Туризму в Коми нужна стратегия

В Коми создается рабочая группа по выработке стратегии развития туристической отрасли региона. О необходимости создания такой стратегии говорили участники выездного рабочего совещания комитета Госсовета по бюджету, налогам и экономической политике, темой которого стало развитие внутреннего и въездного туризма в регионе. Заседание состоялось в селе Ыб Сыктывдинского района на базе Финно-угорского этнопарка.

Перед заседанием директор этнопарка Елена Иванова провела для гостей экскурсию. Депутатам показали обновленный интерьер кафе «Финноугория», хостел «Морошка» и веревочный парк. По словам директора, в этом году парк уже посетили более 22 тысяч гостей, и доход от деятельности парка составил 14,5 миллиона рублей.

– О Республике Коми знают в России, но как сделать так, чтобы туристы, поверив красивым рекламным буклетам, не разочаровались, приехав на место? Насколько эффективно используются бюджетные средства, выделенные на развитие отрасли, и какие управленческие решения требуются для того, чтобы из убыточной она стала доходной? – эти вопросы озвучил, открывая рабочее заседание, председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв.

Как сообщила министр культуры, туризма и архивного дела РК Мария Балмастова, в республике активно развивается событийный, промышленный и детский туризм, количество гостей, посещающих наш регион, увеличивается. Традиционно популярны такие места отдыха, как Печоро-Илычский заповедник, нацпарк «Югыд ва». Финно-угорский этнопарк в прошлом году посетили семнадцать тысяч человек. В этом году парк принял уже более двадцати трех тысяч человек. Заказник «Параськины озера» был образован в августе 2021 года, но уже стал популярным местом отдыха, за восемь месяцев этого года его посетили более семи тысяч человек.

Создан интернет-портал с информацией о событиях, турах и ценах по каждому муниципальному образованию. По оценке Ростуризма, он входит в четверку лучших туристических порталов страны. Как отметила Мария Балмастова, бюджет отрасли на год – 60 миллионов рублей, и для качественного развития этих средств недостаточно.

– Чтобы увеличить финансирование, нужно активнее участвовать в конкурсах на получение федеральных грантов и иметь четкую концепцию по развитию отрасли, – высказал свое мнение председатель комитета по бюджету, налогам и экономической политики Степан Чураков.

– Нужно определиться наконец, что будет «якорем»? На чем отрасль будет зарабатывать? – поддержал коллегу первый вице-спикер Александр Макаренко. – Как позиционировать Коми – как эко- или этнорегион? Я думаю, все же эко. В республику едут, чтобы насладиться красотой девственной природы, тишиной, отличной рыбалкой. Нужно выработать стратегию и только потом с ней идти в
Ростуризм и просить деньги.

Много конкретных предложений высказали представители бизнеса. Например, директор экопарка «Лозымская пуща» Андрей Лазицкий считает, что информационные турцентры должны быть в каждом муниципалитете, а туристические объекты, расположенные недалеко друг от друга, но на территориях разных районов, нужно объединять и предлагать туристу «в одном пакете».

Иван Дегтярев, создавший недалеко от Сыктывкара современный досуговый комплекс, уверен, что туристов могут привлечь красивые легенды о местах силы, которые могут быть не только природными, но и рукотворными.

– Места силы создают люди. Ценность – это не койка в гостинице. Мыслить нужно мирами! Надо создавать миры, что сподвигнет людей посетить их, – заявил предприниматель.

Вообще, как отметили участники, свой особый мир можно создать на том, чего в Коми много. Все знают, что в Коми много снега. И зимние «бренды» успешно эксплуатируют в ряде регионов России, в зарубежных странах – например, в Финляндии. Надо взять лучшее из их опыта, добавить свою изюминку и создать уникальный турпродукт с национальным колоритом.

По мнению заместителя председателя Госсовета Коми Сергея Артеева, в республике есть люди, готовые рискнуть и вложить собственные средства в турбизнес.

– Если земля подарила нам красивые природные ландшафты, наши предки создали и оставили нам культурную составляющую, историю, то задача современников все это красиво оформить и подарить всему миру, прежде всего нашим соотечественникам. Главный вопрос: кто этим будет заниматься? Есть люди, которые имеют желание заниматься турбизнесом, создавать условия, а для этого нужен стимул. Надо строить дороги, отели – это вопрос вложений, инвестиций. У людей должно появиться желание рискнуть и войти в этот бизнес, а значит, они должны видеть поддержку государства в режиме компенсации, в режиме поддержки и снижения административных барьеров.

Парламентарий подчеркнул, что сейчас в связи с международной обстановкой сложились самые благоприятные условия для внутреннего туризма.

– По сути, рынок требует этого продукта. Вопрос в том, чтобы предприниматели, люди активные, инициативные, в это поверили. Для этого им нужно предложить все финансовые ресурсы всех институтов развития, включая центр «Мой бизнес», микрофинансовые организации и так далее. И тогда, я думаю, эти люди зайдут в этот бизнес. Им надо помочь сориентироваться и упаковать туристический продукт. Для этого нужно, чтобы были подготовлены специалисты профильных министерств, – подчеркнул Сергей Артеев.

Солидарна с ним и депутат Елена Иванова:

– Необходимо оказывать поддержку предпринимателям, которые на местах развивают туризм этнографический, гастрономический, спортивный, надо создавать инфраструктуру. Точка входа в Коми – Сыктывкар. Что сделать, чтобы дальше выбраться в Ижемский, в Усть-Цилемский районы? Необходимо строительство дорог, гостиничных комплексов. Вот над этими вопросами и должны работать депутаты Госсовета, профильное министерство, предпринимательское сообщество, чтобы сделать нашу республику привлекательной.

Спикер парламента Сергей Усачёв отметил, что в туристической отрасли у Коми есть серьезные преимущества, но туристический потенциал региона не раскрыт. Чтобы его раскрыть, необходима стратегия развития туризма.

– Впереди у нас рассмотрение госпрограмм и бюджета РК на 2023-2025 годы. Мы, естественно, при рассмотрении госпрограмм, связанных с отраслью культуры Коми, отдельно посмотрим и предложения по созданию концепции развития туризма. Сейчас нужно опираться на внутренний туризм. Сегодня говорили о субъектах РФ, которые в сфере туризма уже имеют имя, популярность. Но Республика Коми ничем не хуже. Мы понимаем, что у нас есть то, что мы можем показать. Нужна только концепция. Нет должной инфраструктуры, в логистическом смысле республика находится в невыгодном положении, но все вопросы решаемы. Самое главное – четкая программа, расчет, обоснованный прогноз и пошаговая реализация этой концепции. Я думаю, этим и должны заниматься наши профильные министерства, – сказал Сергей Усачёв.

Мария Балмастова сообщила, что по итогам заседания будет создана рабочая группа по разработке стратегии развития туризма в регионе. В нее войдут представители министерства, бизнес-сообщества, депутаты Госсовета Коми, общественники. ↓

Людмила ВЛАСОВА

Фото gsrk.ru

Оставьте первый комментарий для "Туризму в Коми нужна стратегия"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.