На тайге в Коми по-прежнему зарабатывают в три раза больше, чем тратят
Сложный лесопожарный сезон потребовал приглашения летчиков и пожарных из-за пределов Коми, а также дополнительного финансирования из региональной казны. И в следующем году расходы на лесную службу планово вырастут по сравнению с нынешним. Финансовые вопросы, связанные с защитой и восстановлением лесов, обсудили в Госсовете Коми на совещании, посвященном госпрограмме «Развитие лесного хозяйства».
Перед началом совещания, общаясь с журналистами, председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Попов отметил, что в этом году на финансирование мероприятий по госпрограмме уже израсходовано 907 миллионов рублей. При этом лишь 203 миллиона из них региональные, поскольку лес – федеральная собственность, то и оплата мероприятий госпрограммы идет в первую очередь из федеральной казны. В целом же до конца года планируется освоить 1,15 миллиарда.
– Это большие деньги, и при грамотном управлении можно получать хороший эффект, – подчеркнул Александр Попов. – Вместе с тем есть и проблемы. В этом году был непростой лесопожарный сезон. Есть сложности с устаревшими материалами лесоустройства, которые тоже мешают результативно управлять существующим лесным фондом. На контроле депутатов находится межевание земель лесного фонда, которые переданы в аренду под оленеводство. Периодически мы поднимаем вопросы состояния зданий лесничеств и кадровую проблему, вопросы лесовосстановления. Но в целом отрасль работает успешно, решая как основные задачи, так и возникающие непредвиденно.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Екатерина Киселевич сообщила, что бюджет госпрограммы на 2023 год запланирован в размере 1,261 миллиарда рублей. Финансирование увеличилось и за счет региональной казны (плюс 18,7 миллиона на содержание лесничеств и Коми лесопожарного центра), и за счет федеральной – на 90 миллионов. Но и в этом году финансирование оказалось выше, чем запланировали ранее. В частности, из резервного фонда региона правительство Коми выделило дополнительные 9,5 миллиона для выплат местному населению, помогавшему в тушении лесных пожаров. Также в июле было принято решение об увеличении бюджетных ассигнований из бюджета республики для увеличения зарплаты работникам госучреждений в лесной отрасли – почти на 39 миллионов рублей. Потом из резервного фонда правительства Коми пришло более миллиона рублей для восстановления конторы Удорского лесничества, которая пострадала от пожара, случившегося из-за удара молнии. Из федерального бюджета выделили дополнительно 1,199 миллиарда на увеличение площадей лесовосстановления.
Но и доходность у госпрограммы тоже хорошая, из года в год лесная служба перечисляет в региональный и федеральный бюджеты в целом примерно в три раза больше, чем она из них получает. В этом году за первые девять месяцев в бюджет Коми, например, ушло уже более 1,2 миллиарда, в федеральный – более 1,77 миллиарда. Доходы идут в первую очередь от использования лесов, передачи их в аренду.
Лесная служба регулярно проводит проверки, в том числе по поводу незаконных рубок. Они у нас по-прежнему невелики, в нынешнем году объем незаконно срубленной древесины составил 5832 кубометра, это 0,04 процента от общего объема лесозаготовок в Коми. Сумма возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства за первые девять месяцев года составила порядка 340 миллионов рублей. Но в основном это не штрафы за незаконные рубки (на них приходится порядка 3,3 миллиона), а платежи по искам в связи с загрязнением земель нефтепродуктами на севере республики.
Также министр рассказала о борьбе с лесными пожарами. В нынешнем году их зафиксировано 445, в первые сутки ликвидирован 121, или 27 процентов от общего числа пожаров. А плановое значение было 44,4 процента. Не удалось достигнуть показателя, поскольку лето было засушливое, грозовое, лесные пожары зачастую возникали массово и на труднодоступных территориях. Всего огнем было пройдено 57 977,1 га, 49 пожаров перешли в категорию крупных. В целом этот сезон на фоне многолетних наблюдений по официальной классификации охарактеризован как «высокой и чрезвычайной горимости». Первый пожар возник еще 8 мая, а наиболее сложная обстановка была в июле и августе. Из-за того, что наши лесопожарные формирования уже просто не справлялись, из других регионов на помощь привлекли 17 летчиков-наблюдателей и 503 работника парашютно-десантной пожарной службы.
Кроме защиты лесов от пожаров, «черных лесорубов» и загрязнителей, в мероприятия госпрограммы входили традиционное проведение лесопатологических обследований, санитарно-оздоровительных мероприятий (с этим возникали сложности – бизнес санитарные рубки по контрактам проводить не хочет, поскольку древесина на выходе бросовая, но такова ситуация во всех многолесных регионах), установка различных знаков, наглядной агитации в лесах, благоустройство мест отдыха.
Планы по искусственному лесовосстановлению – 2992,7 га – Коми в этом году выполнила (на начало октября не хватало буквально одного гектара, но работы еще продолжались, в принципе на тот момент по погодным условиям это было нормально).
В программе есть показатель, достижение которого от министерства фактически не зависит. Касается это доли семян с улучшенными наследственными свойствами в лесовосстановлении и зависит от заготовки семян, которые по селекционным параметрам проходят как нормальные и улучшенные. Но на 2020-2025 годы финансирования в бюджете Коми на эти цели не предусмотрено. Так что занимаются такой работой только сами лесопользователи за счет собственных средств, соответственно, повлиять на этот процесс в лучшую сторону минприроды Коми никак не может.
Еще одна проблема, которую Екатерина Киселевич озвучила, беседуя с журналистами, – нехватка техники, в том числе для борьбы с лесными пожарами и патрулирования лесов. Кроме того, нужно приводить в порядок конторы лесничеств, многие из них в плачевном состоянии. Также нужно расширять вертолетный парк, чтобы улучшить систему авиационной охраны, увеличить количество видеокамер для наземного мониторинга лесных пожаров, есть идея задействовать в этом процессе и квадрокоптеры.
В ходе совещания министр, говоря об аукционах по купле-продаже древесины на корню (это важно для развития малого и среднего бизнеса), отметила, что цена на нее достаточно высокая – 895 рублей за кубометр, поскольку включает в себя мероприятия по лесовосстановлению. Депутат Илья Сидорин высказал мнение, что ценообразование нужно как-то менять, иначе можно потерять часть малого лесного бизнеса. Сейчас, по его словам, куб пиловочника уже за 3,5 тысячи не продать, не говоря уже о балансах. Так что, если учесть затраты на покупку леса, его заготовку, вывоз, переработку, сушку, может получиться, что и дохода от продажи продукции не окажется. Екатерина Киселевич сообщила, что изменение методики расчетов проработано, предложения отправили в другие минприроды по СЗФО, чтобы обсудить их вместе и подготовить обращение на уровень Федерации. ↓
Анна ПОТЕХИНА
Фото Купавы ВОЛКОВОЙ
Оставьте первый комментарий для "Расходы и доходы лесной службы"