Выставка, посвященная торговле на Печоре в ХIХ – начале ХХ веков, открылась в Печорском историко-краеведческом музее. До революции река Печора была известным маршрутом торговли. Бурлаки тащили баржи с товаром с юга, а с севера вниз по течению сплавляли северный груз.
На выставке представлены весы, безмены, гири, денежные знаки, а также товары, которые привозили на Печору более сотни лет назад. В числе прочего здесь можно увидеть бурлацкую лямку и приспособление под названием «подушка», облегчавшее труд грузчиков, узнать цены начала ХХ века.
Интерес представляют копии страниц из рукописной книги торговца ХIХ века из деревни Медвежская. Рукописный сборник в кожаном переплете состоит из текстов с молитвами за упокой и деловыми записями. Здесь упоминаются шесть печорских деревень и их жители, которым отпущены мука, соль и другие товары в обмен на семгу, нельму, сиг. Указаны суммы, которые эти люди остались должны торговцу. «На Ивашкове сыне Родионе соли два пуда с половиной. На Агафье Немкове 30 5 копеек. На Мемирихе 50 коп. на Усть-Щугора. У Егора Горбунова семги взято 14 пуд счет нельмы 4 пуда. 30 пуд денег не дано цена семге рубль 50 копеек. Нельма восем гривен. За всю рыбу 25 руб 17 коп. На Позорихе. От Ивана Ерасимова взято рыбы бочка семги 21 пуд нельмы 4 пуда. Муки дано 31 пуд цена муке шесть гривен. За муку восемнадцать рублей шесть гривен», – записывал владелец книги. Вероятно, рукопись принадлежала местному крестьянину, который вел торговлю, выступая посредником между чердынскими купцами и крестьянами-промысловиками. Первые записи в книге датированы 1800 годом.
Печорские крестьяне тогда большинство необходимых в быту вещей – одежду, обувь, мебель, посуду – изготавливали сами. Рыбачили, охотились, разводили коров, лошадей, овец, выращивали ячмень и рожь. Но северянки любили щеголять в сарафанах и шалях из дорогих китайских шелков, пить чай с сахаром. Охотникам нужны были порох, ружья, капканы. А это доставляли по Печоре.
– В описании многих экспонатов, хранящихся в нашем музее, значится, что вещь была приобретена у чердынских купцов, – рассказала «Республике» специалист по экспозиционно-просветительской деятельности музея Ольга Адрианова. – В восемнадцатом-девятнадцатом веках только они осмеливались отправляться в долгий и рискованный путь в удаленный Печорский край, отрезанный от других районов России непроходимыми лесами и болотами.
Через волок груз и суда перевозились на телегах на приток Печоры – речку Волосницу. Далее – до главного перевалочного пункта для товаров, идущих через Чердынь на Печору и обратно – пристани Якша, что в верховьях Печоры. Плыть по этому пути можно было только весной и осенью, летом речки сильно мелели. Часть грузов доставлялась в Якшу по зимнему пути, но это выходило значительно дороже.
– На Печоре способ передвижения судов бурлацкой тягой встречался даже в конце сороковых годов прошлого века, – продолжила рассказ сотрудник музея. – Цепочка бурлаков всегда шла наискосок. Передовые выбирали бечевник – участок прибрежной полосы. Шли нога в ногу. Каждый шаг делался с правой ноги, затем подтягивалась левая. Бурлаками нанимались не только мужчины, но и женщины.
В Якше находилось около ста складов, где товары хранили до начала навигации. До появления на Печоре пароходов баржи с грузом вниз по реке шли самосплавом, а вверх поднимались бечевой или на парусах. Первый пароход на Печоре появился в 1864 году, а торговый начал ходить с 1880 года. В 1890-е годы буксировкой барж занимались уже три пароходовладельца. В конце весны торговые караваны отправлялись в путь. Им предстояло преодолеть около 1400 верст (1493 километра) до села Куя, расположенного почти в устье Печоры. Караваны барж чердынских купцов заходили во все крупные селения на Печоре, где их с нетерпением ждали и куда на лодках из ближайших деревень стекались жители. Баржи становились плавучими магазинами. Торговыми пристанями в нижней Печоре являлись Ижемская, Усть-Цилемская, Пустозерская и Никитцинская. Своей цели караваны достигали только к концу июля.
Чердынцы предпочитали, чтобы северяне расплачивались за товары не деньгами, а продуктами своего рыболовного и охотничьего промыслов. Крестьяне брали товар в долг, не зная, сколько придется отдать за него рыбы или пушнины, когда баржа пойдет обратно. Так почти все крестьяне становились должниками чердынских купцов. На Печоре для таких должников существовало специальное название «задатчики».
Отдельные жители печорских деревень становились посредниками между купцами и крестьянами-промысловиками. Пользуясь своим монопольным положением, чердынцы заламывали цену на товар. Например, пуд соли с доставкой на Печору обходился купцам в 30 копеек, а продавали его в переводе на деньги по 75 копеек – рубль, а то и дороже.
В августе торговые караваны пускались в обратный путь, поднимаясь вверх по реке и забирая у «задатчиков» продукты местных промыслов. Скоропортящиеся товары доставляли в Чердынь до ледостава по рекам, остальные оставляли в амбарах Якши до открытия зимнего санного пути.
Предпринимались попытки облегчить доставку грузов на Печору. Торгующий крестьянин из села Камгорт Чердынского уезда Иван Суслов в 1881 году поставил вопрос о расчистке русла реки Березовки на протяжении 30 верст, а далее по проекту от реки Березовки построить 30-верстную узкоколейную железную дорогу до самой Якшинской пристани на реке Печора. Проект был одобрен в «Обществе для содействия русской промышленности и торговли» в Санкт-Петербурге и представлен в Министерство путей сообщения, но дорога так и не была построена.
Чердынские купцы постоянно искали пути по улучшению условий доставки грузов. По печорскому волоку по заказу купцов перетащили несколько небольших пароходов на Печору.
В конце XIX – начале ХХ века разбогатевшие торгующие крестьяне Ижмы, Усть-Цильмы и Пустозерска составили конкуренцию чердынским купцам. Предприимчивые северяне сами скупали в деревнях мясо, шерсть, шкуры, масло, свежую и соленую рыбу, дичь, пушнину и по зимним дорогам в декабре и марте отправлялись в Пинегу на Никольскую и Алексеевскую ярмарки, в село Благовещенское Шенкурского уезда на Евдокиевскую ярмарку, а также в Москву и Петербург. Печорские семга и дичь пользовались большим спросом на столичных рынках, а замша отправлялась на экспорт в Англию. Летом по рекам печорские товары везли на Нижегородскую ярмарку.
Однако серьезные конкуренты в лице скупщиков петербургских и архангельских фирм у чердынских купцов появились только, когда установилось регулярное пароходное сообщение морем между Архангельском и Печорой. Это произошло в 1895 году. Представителям крупных торговых фирм удалось сбить цены. Благодаря выходу на рынки Архангельска, Петербурга, Москвы, Варшавы стали пользоваться спросом крылья белой куропатки, птичьи перья и пух. Их вывозили за границу, где использовали для украшения дамских шляпок. Стали отправлять за границу и печорский лес – в Англию, Голландию, Бельгию, Францию, Швецию, Германию и Данию. В начале ХХ века торговлей на Печоре начинают заниматься кооперативные потребительские общества.
В последний раз в Печорский край чердынские купцы, как впрочем, и остальные торговцы, приезжали летом 1917 года. После революции на Печоре возник дефицит товаров. И еще много лет местные жители вспоминали чердынских купцов, а вещи, купленные у чердынцев, служили не одному поколению.
Как напомнили в музее, небольшой городок Чердынь в Пермской губернии к началу ХХ века жил в основном за счет торговли с Печорой. Чердынские купцы ежегодно закупали на Ирбитской и Нижегородской ярмарках, в Казани, Саранпауле, Саратове, Челнах и во многих других местах на Волге и Каме муку, крупы, соль, чай, пряники, сахар, табак, ткани, порох, дробь, свинец, железные изделия, керосин, спички, свечи. Товары везли в Чердынь, затем грузы отправляли на Север.
Чердынь – один из самых старых городов Верхнего Прикамья. Название города произошло от зырянский слов «чер» (видоизмененное слово «шор» – небольшой ручей) и «дынь (коми дiн)» – устье. То есть «Чердынь» означает «поселение около устья ручья». Чердынь находился на перекрестке водно-волоковых торговых путей, и это определяло развитие этого города, экономический расцвет и годы упадка.
Известны пять торговых потоков, исходящих и пересекающих Чердынь: в Вычегду по Колве и через Немский волок, к Печоре с выходом в Ледовитый океан, в Западную Сибирь по Вишере и Чусовой через Каму, в Вятку через Волосницкий поток, в сторону юга на Каму и долее на Волгу. Наибольший расцвет Чердыни наблюдался в те годы, когда через город шли потоки грузов в Западную Сибирь. Перевозки через Чердынь прекратились с постройкой более короткого пути длиной 250 верст из Соликамска на Верхотурье и далее на Тюмень по так называемой «государевой Верхотурской дороге», Чердынь оказалась в стороне и перестала играть роль перевалочного пункта. После этого чердынским купцам пришлось активно осваивать пути на Север.
Путь на Печору был долгий. От Чердыни путь шел вверх по Колве далее по притоку Вишерка до Чусовского озера, с Чусовского озера по реке Березовке до Усть – Еловки, где был построены купеческие амбары для хранения товаров, отправляемых на Печору. Здесь производилась перегрузка товаров с барж на более мелкие суда, на которых при большой воде товары можно было сплавить до Печоры. Большая часть грузов складировалась в амбары и отправлялась зимой конной тягой. По открытой воде путь шел от Усть-Еловской по притоку Еловки речке Вагулке длиной 70 верст, а далее Печорскому волоку длиной 10 верст суда и грузы перевозили на приток Печоры речку Волосницу и через 90 верст выходили на Печору.
Выставка ждет посетителей до 24 сентября.
Врез: Как сообщала «Республика», этим летом в Чердыни побывала экспедиция из Ижмы. Поездка в Пермский край осуществилась по инициативе краеведа, издателя и активной общественницы Татьяны Артеевой при финансовой поддержке МОД «Изьватас». Целью поездки были исследование торговых связей ижемских и чердынских купцов. В Чердынском краеведческом музее изучили и перефотографировали интересные документы. Среди них книги «Экономические условия Печерского края дореволюционного периода», «Книга товарная на покупку пушных товаров по Ижме и по Пустозерску В.Н. Алина в марте 1899 года», «Номерация на печорскую рыбу за новигацию 1888 года», «Выписка долгов по реке Верх-Печоре Чердынских купцов братьев Алиных, 1880 года, март». ↓
Артур АРТЕЕВ
Фото предоставлено Печорским историко-краеведческом музеем
Печора течёт с юга на север. Следовательно, биржи с грузом плыли по течению, а обратно их тащили бурлаки.