Под Чиньяворыком началось производство востребованного стройматериала
На Чиньяворыкском месторождении доломита в Княжпогостском районе Коми прошла модернизация оборудования, позволяющая производить щебень по современным стандартам и самых разных фракций. По словам сотрудников ООО «Автодор», занимающегося добычей и переработкой доломита, теперь дорожникам республики уже нет нужды завозить щебень из других регионов для ремонта и строительства автотрасс.
Наследство из палеозоя
Доломитовое месторождение, находящееся примерно в трех километрах на северо-запад от Чиньяворыка, было разведано еще в 70-х годах прошлого века, тогда и началось его освоение. В 1990-х прошла детальная геологоразведка, которая подтвердила дополнительные запасы – порядка 48,8 миллиона кубических метров доломита.
Примерно 500 миллионов лет назад, в раннем палеозое, на территории Княжпогостского района плескалось море или огромное озеро. Потом оно исчезло, но в наследство после себя оставило залежи доломита – осадочной карбонатной породы. Миллионы лет минеральные и органические частицы слеживались, цементировались, превратившись в результате в материал, весьма востребованный при строительстве дорог, мостов, плотин, газопроводов и нефтепроводов, различных зданий и других объектов.
В первую очередь из доломита производят щебень, в просторечии – щебенку. С обывательской точки зрения, что может быть сложного в этом процессе – просто перемолоть крупные глыбы в более-менее мелкие камушки? Однако процесс этот в чем-то близкий к ювелирному: для разных целей заказчику требуется совсем разная «огранка», значение имеет и размер, и форма, и еще масса других параметров.
Организация «Автодор» образована в феврале 2004 года. Она входит в перечень системообразующих и градообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих в том числе существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Республике Коми. Виды деятельности – разработка песчаных карьеров, добыча доломита из карьера, производство щебня, деятельность по эксплуатации автомобильных дорог. Является единственной компанией на рынке республики, производящей доломитовый щебень.
Перемолоть доломит
С 1970-х годов и до недавних пор различные предприятия, в разные годы занимавшиеся переработкой чиньяворыкского доломита, использовали щековые дробилки. Принцип их работы примерно такой же, какой используется при колке орехов: камень разрушается от того, что зажимается между массивной поверхностью и движущейся частью, так называемыми щеками. В зависимости от того, насколько велика щель между щеками в нижней дробилке, щебень получается мельче или крупнее. Проблема в том, что при такой технологии на выходе щебень в основном вытянутой формы, зачастую с заостренными краями. Щебень с таким пластинчатым, игловатым зерном называется лещадным (от слова «лещадь» – плоская каменная плитка, дощечка). И, как определено опытным путем, чем выше процент пресловутой лещадности, тем ниже качество щебня. Продолговатый щебень гораздо проблемнее ведет себя при строительных работах, он хуже трамбуется, фракции неплотно прилегают друг к другу, остаются пустоты, и, например, насыпанная из него «подушка» для дорожного полотна будет уже не такой надежной. А многие водители при поездке по отсыпанным щебенкой дороге не раз пробивали вот таким лещадным зерном колеса.
По старым, еще времен СССР ГОСТам щебень, произведенный в щековой дробилке, считался нормальным материалом и широко использовался. Но времена меняются, технологии и исследования в строительной сфере не стоят на месте. В России и во многих зарубежных странах сейчас действуют новые стандарты, по которым форма зерен щебня должна приближаться к кубической, тогда слои дорожной «одежды» лежат плотно, дорога разрушается медленнее. Чтобы произвести такой щебень, используют роторные дробилки. Если щековую дробилку можно сравнить с орехоколкой, то роторная, скорее, напоминает огромный кухонный комбайн, в котором камни, вращаясь, измельчаются о жесткие била-лопатки, попутно дополнительно обтесывая друг друга. Вероятность, что в таких условиях получатся продолговатые, заостренные зерна, в разы ниже. У щебня первой группы процент лещадности (то есть количества плоских зерен в составе) составляет меньше десяти. Именно такой щебень сейчас производит на Чиньяворыкском месторождении компания «Автодор».
35 миллионов на модернизацию
Модернизацию производства здесь начали в 2019 году. Как рассказала главный бухгалтер предприятия Татьяна Залесова, тогда, чтобы начать производить щебень кубовидной формы, был приобретен дробильно-сортировочный комплекс «Оптима», но он, к сожалению, мог выдавать только четыре фракции щебня и полностью спрос строительной отрасли республики не удовлетворял. Поэтому было решено продолжить модернизацию. Закупить дополнительное оборудование помогло целевое финансирование от регионального Фонда развития промышленности. Предприятие получило 35 миллионов рублей под три процента – это очень выгодная ставка.
– При этом мы, получив деньги, проценты будем выплачивать только с 2023 года. Этот год нам нужен, чтобы прошла стабилизация оборудования, чтобы мы вышли на новые рынки и увеличили объемы производства. После этого предприятию будет очень легко выполнить все обязательства перед нашими кредиторами, – пояснила Татьяна Залесова. – Оборудование, которое мы приобрели, – импортозамещаемое, отечественного производства, так что все запасные части мы можем приобретать в России. Оно ничем не уступает иностранному. Перед покупкой мы рассматривали разные варианты, в том числе и из-за рубежа, но остановились на нашем – оно качественное, с хорошим функционалом.
Новое оборудование запустили в 20-х числах августа. Сейчас «Автодор» выпускает уже шесть фракций кубовидного щебня, соответствующего современным строительным стандартам. Самое мелкое зерно – 4 миллиметра, самое крупное – от 63 до 90 миллиметров в диаметре. При этом новое оборудование дает возможность выпускать мелкие сорта щебня, варьируя его размеры с очень маленьким разбегом, например, по 5 или 6 миллиметров. Вроде бы какое значение могут иметь такие небольшие изменения в размерах? Однако это важно, например, при производстве щебеночно-мастичного асфальтобетона, верхнего слоя дорожной одежды.
По словам Татьяны Залесовой, есть возможность запустить производство и седьмой фракции:
– Она будет от двух до четырех миллиметров, абсолютно чистая, совершенно без посторонних вкраплений. По технологиям строительства такая идет на самый верхний слой бетона. Сейчас думаем, как увеличить количество конвейеров, чтобы начала получаться вот такая фракция. У нас есть конвейеры от старой техники, но нужно согласовать этот момент с поставщиками нового оборудования, как это можно внедрить. А на будущее есть еще одна задумка – производство доломитовой муки. Ее можно использовать и при строительстве дорог, и в сельском хозяйстве. Мы сдавали пробы в лабораторию на химический анализ, там подтвердили, что можно делать неактивированную доломитовую муку, которая используется в качестве удобрения.
Востребованные фракции
Новое ярко-синее дробильно-сортировочное оборудование немного похоже на паучков с лапами-конвейерами, только вместо паутины они выдают горы щебня. Сотрудники предприятия отмечают, что установка получилась очень удачная: компактная, но при ее работе щебень разных фракций, выдаваемый отдельными конвейерами, не смешивается. Отдельно лежат горы песка и глины, когда горная масса поступает на установку, ее отбивает другой конвейер, а потом начинается дробление доломита в щебень. Затем песок и глину можно тоже использовать для строительства или же для рекультивации: засыпать их в отработанные карьеры, а сверху высаживать траву, деревья.
Обычно осенью объемы производства у предприятия несколько падают, дорожники уже закупили нужное количество щебня, так что до весны предприятие создает запасы на следующий строительный сезон, проводит ремонты оборудования, техники. Но пока модернизированный комплекс работает в полную силу, новый щебень активно забирают, поскольку специально его ждали. Дорожники, зная, что на предприятии идет модернизация, стали спрашивать, когда же начнут выпускать зерно новых видов, еще в мае. Сейчас свежие партии щебня уже забрали многие предприятия, чтобы строить и дороги, и здания, например, «Коми дорожная компания», «Дорстрой», «Лузалес». Кроме клиентов из Коми у «Автодора» есть покупатели и из Кировской области, и из Архангельской, притом что у архангелогородцев есть свой гранитный щебень. За смену производится около тысячи кубометров щебня, которые практически тут же уходят.
Региональный фонд развития промышленности Республики Коми создан в феврале 2018 года. Фонд предоставляет льготные займы промышленным предприятиям региона на реализацию проектов, направленных на разработку и внедрение перспективных технологий, производство новой конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим или экспортным потенциалом. На поддержку фонда могут рассчитывать предприятия, работающие преимущественно по направлениям обрабатывающей промышленности, куда входит производство продукции деревообработки, производство химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, производство текстильных изделий, изделий из кожи, бумаги и бумажных изделий, лекарственных средств и материалов, производство готовых металлических изделий, производство, ремонт и монтаж машин и оборудования, производство мебели. Также по некоторым программам фонда возможно финансирование пищевой, добывающей промышленности.
Не хуже гранита
Раньше щебень необходимых фракций завозили из-за пределов региона, зачастую отдавая предпочтение более прочному граниту. Теперь же, как пояснил начальник участка «Автодора» Валерий Халиев, те, кто в прошлом году брали гранитный щебень, в этом году предпочли доломитовый. Дело в том, что у произведенного в роторной дробилке щебня и прочность повысилась до максимальных показателей – М1200-1400, перестав уступать граниту. Нет, сам состав доломита, конечно, новое оборудование не меняет, но тут все зависит от формы зерна. Понятно, что вытянутые, плоские лещадные фракции (у них прочность средняя, М 600-800) сломать куда проще, чем кубические. Для наглядности приведем бытовой пример с другим материалом: деревянную линейку руками переломить легко, а такой же деревянный кубик – практически невозможно.
Еще один плюс доломитового зерна – оно куда светлее гранитного, соответственно и отсыпанные доломитовой щебенкой дороги, асфальтобетонное покрытие, в которое она добавлена, имеют менее насыщенный серый цвет, поэтому и у водителя глаза меньше устают, и саму дорогу лучше видно в темное время суток. К тому же у гранитной породы есть радиоактивный фон, а у доломитовой нет, и ее можно применять при необходимости даже внутри помещений.
Новая дробилка позволяет переработать старое лещадное доломитовое зерно, если его запасы не будут пользоваться спросом, в более востребованное кубическое. Но это не значит, что старое оборудование списывается со счетов и уходит на пенсию. Продолговатый щебень тоже активно покупают: при некоторых видах работ как раз предпочтительнее он, поскольку менее плотно ложится. Его используют, когда нужно сделать дренирующий слой покрытия, который будет пропускать воду. Учитывая, что в Коми достаточно много речек, ручьев, болот, отсыпка-дренаж пригождается часто.
Щековая дробилка 1993 года выпуска исправно работает, выдавая за час 90 кубов щебня, по 800-1000 кубов за день.
– Дробилка работает по старым ГОСТам, которые сейчас практически никем не используются. Но остаются фирмы, которые забирают такой щебень, применяют для строительства плотин, отсыпки дорог, – пояснил Валерий Халиев. – Старое оборудование у нас будет продолжать работать наравне с новым.
К «старичкам» в «Автодоре» вообще относятся бережно, и здесь наряду с современной можно встретить технику, которая отработала не одно десятилетие. Например, недавно прошел очередной ремонт и готов к работе большой электрический канатный экскаватор ЭКГ-5 1970-х годов выпуска, один из первых специализированных тяжелых экскаваторов в СССР. Достаточно, конечно, и новой техники. Есть импортная, те же экскаваторы, работающие в карьерах, но в основном все же отечественная, ее плюсы – надежность, испытанность в условиях севера, к тому же вопрос с запчастями и наладкой проще решить. Хорошо показывает себя, например, бурильная установка на основе «Урала».
«Нырнуть» в историю древности
По словам главного инженера, заместителя генерального директора предприятия Валерии Турсуновой, когда в 2004 году «Автодор» пришел в Чиньяворык, «наследство» от предыдущего разработчика ему досталось непростое, многое буквально с нуля пришлось поднимать. Однако справились, нарастили добычу доломитов. Внедрили новые технологии. Местное население, те, кто давно живет в Чиньяворыке, удивляются, почему теперь не слышно, как проводятся взрывные работы на карьере, а раньше аж стекла дребезжали. А секрет в том, что даже взрывают породу сейчас иначе, новые методы и тише, и безопаснее.
Но участки, где доломит перерабатывают в щебень, по-прежнему по требованиям безопасности расположены на достаточном удалении от карьеров, где добывается порода.
В настоящее время разрабатывается самая высокая точка Чиньяворыкского месторождения, участок находится на высоте 202 метра над уровнем Балтийского моря. А доломит сейчас добывают в карьере на глубине 172 метров, то есть прошли уже 30 метров. Это примерно высота девятиэтажного дома, вроде бы и не так много, но с точки зрения геологических процессов весьма немало. По выражению Валерии Турсуновой, разработчики «нырнули в историю древности». Главный инженер уже собрала интересную коллекцию «приветов из прошлого» в виде различных окаменелостей – кораллов, брюхоногих моллюсков, обитавших на Земле порядка 200 миллионов лет назад. В том числе белемнитов, в народе именуемых «чертовы пальцы», они очень часто встречаются в морских отложениях юрского и мелового периода.
Ничего выдающегося с точки зрения науки разработчикам месторождения пока не попадалось, но однажды ошеломленные работники принесли главному инженеру известие, что они раскопали «избушку». Однако сенсации не случилось – стоянка древнего человека под Чиньяворыком не обнаружилась, в бревенчатой конструкции быстро опознали остатки старого геологического шурфа.
Сейчас, по словам Валерии Турсуновой, на Чиньяворыкском месторождении добывается порядка 400 тысяч кубометров доломита в год, в 1990-е было поменьше. А за все годы разработки в целом здесь добыто примерно семь миллионов кубометров, четыре миллиона из них – «Автодором». Соответственно, от разведанных 48,8 миллиона осталось больше 41. Несложно подсчитать, что с нынешними темпами добычи доломита хватит на 100 с лишним лет. Но есть нюанс: месторождение разведано до 750 метров в глубину, и до самого «донышка» вычерпывать его сейчас никто не собирается, выработка идет обычно до сорока метров. Дальше технически сложно, карьер начинает заливать водой. Но неподалеку, если идти на север, есть другое большое месторождение доломитов – «Северное», в сторону которого постепенно и двигается добыча. Значит, материала для производства гравия в Княжпогостском районе хватит еще очень надолго. ↓
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Щебень новой «огранки»"