Борис Шенкман: «Нужно гордиться делом, которому служишь»

Министерство юстиции Российской Федерации – одно из старейших в стране. Восьмого сентября ему исполняется 220 лет. О деятельности республиканского министерства в конце прошлого – начале нынешнего века наша беседа с экс-министром юстиции Республики Коми, бывшим начальником Управления Минюста России по Республике Коми, бывшим руководителем Управления Росреестра по Коми (1996-2004-2010 годы), полковником милиции, генерал-лейтенантом юстиции в отставке, заслуженным юристом Российской Федерации, заслуженным работником Республики Коми Борисом Шенкманом.

– Борис Абрамович, почему вы выбрали профессию юриста?

– Моя подростковая мечта – стать следователем. Возможно, на это повлияло следующее. В 1942 году родители и два старших брата были эвакуированы из Ленинграда в Пермь. После войны они пытались вернуться в Ленинград. Но отцу, который работал мастером по швейному оборудованию, сказали, чтобы он положил партийный билет на стол и тогда может ехать. Так партийная дисциплина взяла верх над человеческим желанием вернуться в любимый город. Или еще такой эпизод. Старший брат Семен на выпускных экзаменах в 1955 году сдавал экзамены на отлично, но по одному из предметов его знания были оценены на «удовлетворительно». Классный руководитель и отец пошли искать правду в гороно, но там ее не нашли. Семен хотел стать дипломатом, но в МГИМО с тройками не принимали. Он поступил в Свердловский политехнический институт, сдав все экзамены на отлично.

Не исключаю, что эти несправедливые обстоятельства оказали влияние на выбор профессии. После окончания юрфака Пермского госуниверситета я в 1971 году приехал в Сыктывкар и был назначен следователем в отдел милиции.

– А как же вы оказались в министерстве юстиции республики?

– Для меня самого это было полной неожиданностью. Ведь до этого я почти двадцать пять лет был милиционером, прошел хорошую, успешную милицейскую школу, полюбил эту многогранную, интересную профессию, и она отвечала мне взаимностью.

В конце марта 1996 года я вернулся из Чечни, где в течение 45 дней сводный отряд ОМОНа при МВД Коми обеспечивал охрану общественного порядка. В начале апреля меня пригласили в администрацию главы Коми, где предложили пост министра юстиции. Я ответил, что служба в МВД мне нравится, место работы менять не собираюсь. Еще дважды со мной беседовали и убедили, что мой милицейский опыт необходим юстиции.

Так 1 июля 1996 года я возглавил республиканское министерство юстиции, вопросами которой занимался 12 лет. Но годы службы в МВД остались самыми незабываемыми, ведь именно там произошло мое становление как личности, профессионала, руководителя.

– Какими принципами вы руководствовались в своей деятельности на протяжении всего юридического стажа?

– Как-то не хочется банально отвечать, что нужно честно и добросовестно выполнять свои обязанности. Но в жизни возникают ситуации, когда необходимо принимать нестандартные решения. И в этих случаях каждый делает свой выбор. Я с детства усвоил золотое правило нравственности: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Иногда спрашивал у студентов, с которыми взаимодействовал многие годы, что означает это правило. К сожалению, редко получал правильный ответ. Другой мой принцип – нужно всегда оставаться человеком.

Например, ко мне обратились с просьбой о регистрации брака арестованный, обвиняемый за особо злостное хулиганство, ранее судимый, и его невеста, находящаяся в положении. Я организовал прибытие инспектора ЗАГСа, и брак был зарегистрирован в кабинете следователя. Правда, через некоторое время начались звонки начальников с вопросами и комментариями. В другой раз арестованный за квалифицированный грабеж молодой человек слезно просил отпустить его в район на похороны бабушки. Зная, что он рано остался без родителей и она его воспитывала одна, я изменил ему меру пресечения на обязательство о явке. Он слово свое сдержал, вернулся и после вынесения приговора был взят под стражу. А что я должен был ответить женщине, которая в октябре 1993 года обратилась ко мне в воркутинском аэропорту? Оказалось, она с далекой заставы добирается в Подмосковье на похороны отца, но уже сутки не может улететь из-за непогоды. И когда будет рейсовый вылет, неизвестно. А бойцы воркутинского ОМОНа, с которыми я вылетал в Москву в связи с известными событиями, уже заканчивали посадку в самолет. Загрузка полная, ни одного свободного места. И я дал команду снять одного бойца. Вместо него с нами в Москву прилетела эта женщина.

Коллектив Министерства юстиции Республики Коми, 1997 год.

– Когда вы пришли в минюст республики, с какими практическими проблемами пришлось столкнуться?

– В стране шла активная работа по реализации судебной реформы, принятой в 1991 году, формировалась новая правовая система России. И первая роль в этой работе отводилась Минюсту России. В мае 1996 года указом президента были определены меры по развитию органов юстиции. Предлагалось наделить их правом проведения дознания, защиты интеллектуальной собственности.

Ждали соответствующих изменений и органы юстиции на местах. А пока мы занимались текущей работой. Я познакомился с коллективом министерства, были проведены встречи с руководством Верховного суда Республики Коми и с выездом на места председателями городских и районных судов. Оказалось, что половина зданий судов нуждаются в ремонте, а некоторые вообще нужно сносить. В целом ознакомление с состоянием дел показало, что финансирование судебной деятельности, в том числе материально-техническое обеспечение судов, было плохим. Это объяснялось недостаточным финансированием органов юстиции. Не хватало не только бумаги, но даже канцелярских принадлежностей, задерживалась зарплата судьям и работникам аппарата суда. И так было в большинстве регионов. Вскоре это привело к тому, что многие суды в стране перестали принимать заявления. В середине сентября 1996 года прекратили прием заявлений Сыктывкарский и Эжвинский суды. Инициативная группа столичного суда направила мне письмо о том, что объявляет предзабастовочное состояние.

Мне было понятно, что эта проблема в кабинете не решается. Надо идти в эти коллективы, разговаривать с людьми. Я подписал приказ о создании примирительной комиссии, включив в нее не только сотрудников министерства, а также председателей и представителей аппарата этих судов. Несколько раз мы встречались с коллективами судов, после чего суды возобновили свою деятельность. По указанию главы республики Юрия Спиридонова министерство получило дополнительное финансирование. Через некоторое время стали своевременно и в несколько увеличенном размере поступать средства из Минюста России. А с января 1997 года вступил в силу закон о судебной системе Российской Федерации и чуть позднее о финансировании судов.

– В 1990-х годах в стране стала создаваться новая правовая система. И важная роль в этом отводилась Минюсту России и органам юстиции на местах. Что в системе органов юстиции стало новшеством?

– В то время органы юстиции на местах находились в двойном подчинении – субъекта Федерации и Минюста России. В октябре 1996 года была утверждена концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Перед минюстом были поставлены совершенно новые задачи, часть из которых необходимо было решать непосредственно на местах. Я бы выделил здесь три блока: создание подразделений судебных приставов, обеспечение государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, создание института мировых судей.

В ноябре 1997 года вступили в силу федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Ранее исполнением судебных решений занимались судебные исполнители. Они назначались министром юстиции, их работой руководили судьи, и размещались они в зданиях судов. Всего в республике их было 119 человек. Шла подготовка к проведению аттестации и созданию службы судебных приставов в республике. Судебные приставы делились на две категории: судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц. Судебных приставов первого направления вообще не было, их пришлось комплектовать с нуля. Было создано 22 подразделения. Первым главным судебным приставом Республики Коми стал мой заместитель Илларион Бураков.

Летом 1997 года был принят федеральный закон, предусматривающий возможность государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним субъектами гражданских правоотношений. Эта задача возлагалась на учреждения юстиции по регистрации прав, которые должны были быть созданы в каждом субъекте. Указом главы Коми в январе 1998 года был утвержден состав комиссии по созданию такого учреждения в нашей республике. Перед комиссией стояла задача разработать нормативные правовые документы по созданию и функционированию учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также необходимо было найти помещение для размещения новой структуры. Торжественное открытие и начало работы учреждения юстиции состоялось 1 июня 1999 года. Через несколько месяцев в республике было открыто девять его филиалов.

Значение создания учреждения юстиции заключалось в том, что в республике, как и в стране в целом, стал формироваться единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и этим правам в случае необходимости обеспечивалась судебная защита.

Разработка закона «О мировых судьях в Республике Коми» каких-либо трудностей не вызывала, и в июне 2000 года республиканский закон о мировых судьях был принят.

В Автономной области Коми областной комиссариат юстиции был образован в 1921 году во главе с Дмитрием Павловичем Репиным (в дальнейшем он стал первым прокурором республики). Комиссариат состоял из пяти отделов: общего, судебно-следственного, административно-хозяйственного, карательного, по отделению церкви от государства. В 1939 году был образован Наркомат юстиции Коми АССР, который в 1946 году переименован в Министерство юстиции Коми АССР. В марте 1957 года Президиум Верховного Совета Коми АССР упразднил Министерство юстиции республики (такой процесс шел по всей стране). И только в сентябре 1970 года постановлением Совета министров Коми АССР в республике было восстановлено Министерство юстиции. Министром назначен Николай Ильич Томов. Он возглавлял министерство более 17 лет.

– В чем заключалось обеспечение единого правового пространства?

– Регионы в 1990-х годах стали брать себе столько полномочий, сколько хотели. Мы были не исключением. Достаточно вспомнить, что наша Конституция 1994 года устанавливала гражданство Республики Коми, определяла, что в республике есть Высший арбитражный суд Коми. Одна из важнейших задач, которая была поставлена перед министерством в 2000 году, обеспечить соответствие республиканского законодательства федеральному. Сама по себе эта работа сложная и ответственная. Она заключалась в проведении правовой экспертизы проектов и принятых законов и нормативных правовых актов главы региона. При выявлении несоответствия федеральному законодательству составлялось заключение, которое направлялось в прокуратуру республики и в орган, принявший этот документ. Эту работу проводили сотрудники отдела юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов, которым руководил Георгий Мостов. При согласии с нашим заключением прокуратура направляла протест в соответствующий орган об отмене или изменении нормативного правового акта. Если не было реакции, прокуратура обращалась в суд о признании НПА противоречащим федеральному законодательству, недействующим и неподлежащим применению. Таков был механизм обеспечения единого правового пространства. Такую системную работу мы с прокуратурой проводили в течение нескольких лет.

В то время шла интенсивная работа по выстраиванию вертикали федеральной власти. Органы юстиции утрачивали статус двойного подчинения. И в начале декабря министерство получило приказ Минюста России от 30 ноября 2000 года, согласно которому Министерство юстиции Республики Коми преобразовано в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми. Много позднее, оценивая все реформы, которые мне пришлось пройти с коллегами, я написал следующее. Сначала нас заставил Чайка (министр юстиции России) уйти от местных властей. Сопротивлялись мы отчаянно, но силы были не равны, и мы стали федеральным органом власти. Коми и Татарстан были последними регионами, в которых юстиция перешла в другой статус. Кстати, последним министром юстиции СССР был Сергей Лущиков, до этого четыре года работавший заместителем министра юстиции Коми АССР.

Март 1996 года. Гудермес. Борис Шенкман на табеле учета дней командировки делает надпись: «Лучше быть уставшим, чем  убитым, и тогда дембель обеспечен». Справа В. Путиков.

– В какой момент, по вашему мнению, реформирование можно было считать завершенным, а поставленные задачи выполненными?

– Жизнь наглядно свидетельствует, что предела для реформирования нет. Возникают новые проблемы, новые правоотношения, которые необходимо регулировать не только правовыми нормами, но и реформированием органов управления. Я не говорю сейчас, хорошо это или плохо. Я говорю это применительно к нашему разговору о реформировании органов юстиции. Вот мы стали управлением федерального уровня, решали возложенные на нас задачи, сформировался коллектив. А тут очередная реформа. В марте 2004 года были созданы новые федеральные структуры, в том числе Федеральная регистрационная служба, подведомственная Минюсту России. Она наделялась полномочиями по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Но на нее же возлагались функции, которыми занимались органы юстиции на местах. Что это значит? Значит – жди очередной реорганизации. И она наступила. В ноябре 2004 года Управление Минюста России по Республике Коми было реорганизовано. Было создано два территориальных органа – Управление Федеральной регистрационной службы и Управление Федеральной службы судебных приставов. Обе эти службы входили в систему Минюста России. Руководителем первого управления был назначен я. Но тут же нас ждала новая реорганизация, правда, более легкая, но очень важная по своим правовым последствиям. Мы присоединили к себе Учреждение юстиции по государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. С января 2005 года коллектив управления приступил к реализации своих функций.

Вы думаете, на этом наше реформирование завершилось? А вот и нет. В мае 2008 года Федеральная регистрационная служба из Минюста России была передана в Минэкономразвития России. А в декабре того же года она переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Мы такую реорганизацию провели в 2010 году. В июне было создано Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми. Вот по этой структуре можно сказать – реформа завершена. Но что-то подозрительно долго в ней нет никаких изменений. Заканчивая разговор по данному вопросу, хочу с удовлетворением отметить, что в июле 2008 года в нашем регионе вновь образовано Управление Минюста России по Республике Коми.

– Какие неожиданности ждали вас в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми? 

– Как вы поняли, мы стали территориальным органом Федеральной регистрационной службы, подведомственной Минюсту России. За нами остались прежние функции, а добавилась регистрация недвижимости и сделок с ней. Мне было необходимо более детально вникнуть в правовые аспекты регистрации, а самое главное – разобраться в организации работы по данному направлению.

Самой большой проблемой в тот период были талоны и очереди. В зал выдачи документов на Сысольском шоссе иногда невозможно было зайти: в нем принимались документы на регистрацию от юридических лиц, заявления о получении выписок из ЕГРП, выдавались свидетельства и правоустанавливающие документы после регистрации физическим и юридическим лицам. В соседнем здании мы оборудовали кабинет, в котором стали принимать документы от юридических лиц. А после реконструкции окон в залах приема и выдачи документов дополнительно установили по два рабочих места. Пропускная способность обоих залов значительно увеличилась. В Сыктывкаре ежедневно принимали по 100-120 пакетов документов, а в год по республике их количество доходило до 117 тысяч. Многочисленными вопросами непосредственно регистрации прав приходилось овладевать, как говорится, стоя у печки.

– Вы были участником военных действий в Чечне. Какие самые яркие эпизоды могли бы вспомнить?

– 11 марта 1996 года для меня и нескольких моих коллег стал вторым днем рождения. Согласно приказу мы выехали из Гудермеса в Грозный на совещание. Город встретил нас мертвой тишиной: ни одного пешехода, ни движения транспорта, никакой торговли, будто все вымерло. В этот день от верной гибели нас спас случай. До взрыва мины оставалось минут пять. И в этот момент нас обгоняют две машины московского ОМОНа, ранее отставшие из-за поломки. И взрыв мины на дороге произошел под их первой машиной. Нам пришлось организовывать оборону и эвакуировать погибших и раненых. В нашей машине осколок мины пробил правое заднее колесо. Другой осколок застрял в воротнике форменной куртки одного из бойцов. Не могу забыть встречу с двенадцатилетним мальчишкой в Грозном, который просил продать ему оружие, а на вопрос «Зачем оно тебе?» ответил: «Я буду вас стрелять». И столько решимости было в его словах и недетском взгляде, что не оставалось сомнения – да, он будет стрелять.

В один из дней к нам в отряд привезли четверых детей от 7 до 14 лет, на каждом от 20 до 50 осколочных ранений. Оказалось, они играли с неразорвавшимся снарядом, и произошел взрыв. Мы оборудовали в дежурной части операционные столы, и наши врачи приступили к оказанию помощи. Когда с детей сняли пропитанные кровью сапоги, брюки, трико, на них невозможно было смотреть. Особенно сильно пострадала девочка: лицо, руки в крови, обе ноги, начиная от бедра, были сплошь в рваных ранах. С трудом мне удалось записать их анкетные данные. Тогда же в моем дневнике появилась запись «…Врачи наши, Николай Князев и Вадим Путиков, все-таки молодцы, чувствую и вижу – специалисты своего дела. Быстро, без суеты осматривают детей и приступают к обработке ран…» Все дети остались живы. А одного из них я нашел в 2019 году. Он живет в Гудермесе, служит в Росгвардии.

– Какое напутствие хотели бы дать нынешнему коллективу управления?

– Прежде всего поздравляю сотрудников управления с такой знаменательной датой! Я глубоко убежден, что для успешной работы нужно быть не только специалистом в своей сфере деятельности, но любить и гордиться делом, которому служишь. Желаю, чтобы сотрудники не забывали, что диплом – это не свидетельство о законченном образовании, а проездной билет в огромную и трудную, но увлекательную страну знаний. И тогда можно идти в ногу со временем. Желаю профессионального мастерства не только работникам управления, но всем, кто связан с применением права, обеспечивает справедливость.

Уважаемые ветераны, коллеги и сотрудники органов юстиции! Сердечно поздравляю вас с 220-летием образования Министерства юстиции России! Благодарю вас за добросовестную, честную работу по обеспечению прав и законных интересов граждан, законности и правопорядка! И, конечно, всем здоровья и мирных будней! ↓

Беседовал Артур АРТЕЕВ

Фото предоставлено Борисом Шенкманом

1 Комментарий для "Борис Шенкман: «Нужно гордиться делом, которому служишь»"

  1. Очень интересное интервью! Спасибо, Борис Абрамович, за все! Вы молодец! Очень рада была с Вами работать и начать карьеру юриста.
    С уважением, Яна Айбабина (теперь уже Лизунова).

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.