Хранитель всея вселенныя

В Национальном музее Коми представили коллекцию крестов

Самым известным знаком в истории человечества можно назвать крест. Его изображение встречается в культуре практически всех цивилизаций. Еще до появления христианства крест стал сакральным знаком в ряде религий. С ним были связаны различные обряды, мифы и легенды. Он являлся составной частью орнаментов, становился основой при строительстве жилищ и храмов, его изображения чеканили на монетах.

Более шестидесяти различных крестов можно увидеть на открывшейся в отделе этнографии Национального музея Коми выставке «Крест – хранитель всея вселенныя». Экспозиция представляет крест как главный символ духовного мира. Показано это через разные виды крестов, поступавших в музей с момента его основания в 1911 году. На выставке кресты различных форм, техник, материалов, типов и назначения. Православные кресты: нательные, наперсные, широко распространенные уже с первых веков крещения Руси; различные виды богослужебных крестов, попавших в музей во время забвения православной веры – напрестольные, выносные, закладные; а также паломнические реликвии. Самый большой экспонат – это кованый надкупольный крест с церкви в селе Ляли.

Предметный ряд дополнен фотографиями обетных крестов, запечатленных во время этнографических экспедиций; деталями традиционной одежды, утвари и украшениями в виде креста. Есть на выставке и редкая книга, изданная еще в царствование Петра I. Это сочинение митрополита Иоанна (Максимовича) «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную». Старинное издание проиллюстрировано европейскими гравюрами с изображениями креста. Книга была издана в 1709 году на полуславянском и полумалороссийском наречии, но «по темноте языка сделалась впоследствии для многих недоступною, так что многие выражали желание, чтобы книга эта переведена была на русский язык». В начале позапрошлого века вышло несколько ее переводов на русский язык, но они не были одобрены к напечатанию. И только после того, как беседа Ставрофилы с Господом была заменена беседою с Ангелом, перевод разрешили издать.

Один из разделов выставки посвящен «обережной» роли креста. Коми называют христианский наперсный крест словом «перна». Считалось, что нательный крест человека является его главным вуджöром – тенью-оберегом. В конце XVI – XVIII веке кресты носили на массивной цепи, звенья которой составлялись в два-три ряда и более. Такое женское традиционное украшение, носившееся поверх сарафана в качестве оберега, по-коми называлось «моль перна» и стало органичным дополнением праздничного костюма. Согласно полевым материалам финского этнографа Сирелиуса, и в начале XX века коми женщины нередко носили на груди не один, а сразу три наперсных креста в качестве центрального элемента «моль перна».

Посетители также могут увидеть, как образ креста использовался в бытовой повседневности. Изображением креста были отмечены предметы сугубо утилитарные: колыбели, прялки, посуда, пряничные доски, полотенца, рубахи, пасочницы.

– Всего в коллекции музея собрано порядка сотни крестов, – сообщила «Республике» куратор выставки младший научный сотрудник отдела этнографии нацмузея Анна Квирам (на снимке). – Однотипные решили не выставлять, и в экспозицию вошло шестьдесят два креста. Кресты датируются XVI-XX веками. Самые древние хранятся в музее археологии Европейского Северо-Востока Коми научного центра, и у нас они представлены в виде фото на планшетах. В коллекции нашего музея хранятся древнерусские образцы пятнадцати бронзовых литых крестов-тельников, найденных в 1920-1930-х годах в ходе археологических раскопок Шошкинского и Вотчинского могильников, датируемых XVI-XVIII веками. На выставке также можно увидеть кресты-мощевики, или энколпионы. Они изготовлялись полыми и использовались как пенал для хранения и постоянного ношения на груди различных оберегов.

Как рассказала Анна Квирам, одни из наиболее древних нательных крестов, найденных на территории Европейского Северо-Востока, датируются XII-XIV веками. Простые каменные кресты делали из яшмы, сланца, перламутра, малахита и янтаря. Некоторые из них имели серебряные накладки – обоймицы, украшенные сканью и зернью. Наиболее массово были распространены бронзовые нательные кресты. В XIX-XX веках нательные кресты отливали на заказ из меди, олова в специальных формах местные умельцы. Бытовали и деревянные «тельники» – пу перна из черемухи, можжевельника, березы. Их образцы также представлены на выставке.

В XIX веке существовали наградные кресты для духовенства различного статуса. 26 августа 1856 года императором Александром II был учрежден наперсный крест в память Восточной войны 1853-1856 годов. Им награждалось все российское православное духовенство от митрополитов до священников, которые несли службу как в военных, так и в других ведомствах России. После смерти награжденного крест передавался старшему в роду или помещался на вечное хранение в храм.

Обетные кресты на выставке представлены только на снимках. Например, крест в ижемском селе Сизябск. Он стоит во дворе одного из сельчан, наверное, уже более века. Деревянный крест порядком побит временем, и четыре года назад местные жители рядом поставили новый крест. Но и старый остался на своем месте. Ежегодно 9 августа, в Пантелеймон лун (день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона), жители села совершают тайное паломничество к этому шестиконечному трехметровому деревянному кресту. По мнению местных жителей, старинный крест – чудодейственный, поэтому и украшен множеством небольших разноцветных лоскутков с нашитыми крестиками. Каждый вышитый крестик – это рукотворная «молитва» об исцелении.

Сельчане приходят сюда не только 9 августа, но и в любой другой день, вернее ночь. Под ее покровом на старом кресте появляются новые лоскутки ткани с нашитыми на них крестами. Желательно, чтобы они были сшиты из одежды жаждущего исцелиться больного. Считается, что таким образом можно избавиться от всех болезней. Крестики на лоскутки нашивают в основном женщины, они и прикалывают их к деревянному кресту, чтобы предотвратить грозящее несчастье, смертельный исход болезни или просто заручиться успехом у высших сил в каком-либо деле. Процесс этот сопровождается молитвами и просьбами об исцелении. Крестики висят до тех пор, пока их не сорвет ветер или они полностью не истлеют. Некоторые сельчане в заботе о братьях наших меньших приходят сюда также 2 августа – в день Ильи-пророка, он считается покровителем домашних животных. Прикрепляют к кресту лоскутные крестики за здравие своих оленей, коров, лошадей и прочей домашней живности, которой в Сизябске много.

По местному преданию, святыня была установлена еще в позапрошлом веке во время крестного хода. Тогда в этом месте была окраина Сизябска. Но с тех пор село разрослось, и крест оказался почти в его центре. Еще в середине прошлого века в Сизябске стояло шесть подобных крестов. Они «закрывали» все ведущие в селение пути-дороги, не пускали нечистую силу – лешаков, «ходячих» покойников, рассказы о которых распространены у местных жителей, охраняли от мора и падежа скота. Со временем кресты порушились, упал и этот крест. Но его подняли и установили поблизости от того места, где он стоял прежде: у дороги, ведущей на кладбище. На местных кладбищах еще встречаются деревянные памятники в форме антропоморфных столбиков различной высоты. Сизябский крест снимали республиканские и федеральные телеканалы, его изучали этнографы.

«В деревне Косъёль на деревенской улице стоит обетный крест, – писал в 1970-х годах известный исследователь Русского Севера Генрих Гунн. – Прежде таких крестов было много, но они рушились от времени и уже не возобновлялись. Ставились кресты по случаю избавления от падежа скота. На Ижме, в животноводческом крае, падеж скота был великим несчастьем, равносильным неурожаю, потому так памятно было избавление от бедствия. Лучшие образцы обетных крестов поныне сохранились на Мезени, там они украшены резьбой, порой высокохудожественной». Действительно, обетные кресты когда-то стояли во всех ижемских селениях. В соседней с Сизябском деревне Бакур в 1920-е годы прошел падеж скота. Жители поставили деревянный крест на окраине, на высоком берегу старицы Курья. Мор скота прекратился. После этого сельчане ходили к кресту молиться. Простоял крест до конца 1940-х годов. До сих пор возвышается деревянный крест и в селе Гам. Традиция установки или восстановления обетных крестов возрождается. В деревне Ель, что рядом с Сизябском, несколько лет назад был поставлен деревянный шестиконечный крест с двускатной крышей на территории усадьбы молодого предпринимателя.

В Усть-Вымском районе республики – на Коквицкой горе в селе Гажаркерес удивляют кресты, стоящие во дворах. Они похожи на кладбищенские, но никто под ними не похоронен. История этого обычая такова: у одного из местных жителей дед вернулся с войны. На фронте он дал обет Богу, что, если останется жив, установит крест в честь святителя Николая. После войны поставил крест у себя во дворе. По его примеру и другие жители установили у себя во дворах деревянные поклонные или обетные кресты. А дети и внуки соблюдают традицию и обновляют кресты.↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

27 сентября православные отметили праздник Воздвижения Креста Господня. Издревле существовал обычай в день Воздвижения возводить часовни и малые церкви, а также воздвигать кресты на строящихся храмах.

В Коми крае был построен Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. Ставили в праздник Воздвижения и придорожные обетные кресты в благодарность за избавление от напасти и мора. В народной культуре праздник Крестовоздвижения имел множество обычаев и поверий. В этот день переходили к стойловому содержанию коров, доставали иконы для обхода полей с молитвой о будущем урожае.

Оставьте первый комментарий для "Хранитель всея вселенныя"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.