В Сыктывкаре регулярно проходят кросс-кантрийные (гонки по пересеченной местности) велостарты. 24-летний сыктывкарец Игорь Козловский – один из ярких представителей этого вида спорта в республике. Он не только попадает в призеры в гонках по «пересеченке» регионального значения, но и участвует в соревнованиях всероссийского уровня. При этом Игорь еще и талантливый механик, он занимается ремонтом и обслуживанием велосипедов, планирует открыть собственную мастерскую. О любви к велоспорту и мечте стать топом на уровне страны гонщик рассказал «Республике».
«Мне нравится скорость и адреналин»
– Вы с детства были спортивным парнем?
– Детство было активным. Много времени провел в пригородном поселке Седкыркещ, хоть и родился в Сыктывкаре. У нас там было хозяйство: скотина, огород. Это позволяло держать себя в тонусе. До шести лет жил там. Потом учился в городе и приезжал в Седкыркещ только на каникулы. В школе с шестого по девятый класс играл в баскетбол. Потом пошел учиться в Сыктывкарский политехнический техникум по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Учился четыре года. Это интересная часть моей жизни. За это время хорошо освоил профессию, был председателем студенческого совета, можно сказать, что создал этот совет и был лицом, связывающим студентов с администрацией. Мне были открыты те двери, которые закрыты для обычных студентов. Креативил, помогал в организации различных мероприятий.
Лет в пятнадцать у меня появился первый горный велик, и с первого же курса стал участвовать в кросс-кантрийных гонках. Велосипед – удобное средство передвижения. На нем можно и просто добираться куда нужно, и совмещать это с тренировками, со спортом. Велосипед со временем начал переделывать, изучать механику, стал читать статьи и смотреть видео. Это все больше и больше затягивало. Перебирал свой велосипед, покупал инструменты и помогал в ремонте друзьям.
– А до этого на каких велосипедах катались?
– На велосипеде научился ездить в четыре года. По мере взросления, естественно, они менялись. В седьмом или восьмом классе у меня был вообще такой старый советский велосипед. Еще на нем начал пытаться исполнять какие-то трюки: съезжать со ступенек, что-то перепрыгивать, ездить на заднем колесе. На горном велике уже стал по-настоящему прогрессировать. Мне нравится скорость и адреналин. Это то, что не получишь от каких-то других видов спорта, где нет скорости.
– В Сыктывкаре у нас самые известные соревнования по кросс-кантри – это так называемые «мясные гонки» (проходят на заброшенной трассе у бывшего Мясокомбината – авт.). Это был ваш первый старт?
– Да, участвовал впервые в 2016-м. Позвал друг из баскетбольной команды. На тот момент у меня был горный велосипед любительского уровня Stels за двадцать тысяч рублей, сейчас такой стоит порядка тридцати пяти тысяч.
– Как тогда выступили?
– Приехал последним. Но зарегистрировался сразу в категории «эксперты» и поехал, не зная трассы. Решил соревноваться среди экспертов, потому что мне казалось, что езжу быстро и в городе меня особо никто не догонял, но когда увидел настоящих спортсменов, которые ездят в несколько раз быстрее, чем новички, то понял, что сунулся не совсем туда. Заняв последнее место, думал, что вообще больше никогда туда не поеду, но затянуло. С тех пор не спускался в категорию ниже. Старался посещать все гонки. Так как это был летний сезон, то всегда мог на них попадать.
Вообще не тренировался вне гонок, но трассу потихоньку изучал, года через два с ребятами на том же велосипеде начал ездить в другие города. Эта движуха затягивала, ездил все быстрее и быстрее, года через два-три купил первую велоформу. Сейчас в Сыктывкаре я уже в числе лидеров среди экспертов. Лидер всегда меняется, тут все зависит и от трассы, и от состояния гонщиков, от погоды и готовности велосипеда.
– Кто в Сыктывкаре эти лидеры?
– Денис Абдурманов, Владимир Злобин, Евгений Уляшев, Денис Молодцов, Георгий Попов.
– Евгений же вообще бывший профессиональный лыжник, сейчас он активно развивается в триатлоне, является членом сборной страны по этому виду спорта. Вам летом в дуталоне (состязания проходили в беге и на велосипеде – авт.) удалось стать вторым после него. Триатлон вам тоже интересен?
– Да, хоть и не умею плавать, но планирую научиться, а пока с удовольствием участвую в дуатлоне. На том дуатлонном старте, где удалось стать вторым, дистанция была больше для велосипедиста, чем для бегуна, поэтому с хорошим отрывом от третьего места пришел вторым. Опять же в тот день были не все, кто мог бы составить достойную конкуренцию. После этого был еще дуатлонный старт на лыжной базе «Веждино» в Эжвинском районе Сыктывкара, там Женя Уляшев не участвовал, и я выиграл. У Дениса Абдурманова не задалось с велосипедом, поэтому мне немножко повезло.
Недавно в поселке Верхошижемье в Кировской области прошел чемпионат России по кросс-дуатлону. Там тоже был бег и велосипед. В кросс-дуатлоне участвовал впервые, а вообще там проходят кросс-кантри веломарафоны «Шижма», в них участвовал не один раз. Раньше марафон был 70-километровый для категории «эксперт», в этом году сделали 55. Езжу туда года четыре подряд. С каждым разом улучшаю позиции, потому что расту, развиваюсь. В этом году были амбиции на то, чтобы заехать в первую пятерку, все складывалось неплохо первые тридцать километров, но потом наша пятерка лидеров сбилась с пути, и мы оказались в двадцатке. В итоге к финишу приехал одиннадцатым. Конкуренция там очень серьезная, приезжают участники со всей страны.
Также участвовал в гонке «Евразия» в 2021-м, это многодневная гонка в Екатеринбурге. Было пять гоночных дней. Это реальные горные заезды, подъемы по 600-700 метров, потом такие же спуски. Гонка длится порядка 60-80 км каждый день. Это сложное мероприятие, и первый день был разминочный, всего девять километров, но я умудрился улететь в камни, разбил шлем. Дальше на гонку это не повлияло. Починился, приехал после падения не последним. В следующие дни приезжал 25-27-м среди 90 участников. Это при том, что на мероприятии я был впервые и там были сильнейшие со всей страны.
– Как-то специально готовились к этой пятидневке?
– Нет, это еще начало сезона было, июнь. Физически, как мне показалось, все были готовы одинаково. Конечно, у южан есть преимущество, так как у них нет такого зимнего периода, как у нас.
– А зимой вы не катаетесь?
– Катаюсь круглый год, сезон у меня никогда не закрывается. Мы с ребятами шутим, что закрываем сезон 31 декабря, а открываем
1 января. Но так делают немногие, зимой катаются порядка 20 спортсменов из ста, которые участвуют в гонках у нас в городе.
– Нужны специальные шины для зимней езды?
– Нет, я противник шипованных шин. Если хорошо чувствуешь велосипед, то можно ездить на любых покрышках. Достаточно немножко больше протектора, чем шины для асфальта, то есть на тех же покрышках, что ездят кросс-кантри, можно спокойно передвигаться зимой. Проблема будет только на голом накатанном льду. Чаще всего люди падают на льду, когда у них уезжает переднее колесо вбок, а когда заднее, то успевают среагировать. Когда понимаешь движение колес в необычном направлении, то проблем не возникает.
– У вас были жесткие падения?
– У меня примерно одно такое падение на тысячу километров происходит. В год получается порядка шести-семи подобных падений. Зимой падаю гораздо реже, потому что когда видишь поворот зимой и что там может быть опасно, то сразу сбрасываешь скорость до нужной. Скорость зимой ниже, чем летом. Летом могу и со ступенек улететь, и где-то на перилах перевернуться, и в лесу в деревья врезался на большой скорости. На гонке в Ухте рассек бровь и повредил нос, в Екатеринбурге, когда расколол шлем, тоже разодрал лицо. Чаще всего это просто ссадины на локтях и коленях.
– Потом как-то анализируете причины падений?
– В гонке всегда причина падения – это усталость, причина падения в городе – излишний риск. Я один из тех гонщиков, кто, катаясь в городе, пытается еще выполнять какие-то трюки и прыжки. Иногда задуманное превосходит мои реальные возможности, и тогда случается падение.
«В Инте я починил около 300 велосипедов»
– Вы ведь еще и ремонтом велосипедов занимаетесь?
– Учась в техникуме, понял, что не буду работать по профессии, а жизнь свяжу с велосипедами. Тогда активно тренировался на старом велосипеде и мечтал о новом – дорогом и быстром, смотрел на них, изучал этот мир дорогих велосипедов. Искал способ заработка. В то время уже мог спокойно делать легкий ремонт, но в Сыктывкаре большой клиентской базы не было, поэтому решил попробовать себя в Инте. Обратил внимание, что многие там ездят на неисправных велосипедах. Если человек разбирается, то заметить это может быстро и невооруженным глазом. Написав в местные соцсети, получил большой отклик, убедился, что людям действительно нужен качественный сервис. С конца апреля по середину августа работал в Инте. За все это время починил там около 300 велосипедов. Это было в последний год учебы, и в Сыктывкар возвращался, чтобы только сдавать экзамены и защитить диплом. После окончания техникума ушел в армию, служил в морской пехоте в Калининграде.
– На велосипеде там удавалось кататься?
– К сожалению, велосипеда там не было, хотя покататься хотелось. Немножко играли в баскетбол, вспомнил там, что это такое.
– Есть люди, которые называют службу в армии «потерянным временем». У вас как?
– Для меня армия – хороший период в жизни. Никаких проблем не было. За время службы получил звание старшего матроса. В армии нужно ко всему относиться просто и спокойно. Конечно, проявлять смекалку и инициативу, но всегда понимать, где ты находишься. Если каждый следующий день воспринимать с радостью, то служба спокойно проходит без нервов и сложностей. Некоторые товарищи по армии каждый день встречали с отрицательными эмоциями. Для таких, конечно, служба была мучением. Да и военная часть сыграла важную роль, потому что это элитная часть, таких в России всего пять. Спорта мне, кстати, в армии не хватало, поэтому выходил по вечерам и самостоятельно еще занимался на площадке. Выступал за батальон в беге, хотя бегать не очень люблю.
Отслужив, устроился на работу в веломагазин, где получил неоценимый опыт. На мощности этого магазина мог делать все, кроме того, что в принципе нельзя сделать в Сыктывкаре. В конце июля ушел оттуда и планирую развивать свое дело. Сейчас у меня большая клиентская база, есть знания и опыт. У меня есть такие услуги, которых нет в Сыктывкаре ни у кого. Собираю на заказ велосипеды, привожу запчасти на заказ, могу из Европы привезти готовый велосипед. Конечно, не любой, но подобрать можно. Постоянно консультирую людей в соцсетях по вопросу, какой лучше подобрать велосипед. Также полностью обслуживаю велосипеды, ремонтирую. Пока все делаю дома, но за зиму, думаю, разовьюсь и до отдельного помещения. К следующему велосезону уже планирую открыть свою организацию.
– Детали в связи с политическими событиями стало сложнее доставать или это больше надуманная проблема?
– Абсолютно не надуманная. Доставать детали сложно. Заказать из Европы можно не все и только у определенных людей, это неофициально. Дорогих велосипедов становится все больше, а обслуживать их теперь нечем. Реальная проблема. Пока какие-то остатки есть в России, но довольно быстро они закончатся. В следующем сезоне уже ничего не будет. С другой стороны, будет время, чтобы наладить поставки. Двух-трех поставщиков нашел из Европы, определился, буду с одним работать. Поставку надо ждать два месяца, и если что-то эксклюзивное сломается, например, такое, что можно только в Европе достать, а на дворе середина сезона, то все – ищи другой велосипед.
– Цены тоже выросли?
– Курс низкий, поэтому цены даже ниже стали. Сроки и наличие изменились. 60% дорогих брендов ушли из России.
– Если не секрет, то какова стоимость велосипеда, на котором вы выступаете на соревнованиях?
– 660 тысяч.
– А что там самое дорогое? Наверное, рама?
– Чаще всего, но не у всех дорогих велосипедах это так. Стоимость складывается из многих факторов. С рамой проводится большая инженерная работа. Она не просто склеена из карбона, а в ней просчитан весь вектор сил: куда и какие идут нагрузки, где можно сделать тоньше, где нужно сделать толще, чтобы все четко подходило, чтобы в деталях были минимальные зазоры. В целом вся велоиндустрия строится на трех слонах: вес, прочность и цена. Если это сделано очень легко и очень прочно, то это будет очень дорого.
Часто люди сравнивают велосипеды с машинами и говорят, что за такие деньги лучше купить машину. Если смотреть на это в сравнении, то мой велосипед в велоиндустрии – это как машина типа «Бугатти». Если сравнивать с «Рено Логаном», то понятно, что в сотни раз дороже «Бугатти». Такой велосипед нужен только гонщикам, только тем, кто готов его обслуживать, потому что это довольно нежная техника. Никогда не порекомендую такой велосипед людям для обычного катания, потому что если не ставить перед собой спортивных целей, то это бессмысленно и очень дорого.
– Вы не боитесь оставлять велосипед на велопарковке?
– У меня никогда не было противоугонных замков. Если уж еду на велосипеде и, например, надо забрать товар на почте, то просто оставляю его на улице и не пристегиваю, потому что человек, который знает, что это за велосипед, просто не возьмет. Обычно тот, кто ворует велосипеды, в этом сам хорошо разбирается. Того, кто не разбирается, замок не остановит.
Противоугонка – вещь довольно бесполезная. Когда работал в веломагазине, мы вели статистику и также были знакомы с представителями госавтоинспекции. Так вот, по опыту могу сказать, что 90 процентов краж происходит в подъездах. Подготовленный вор тремя инструментами может весь велосипед разобрать так, что только рама останется пристегнутой к батарее. В темноте с фонариком это займет не более 10 минут.
– Если по цене сравнивать ваш велосипед с теми, на которых выступают другие лидеры в кросс-кантри в Сыктывкаре, то среди них есть те, у кого дороже? Вообще, какова цена должна быть, чтобы успешно выступать?
– Велосипед не самое главное, вот Денис Абдурманов выступает на довольно устаревшем велосипеде, ему лет шесть-семь, но это не мешает ему порой и у меня выигрывать. Большое значение имеет мастерство гонщика. Естественно, что на любительском велосипеде с нами не потягаешься. В среднем если велосипед покупать в магазине, то стартовой ценой будет 200 тысяч для уровня наших гонок. Если искать б/у, то, если очень повезет, можно взять за 90-100. Если самому собирать, он будет стоить где-то 160 тысяч. Новый, но собранный самостоятельно. В основном гонщики собирают велосипеды, потому что многие характеристики велосипеда из магазина не устраивают. Даже в моем есть то, что меня не устраивает, но менять не собираюсь, эти вещи работают хорошо. Когда придет в негодность, просто поменяю его на другой.
– Раскройте немного тему так называемых кастомных велосипедов (так называют переделанные велосипеды – авт.). Если заменить педали, то он же не будет считаться кастомным?
– Велосипед состоит из фреймсета, групсета и вилсета. Педали входят в групсет вместе с еще большим количеством составляющих, поэтому если заменить только одни педали, то кастомным велосипед не будет считаться, а будет, только если заменить полностью групсет. Надо отметить, производитель старается максимально сэкономить на тех вещах, в которых дилетанты не разбираются, и улучшают те места, куда обычные люди смотрят в первую очередь.
Многие при покупке готовы за современный любительский велосипед отдать 30-40 тысяч, вообще не изучив тему. Обыватели зачастую полностью доверяются консультантам, но не все из них профессионально подходят к делу и действительно хотят помочь. Об этом сейчас в своих видео говорят многие ютуб-блогеры. Тем не менее я рекомендую перед покупкой велосипеда обойти все крупные магазины и послушать консультантов, внимательно изучить все, чтобы в итоге деньги потратить с умом.
На магазинные велосипеды зачастую производитель ставит не очень хорошие покрышки, педали пластиковые, с которых ноги слетают. Многие думают, что надо менять что-то глобально, хотя достаточно просто поменять покрышки, и тогда велосипед совсем по-другому поедет: у него будет лучше накат, сцепление с дорогой. Достаточно поменять педали на металлические шипованные, и возрастет контроль байка. Кастомизировать можно велосипед, который стоит хотя бы тысяч 60-70, когда там уже адекватная рама, просчитанная инженерами, а не сваренная из старых водопроводных труб в Китае. Если до 50 тысяч, то менять ничего не надо. Это просто велосипед, созданный для переезда от пункта А до пункта Б. Такие велосипеды рассчитаны на максимальный пробег 1000-1200 километров в год.
– У вас есть желание создать свой просветительский Ютуб-канал и делиться знаниями по этой теме?
– Мысли такие возникают, но желание отпадает, потому что есть классные каналы, на которых уже все сказано. Многие мои знания получены именно с этих каналов, и снова повторяться не вижу смысла. Велосипед вообще это хорошо изученная тема.
– Какие каналы лучше всего смотреть новичку?
– Для знания теории и как выбрать велосипед есть каналы «Велострана» и «Пробайк». Если новичок хочет что-то сам отремонтировать, то есть отличный канал «ЛехаПсковСервис». Это замечательный мастер в России, он просто надевает экшн-камеру и с ней ремонтирует велосипеды. У него видео огромной длины, но зато каждый болтик и винтик видно, все подробно объясняет. Много полезных велоисторий можно узнать на канале «Велосклад», и самый большой канал на российском Ютубе – RollAllDay.
«Надо понять, могу ли стать профи в велоспорте»
– А к машинам как вы относитесь?
– Прохладно. У меня своей машины нет. Если еду на соревнования, то всегда договариваемся с ребятами, у которых машина есть. У нас на каждую гонку в соседние города, такие как Ухта или Киров, едет довольно большая делегация, порядка десяти-двадцати человек.
– Вы участвуете только в кросс-кантрийных стартах или в шоссейных тоже?
– Шоссейного велосипеда у меня нет, но на своем велосипеде выступаю и в шоссейных стартах, и некоторым шоссейникам он не уступает по скорости. В конце августа была гонка на шоссе, и по хорошему асфальту у меня вышла средняя скорость 36,4 км/час – это не максимальная, а средняя скорость, держал я ее порядка 40 минут. Для горного велосипеда это быстро. Люди на шоссейниках держат порядка 35-42 км/час. Ту гонку в категории MTB (горные велосипеды) я тоже выиграл.
– Сколько максимально за день вы проезжали на велосипеде?
– 315 километров, это я доехал из Ухты до Сыктывкара.
– Не страшно ездить по трассам?
– Нет, к этому привыкаешь. Понимаю, чего боятся новички. Например, когда мимо проезжает фура, то велосипед болтает. Это нормально, потому что идет сильный поток воздуха. Людей сносит на обочину, а после того как фура проходит, то следом идет такой поток, который затягивает прямо под нее, и если руль держать не очень хорошо, то может вынести под фуру, она-то
уедет вперед, а машина за ней может задавить. Такие случаи бывали, но если ты хорошо держишь руль и ожидаешь, что сзади проедет большегруз, и понимаешь, куда пойдет воздух, то проблем не будет.
– Еще какие меры безопасности надо принимать?
– Задний и передний фонарь должны быть включены в вечернее время. Это положено вообще по ПДД. Они стоят 500 рублей, и нет никаких проблем их приобрести.
– Какие еще можете дать рекомендации для велолюбителей?
– Если не катаетесь зимой, то приносите велосипеды в мастерскую осенью, когда закрываете сезон. Сейчас веломастера абсолютно свободны, нет никакой очереди. Весной образуются огромные очереди, так как 70 процентов людей идут именно в это время, когда достают технику с балконов. Иногда из-за очередей даже приходится отказывать в ремонте. Минимальные азы надо знать самому, так как каждый раз не будешь ездить, чтобы элементарно накачать колеса или выровнять руль.
– По питанию можете дать советы, возможно, есть какие-то секреты?
– Для тех, кто катается для себя, никаких секретов нет, а те, кто выступает и борется за медали, уже, скорее всего, изучили свой организм. Самое главное, если это дальняя дистанция больше трех часов, за полтора часа или час до старта нужно плотно поесть.
Я в прошлом году допустил ошибку по питанию и так сильно проголодался, что просто ел траву. Это было во время шоссейной гонки, она проходила в 60 километрах от города. Туда я поехал своим ходом, то есть сначала 60 км до гонки, а потом еще 63 км длилась сама гонка. Плохо позавтракал и плохо перекусил перед гонкой. На преодоление 63 км мне надо было около двух часов, но примерно через час силы меня покинули, просто сел на обочину. В итоге кое-как добрался до финиша, часть трассы шел пешком, потому что было полуобморочное состояние. Когда люди только начинают, то не знают еще свой организм, не знают, как он работает на максимальном пульсе. Когда происходит максимальный расход энергии и какой порог этого расхода, то есть когда уже нужно есть, а когда еще нет, – все это приходит с опытом.
– Как проходят тренировки у вас? Вы целенаправленно ездите на «пересеченку» или вписываете все в обычные покатушки?
– Попасть в топ-10 экспертов просто так невозможно, надо помимо гонок и обычного катания еще выезжать в лес и там пытаться повышать результаты, трассу надо знать идеально, много раз по ней проехать и пешком даже пройти. Раз в неделю точно провожу тренировку порядка полутора-двух часов, в летний сезон три-четыре раза в неделю заезжаю на «мясик» либо на стадион имени Раисы Сметаниной.
– Помимо велоспорта какие-то есть хобби?
– Так вышло, что этим зарабатываю, и большинство друзей у меня связано с велосипедами, отдых с этим связан. Очень люблю то, что делаю, и редко от этого устаю. Я считаю себя фанатом, просто влюблен в эту тему.
– Если глобально, то какие цели ставите перед собой?
– Мне нужно определиться: если у меня есть потенциал гонщика хорошего уровня для того, чтобы заниматься гонками, надо пытаться выйти на профессиональный уровень. Профессионалы – это люди, выступающие под эгидой Федерации велосипедного спорта России. Это уже не любители, у которых велосипед – хобби, а люди, которые тренируются постоянно и им платят деньги за то, что они ездят на велосипеде. Попытаюсь там что-то сделать, и если увижу, что их уровень для меня недосягаем, то полностью займусь велобизнесом. Хочу в Сыктывкаре открыть самую оборудованную веломастерскую, где будет возможно сделать вообще все, что необходимо. Многие инструменты у меня есть, я и сейчас делаю многое.↓
Ярослав СЕВРУК
Фото из личного архива Игоря Козловского
Оставьте первый комментарий для "Игорь Козловский: «Я просто влюблен в велоспорт»"