В центре культурных инициатив «Югöр» открылась выставка «Среда обитания. Дом». Экспозиция включает в себя живопись, керамику и дымковскую игрушку. Это третий этап большого межрегионального выставочного проекта под общим названием «Среда обитания», который придумали вятские художники Ирина Зелянина и Сергей Горбачев.
– Проект родился три года назад в Вятке. Наш ведущий керамист Ирина Анатольевна Зелянина и заслуженный художник Российской Федерации Сергей Юрьевич Горбачев придумали концепцию под названием «Среда обитания». Сначала была организована выставка натюрмортов, на следующий год – выставка портретов, и вот теперь собраны работы, объединенные темой дома, домашнего уюта, – рассказал «Республике» председатель Вятского отделения Союза художников России Игорь Сметанин.
Участниками этого проекта стали не только кировчане, но и художники из Вологды, Владимира, Рязани, Омска, Борогодска и многих других российских городов.
– Я много езжу на фестивали, симпозиумы, выставки, общаюсь с коллегами-керамистами, мы поддерживаем дружеские связи, и у меня родилась идея организовать выставку с участием художников из разных регионов. Первый проект «Среда обитания. Натюрморт» получился удивительно красивым, прошел на ура, все его горячо поддержали, и тогда мы решили его продолжить. Следующим героем «Среды обитания» стал портрет. Друзья прислали свои работы, кто-то приехал на открытие выставки, – вспоминает Ирина Зелянина. – А в этом году главной темой стал дом. Мы выиграли грант Российского фонда культуры, благодаря чему смогли привезти выставку в Сыктывкар, и потом ее увидят вологжане.
Первыми работы проекта «Среда обитания. Дом» смогли оценить кировчане – экспозиция разместилась в выставочном зале Вятского художественного музея имени Васнецовых. На средства гранта выпустили великолепный каталог произведений всех трех выставок, организовали множество мероприятий и отправились в выставочный вояж.
– «Среда обитания. Дом» – проект всеобъемлющий, – продолжила рассказ Ирина Зелянина. – Все работы про человека и про любовь. Мы видим женские образы, а подразумеваем мужские. Видим мужчину – рыбака, он же – добытчик, он уходит в море, рискует для женщины. Наполеон, изображенный в снегах, такой одинокий на чужбине, но все это для любимой Жозефины.
Дом – это в том числе и фасады зданий, и внутренние интерьеры, и различные атрибуты, без которых невозможно себе представить человеческое жилье.
Например, молодой керамист Роман Пуртов создал композицию из дымарей «Выше крыши». Раньше вятичи украшали печные трубы дымарями: дым шел из дырочек в разные стороны, и все это выглядело очень живописно. Созданные Романом керамические трубы и дымари напоминают зрителю об этой изюминке Вятской земли.
Привлекает к себе внимание и внушительных размеров керамическая скульптура «Вестник радости» авторства Ирины Зеляниной и Дмитрия Никитина. Это алконост – райская птица с головой и руками девы. В русских легендах этот персонаж часто упоминается вместе с другой райской птицей Сирин. Как рассказала автор, работа посвящена братьям Васнецовым с их сказочными сюжетами. Изготовить такую объемную скульптуру весьма непросто. Печей для обжига крупных форм нет, поэтому творение обжигают на специальном дровяном горне.
– Мы строим из кирпича горн, ставим в него скульптуру как дымоход (у нее нет дна), закрываем огнеупорным коалиновым одеялом, целый день топим печь дровами, доводим до температуры 1200-1300 градусов, и к вечеру скульптура раскаляется. Убираем покрытие, скульптура вся светится, и возникает невероятной красоты зрелище. Это надо видеть своими глазами, – раскрыла важный этап создания работы Ирина Зелянина.
Таких работ у керамистки больше десяти. В том числе зрелищный обжиг в соавторстве с Дмитрием Никитиным они демонстрировали в Москве на площади Революции, на ВДНХ, в Коломенском, в Суздале, на плоту возле храма Покрова на Нерли.
Вместе с Ириной Зеляниной и Игорем Сметаниным в Сыктывкар приехала мастерица дымковской игрушки, член Союза художников России Лариса Ушакова. Один из уголков экспозиции занимают яркие глиняные фигурки, которые хочется рассматривать до бесконечности.
– На высоком берегу Вятки стоял город, а на другом берегу – слобода Дымка, где и зародился промысел. Нашему промыслу более 400 лет, он дошел до нашего времени, не меняя своего лица, благодаря тому, что из поколения в поколение, из уст в уста передавались традиции. Есть понимание неких рамок традиции и в то же время есть безграничность творчества, но это уже после того, как ты хорошо изучишь весь ассортимент, – рассказала Лариса Ушакова, отвечая на вопрос о соотношении традиций и новаторства в этом народном промысле.
По словам мастерицы, можно взять любую тему и воплотить ее в глине. Темы диктует время. Например, в 60-е годы прошлого века были популярны композиции на колхозную тему, и названия давались соответствующие – скажем, одна из работ называлась «Чтение колхозного устава». Или, допустим, освоение космоса. Мастерица Надежда Трухина подхватила эту тему после того, как вятский житель слетал в космос. Речь идет о Викторе Савиных, который, кроме всего прочего, был сотым космонавтом. Надежда Трухина создала композицию под названием «И на Марсе будут яблони цвести».
Глину для своих работ мастера берут из местных карьеров.
– Когда в 1981 году я пришла в промысел, мы брали одну из наших бабулечек, везли ее на место карьера, она ходила, просматривала все слои, брала в руки глину, терла, мяла и потом говорила: «Вот тут копать будем». Мы брали именно этот слой, привозили, заготавливали на зиму, – делится воспоминаниями Лариса Ушакова.
Что касается красок, то современная игрушка ярче и многоцветнее, в прежние времена такого богатого ассортимента не было, и работы выглядели скромнее и лаконичнее.
В день вернисажа 14 июля в Центре культурных инициатив «Югöр» сыктывкарской публике была представлена только часть работ, привезенных вятскими художниками. Через несколько дней выставочное пространство расширилось – освободился второй зал, и организаторы приступили к выстраиванию композиции. В числе разместившихся здесь работ – триптих керамических ставней рязанской керамистки Натальи Штыревой, великолепные композиции вологодских художников, увековечивших в глине дома исторического центра города, чернолощеная керамика из Вологодской области и многое другое. ↓
Галина БОБРАКОВА
Фото автора и из личного архива Ирина Зеляниной
Оставьте первый комментарий для "Погружение в среду обитания"