После двухлетнего перерыва в Корткеросе прошел фестиваль кузнечного мастерства «Кöрт Айка»
Девятого июля в местечке Аэропорт села Корткерос было по-настоящему жарко: раздувались меха горнов, звонко ударяли по наковальням молоты и молоточки, под палящим солнцем работали кузнецы. Главным их изделием стали кованые перья чудо-утки – арт-объекта, который вскоре украсит входную группу Корткероса.
После двухлетнего перерыва межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Кöрт Айка» получился особенно многолюдным по количеству народа, побывавшего на этом празднике. Нынешний фестиваль – седьмой по счету. Предполагалось, что его участниками станут 23 кузнеца, но в последний момент отменился приезд мастеров из Кирова, поэтому конкурсантов оказалось 19. Они выковали 18 перьев, из которых корткеросский кузнец, автор многих арт-объектов Игорь Усачёв «соберет» утку – в мифологии коми она символизирует плодородие и благополучие. Установят железную птицу при въезде в райцентр.
Кстати, заготовки для будущих перьев местный мастер приготовил для коллег-участников заранее. Накануне открытия фестиваля они побывали в кузнице Игоря Усачёва, но не все решили ковать из предложенного материала.
Многие приехали на «Кöрт Айку» с подарками – организаторы дали домашнее задание придумать и выковать талисман для Коми земли. Все привезенные работы были выставлены на специальном стенде без указания авторства, но пронумерованные, и за них призовые места выставлялись по результатам народного голосования. Например, когда журналист «Республики» подошел к стенду, работы рассматривала группа иностранных студентов Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, и каждый из гостей сообщил организаторам, изделие под каким номером ему понравилось.
Официальное открытие праздника состоялось в 12.30, а до этого можно было свободно пообщаться с кузнецами, пройтись по сельским подворьям и палаткам национально-культурных автономий, среди которых тоже проводился конкурс.
Часть зрителей предпочла начать обход праздничных площадок с главной, которая называлась «Кузнец – всем ремеслам отец». Мастера охотно позировали, приглашали поучаствовать в ковке простеньких изделий, торговали привезенными работами и отвечали на вопросы журналистов и всех любопытствующих.
Особое внимание привлекла к себе единственная среди участников конкурса представительница прекрасной половины человечества пермячка Ольга Стенно. На фестиваль «Кöрт Айка» она приехала во второй раз. Первый раз участвовала в 2015 году, когда под руководством Александра Сушникова кузнецы выковали фигуру Железного свекра (именно так переводится с коми Кöрт Айка). Сейчас этот арт-объект стоит в центре села возле библиотеки.
– Я случайно ввязалась в это дело и вот уже 15-й год кую. Мне было 27 лет, когда я захотела освоить кузнечное ремесло. Позвонила по визитке, которую мне принесли, и очень рассмешила кузнеца, попросив его научить меня ковке, – рассказала Ольга Стенно.
Первой работой стала маленькая улитка, которую под руководством кузнеца она выковала из 6-миллиметровой проволоки. Эта малютка-улитка хранится у Ольги до сих пор. А первой серьезной работой стала скульптура ворона. На фестивале кузнечного мастерства в Ульяновске «ворон» завоевал третье место.
Кузнечное дело стало для Ольги профессией, она преподает художественную обработку металла в пермской академии живописи, ваяния и зодчества. На вопрос, может ли в наше время кузнеца прокормить его ремесло, она ответила, что все зависит от мастерства:
– В любой профессии, если человек достиг определенного уровня, он себя прокормит. Но, конечно, кузнец – профессия штучная. В то же время это огромный спектр умений, начиная от коваля, который подковывает лошадей, и заканчивая мастерами так называемой холодной ковки, тех, кто работает на станках с числовым программным управлением. Ну а кузнец горячей ручной ковки – это основа.
На фестиваль Ольга Стенно приехала со своим мужем Сергеем Овчинниковым, тоже кузнецом. Супруги работают в разных стилях. Ольга любит модерн и натуралистичную зоологическую тематику, Сергей – классику и готику.
В ходе фестиваля многие участники проводили для всех желающих мастер-классы по ковке. Например, Ольга привезла заготовки для ковки птицы в пермском зверином стиле.
– В пермской мифологии птица – носитель духа, а в Коми, насколько я знаю, – воплощение бога Ёна. В качестве талисмана птица – отличный аналог подковы на счастье, – пояснила пермячка.
Очень колоритно смотрелся народный мастер Сергей Веркиенко, приехавший из города кузнецов Устюжны Вологодской области. В льняной нарядной рубахе он издали привлекал к себе внимание, и общаться с ним было сплошное удовольствие. Кузнец подзывал к себе мальчишек и вместе с каждым выковывал ключики, а также бойко торговал привезенными коваными сувенирами.
«Республике» Сергей Веркиенко рассказал, что на «Кöрт Айку» приезжает в четвертый раз:
– По профессии я милиционер, полицейским стать не успел, решил заняться кузнечным ремеслом и вот уже 23 года болею этим делом.
В родной Устюжне мастер проводит кузнечные фестивали и создал особый вид туризма – люди приезжают к нему посмотреть на архитектурный металл.
– У меня в кузнице настоящий интерактив – можно мехами поработать, поковать, детвора автобусами приезжает.
А еще город украшает множество арт-объектов авторства Сергея Веркиенко.
Участниками седьмого фестиваля кузнечного мастерства стала целая династия Циклаури – Георгий, Константин и Георгий. Сыктывкарцы занимаются художественной обработкой металла (ковка со сваркой). Как рассказал «Республике» Константин Циклаури, для него кузнечное дело – хобби, тем не менее в «Кöрт Айке» он участвует начиная с третьего фестиваля.
Руслан Афанасьев из чувашского города Новочебоксарска участвовал в празднике в двух ипостасях – как кузнец и как представитель лакокрасочного предприятия – изготовителя красок по металлу. Предприятие – постоянный спонсор фестиваля, победителям дарит сертификаты на свою продукцию.
– То, что ребята создают, надо сохранить на века. Мы производим эмаль, которая защищает металл от коррозии на 10-15 лет. Есть эмали по ржавчине, есть по гладкому металлу, есть специализированные грунты, которые сохраняют кованые изделия. Мы и патины производим, они облагораживают и красиво «старят» работы, – рассказал Руслан Афанасьев.
В жюри конкурса вошли именитые мастера: многолетний друг и партнер корткеросского праздника Александр Сушников из Санкт-Петербурга, почетные члены Всероссийской кузнечной академии имени Зимина Андрей Митрягин из Белгорода и Александр Вихт из Соликамска, а также идейный вдохновитель первого фестиваля «Кöрт Айка» Татьяна Попова.
Торжественное открытие конкурсной части мероприятия началось с представления всех участников. Затем на сцену вышли зампред правительства Коми Эльмира Ахмеева, вице-спикер Госсовета РК Валентина Жиделева и глава Корткеросского района Константин Сажин.
– Фестиваль, ставший уже визитной карточной Корткеросского района, представит вашему вниманию удивительное искусство, которое объединяет силу, творчество и, конечно же, стихию металла и огня. Кузнецы говорят, что у каждой наковальни свой голос. И сегодня нам это продемонстрируют умельцы из разных уголков нашей страны. От имени главы Республики Коми Владимира Уйба и правительства желаю фестивалю дальнейшего процветания, участникам удачи и творческого вдохновения, а зрителям ярких эмоций и положительных впечатлений, – обратилась к присутствующим Эльмира Ахмеева.
– Наконец-то пандемия отпустила! Мы снова встретились на благодатной корткеросской земле! Я от имени Госсовета передаю слова благодарности: депутаты приняли решение, что в республике будет существовать еще одно почетное звание – «Народный мастер». Именно на него можете претендовать вы и ваши коллеги, – обратилась к мастерам Валентина Жиделева.
Официальный старт фестивалю дал глава муниципалитета Константин Сажин. Он отметил, что «Кöрт Айка» стал любимым как в профессиональной среде кузнецов, так и среди жителей.
После приветственных речей на площадке закипела работа. Кузнецы встали к наковальням и в общей сложности выковали 18 металлических перьев.
Итоги конкурса огласили вечером. Победителями смотра сельских подворий Корткеросского района стали Пезмег (первое место), Подтыбок (второе место) и Мордино (третье место).
Среди национально-культурных автономий безоговорочным лидером стало подворье «Изьватас». Не в последнюю очередь в этом заслуга молодого охотника Алексея, который привез с собой богатое родовое наследство – атрибуты охоты и быта ижемцев. С удовольствием показывал и рассказывал, как шьется рабочая малица (ту, что он привез, сшила 70 лет назад в годы войны его прабабушка), демонстрировал койбедь, охотничьи лыжи лямпы и пояс оленевода – тасму с оберегами. Изьватас всех щедро угощали рыбниками, шанежками, чаем с вареньями и заслуженно стали победителями. Впрочем, добрых слов заслуживают все подворья национально-культурных автономий.
Ну а на самом главном конкурсе золото завоевала единственная среди участников женщина – Ольга Стенно. Серебро у санкт-петербургского кузнеца Павла Кондрашова, бронза у Андрея Хуттера из Симферополя.
Приз зрительских симпатий достался главе кузнечной династии из Сыктывкара Георгию Циклаури. Его сын Константин и внук Георгий стали победителями онлайн-голосования. ↓
Галина БОБРАКОВА
Фото автора, Игоря Бобракова
Оставьте первый комментарий для "Стихия огня и металла"