены жюри, учитывая результаты этапов конкурса, качество представленного пакета документов, определили победительницу. Ею стала главный библиотекарь Центральной детской библиотеки Сыктывдинского района Александра Мишарина. Лучшего специалиста наградили стажировкой в Межрайонной централизованной библиотечной системе имени Лермонтова в Санкт-Петербурге. Перед поездкой в Северную столицу победительница рассказала «Республике» о себе и своей работе.
– Профессия библиотекаря была вашей мечтой с детства или «так получилось»?
– Скорее, «так получилось». Я окончила филологический факультет Сыктывкарского государственного университета по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». В августе 2018 года мы с дочерью переехали из Корткеросского района в село Выльгорт. К сожалению, в школе не оказалось вакансии филолога. А так как мы с дочкой очень любим читать, то почти сразу же записались в библиотеку. И в октябре 2019-го я переступила порог детской библиотеки уже в качестве ее сотрудника.
– Какова специфика работы в детской библиотеке?
– Возраст наших читателей «от 0 до 99 лет». Работая на абонементе, постоянно знакомишься с новыми людьми. Приходят дети с родителями, внуки с бабушками, братья с сестрами. Пока оформляешь формуляр, невольно узнаешь от юных читателей об их увлечениях. Порой ребята сами рассказывают о своих родителях и их хобби. Получается, что за основными сведениями на детском формуляре кроется гораздо больше информации. Мы легко подбираем литературу, ориентируясь на интересы читателей, приглашаем их на то или иное мероприятие, а некоторые друзья библиотеки и сами становятся библиотечными волонтерами и проводят мастер-классы, творческие встречи.
А еще в работе с детьми нужно применять актерское мастерство, главное – не переиграть, а то получишь обратный эффект: пытливого читателя не обмануть. Современные дети знают гораздо больше, чем нам кажется. Иногда не зазорно спросить у них совета или узнать значение модных слов, чтобы не чувствовать себя олдом (от англ. old – старый).
– Что сейчас читают дети? Чем отличается их круг чтения от того, что читали их родители?
– К нам часто приходят родители и берут книги, которыми сами зачитывались в детстве. А потом с сожалением их возвращают, потому что ребенку «скучно и неинтересно». Возможно, книга оказалась «не по возрасту» или взрослым стоит «встряхнуть пыль» и заглянуть на полки современной литературы, чтобы лучше понять своего ребенка. Наиболее востребованы книги о подростках, смешные истории из жизни сверстников – не стареют рассказы Виктора Драгунского и Михаила Зощенко. Востребованы также тематические 4D-энциклопедии с дополненной реальностью.
Круг чтения современных детей разнообразен: фэнтези, детективы, приключения, истории про монстров, книги о животных… Некоторые посетители библиотеки хорошо ориентируются в книжном фонде, увлечены определенной темой и буквально «съедают» все книги. Например, про индейцев. Зачастую читатели просят дать почитать что-нибудь интересное. В таком случае мы советуем обратить внимание на тематические выставки, к примеру, «Новинки из книжной корзинки».
– Какие интересные или забавные вопросы дети задают про книги?
– Очень много ляпов встречается в списках летнего чтения, выдаваемых детям на каникулы. Юные читатели просят «Федорино горе» Чайковского (вместо Чуковского), «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» ищут на полках под авторством Белкина, а не Пушкина, иногда спрашивают «Кавказского пленника» без указания автора. Мы, конечно, находим книги и в очередной раз объясняем, кто есть кто.
А недавно в библиотеку пришла девушка лет семнадцати готической внешности и попросила «страшилки». Я порекомендовала посетить Центральную библиотеку, так как мы обслуживаем читателей до 15 лет, но девушка осталась и выбрала для чтения детский ужастик из серии «Большая книга ужасов». Каждый читатель у нас найдет книгу на свой вкус.
Конкурс профессионального мастерства среди специалистов библиотек Республики Коми направлен на стимулирование творческой активности и роста профессионального мастерства молодых библиотекарей общедоступных муниципальных и государственных библиотек региона. На конкурс поступило десять заявок из девяти муниципалитетов Коми. Участницы продемонстрировали свои профессиональные умения и навыки, теоретические знания в области библиотечного дела.
Второе место присуждено Марине Савосько – заведующей сектором информационной работы отдела новых информационных технологий Центральной городской библиотеки Сыктывкара. Третье место заняла Дина Голубова – ведущий библиотекарь библиотеки-филиала №13 Централизованной библиотечной системы Воркуты. Призом за второе и третье места стала стажировка в государственных и модельных библиотеках нового поколения Республики Коми. Конкурс планируется проводить раз в два года.
– Чем современный библиотекарь отличается от своего коллеги конца прошлого века?
– На мой взгляд, библиотекарь должен соответствовать времени, быть креативным, хорошо ориентироваться в литературе, быть готовым к изучению всего неизвестного ему.
Я еще помню библиотекаря конца прошлого века. Да, тогда в библиотеках было холодно, сыро и серо. Нас в сельской библиотеке встречала бабушка в тулупе. А потом ее сменила Екатерина Семяшкина. Молоденькая, инициативная, всегда с улыбкой на лице. В такой дружелюбной обстановке читать книги было в удовольствие. Я благодарна Екатерине Анатольевне за то, что она привила любовь к чтению и до сих пор поддерживает меня, радуется успехам.
Что сказать о современном библиотекаре? Мне очень нравится выражение о том, что современный библиотекарь – это «универсальный солдат», который не только выдает читателям книги, газеты, журналы и возвращает их на место, но и выполняет множество различных задач: классификацию, систематизацию, обработку запросов читателей, оперативный поиск и выдачу книг, периодических изданий, аудиовизуальных или цифровых материалов и так далее.
Меняются формы работы, что повышает ее эффективность. Хранители книг ощутили это на себе во время пандемии. Пришлось срочно перестраиваться, пройти обучение современным технологиям по продвижению чтения. Мы научились монтировать видеоролики, составлять онлайн-кроссворды и онлайн-квизы. Пользователи впервые услышали голоса библиотекарей на подкаст-канале «Библиотеки Сыктывдина онлайн». Успехам в овладении информационными технологиями мы обязаны заместителю директора Алексею Пыхтееву. Благодаря его помощи коллеги даже из отдаленных районов справляются с техникой в один клик.
– Можно ли отвлечь детей от гаджетов и приучить к чтению книг?
– Давайте будем честными, полностью отвлечь от гаджетов не получится, и обойтись без них невозможно. Сейчас все автоматизировано, и нельзя однозначно сказать, что гаджеты отвлекают от чтения. Мы все чаще привлекаем читателей к участию в онлайн-мероприятиях. Участники учат текст, зачитывают его на видео, монтируют ролик и помещают в социальных сетях. Получается, «книга» плюс «смартфон», в итоге «электронный продукт».
Помимо этого, в рамках модернизации для библиотеки закуплены планшеты. В них загружены развивающие игры, а еще с помощью специального приложения гаджеты позволяют читать книги с дополненной реальностью, делают чтение интерактивным. Читателям также открыт доступ к электронным библиотечным ресурсам и хранилищам библиотеки ЛитРес, единому порталу НЭБ РФ.
– У вас библиотека сельская, но, видимо, ее можно назвать отчасти и городской. До столицы рукой подать. Есть из-за этого своя специфика работы?
– Да, непосредственная близость к столице республики сказывается на специфике нашей работы. У наших читателей всегда есть выбор: прийти к нам или посетить городские библиотеки. Наша задача – сделать так, чтобы местный читатель не забывал библиотеку «у дома».
Для привлечения читателя мы стараемся выбрать свой неповторимый формат, показать особенность сельской библиотеки, например, через раскрытие уникального краеведческого материала. Такой вот библиотечный менеджмент получается. А еще близость к городу дает нам возможность организовывать совместные мероприятия с крупными библиотеками, посещать встречи с писателями, вывозить читателей на творческие мероприятия.
– Вашей наградой за победу в конкурсе стала стажировка в одной из крупных библиотек Санкт-Петербурга. Чему бы хотелось научиться у коллег?
– Безусловно, любопытно взглянуть на работу российской библиотеки, тем более что для меня это первая профессиональная командировка в Северную столицу. Мне будет интересно все: от деталей оформления библиотеки до знакомства с ее деятельностью. Информацию я возьму на заметку и, возможно, применю на своей площадке. А еще мне хочется провести время с пользой для своего развития. В афише на сайте питерской библиотеки имени Лермонтова меня заинтересовал литературный семинар для начинающих писателей «Зачем писать?» и арт-терапевтическое занятие с Натальей Шумак. Постараюсь посетить.
– Ровно год назад ваша библиотека открылась после ремонта в статусе модельной. Что изменилось?
– В рамках реализации нацпроекта «Культура» все больше внимания уделяется сельским библиотекам, которые становятся модельными. Наша библиотека тоже преобразовалась. Произведен капитальный ремонт помещения библиотеки, обновлена техническая база, закуплена новая мебель, улучшен парк автоматизации – моноблоки, интерактивный глобус, МФУ, принтер для цветной печати. Было приобретено специализированное оборудование для людей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря гранту в республиканском конкурсе на звание лучших муниципальных учреждений культуры Республики Коми в номинации «Лучшая библиотека – 2020» и успешной реализации библиотечных проектов закуплены планшеты, мультимедиаплееры с хорошими наушниками, проводные гарнитуры, фотоаппарат и мультстудия.
– А в этом году ваша библиотека стала носить имя поэта Сергея Михалкова, который в 1940 году посетил Коми АССР.
– Да, в сентябре состоялось торжественное «имянаречение» библиотеки. Это очень почетно – носить имя выдающегося советского и российского детского писателя, тем более что в регионе мы единственные, кто вошел в содружество библиотек имени Сергея Михалкова. Присвоение библиотеке его имени неслучайно – это подтверждение статуса учреждения и профессионализма сотрудников.
Меня окружают опытные коллеги, знатоки библиотечного дела. Заведующая библиотекой Елена Ваховская даже с закрытыми глазами найдет нужную книгу на стеллаже и всегда ответит на любой вопрос. Она для меня – воплощение неутомимого труженика. Татьяна Крутова, директор Сыктывдинской централизованной библиотечной системы, держит коллектив в тонусе, хорошо ориентируется в современных трендах инновационного библиотечного развития. Она настоящий стратег. Успешное участие в республиканском конкурсе «Библиотекарь года – 2022» – это результат моей работы в одной команде с профессионалами. ↓
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Современный библиотекарь – это «универсальный солдат»"