Разнообразные виды традиционных изделий из дерева можно увидеть на выставке «Ремесло. Традиционная деревообработка». Экспозиция работает в отделе этнографии Национального музея Коми. Самый древний ее экспонат – фрагмент легендарной лыжи, которой около восьми тысяч лет. А самые «молодые» – это изделия нашего времени.
-Можно сказать, что история работы человека с деревом началась тогда, когда наши предки свалились с дерева, подобрали обломанную ветку и сделали из нее палку для защиты от хищников, – рассказал «Республике» научный сотрудник отдела этнографии нацмузея – куратор выставки Евгений Худин. – В истории не было деревянного века. Но каменный, бронзовый, железный века названы так в честь материала инструментов, которыми обрабатывали дерево.
Как отметил Евгений Худин, зырянский мир изначально и неразрывно связан с лесом, где люди обустраивали себе территорию для жизни. Мастера хорошо знали свойства различных древесных пород, умело использовали их при создании обиходных вещей и сооружений. Из ели и сосны они строили дом и хозяйственные постройки, из березы гнули полозья, делали лыжи и различные повозки, из осины выдалбливали лодки, посуду и утварь, вырезали игрушки. Из еловых стволов с естественно загнутыми корневищами делали охлупни и уключины для кровель, сани и волокуши, скамейки и льномялки, рамы ткацкого стана и прялки. Самые разнообразные вещи создавали из березового капа, бересты, еловых и сосновых корней.
На выставке представлены практически все виды деревообработки, которыми владели наши мастера. От самых древних – резьбы, долбления, плетения до более современных – бондарного дела и художественной росписи по дереву.
Экспонатом выставки стал фрагмент древней лыжи, которой уже около восьми тысяч лет. Это на несколько тысячелетий древнее египетских пирамид и Великой Китайской стены. Фрагмент сосновой лыжи со скульптурным навершием в виде головы лося был найден археологом Григорием Буровым в 1964 году на Висском торфянике в Княжпогостском районе. Считается, что это не обычная лыжа, а ритуальная. До 2009 года артефакт находился в разрушенном состоянии, представлял собой шесть фрагментов, был деформирован и покрыт трещинами. В 2008 году музей обратился в Эрмитаж с просьбой отреставрировать памятник. И после двухлетней реставрации и консервации в лаборатории Эрмитажа музей смог представить лыжу посетителям. Тогда же питерские ученые установили возраст лыжи и материал, из которого она была изготовлена. Это сосна, выросшая в последней четверти VI тысячелетия до н.э.
Наиболее ранний вид обработки древесины – резьба. В прошлом главным украшением жилых и хозяйственных построек были резные охлупни и уключины. Они имели вид конской головы с выступающей, как у птиц, грудью. Приспособления для ткачества, прялки, рубели, трепала, шкатулки украшались нарезной и трехгранно-выемчатой резьбой. Был распространен солярный мотив – один из древнейших в искусстве коми – круги, розетки, кресты внутри круга в различных вариациях.
Плетение из корня, лозы и дранки тоже имеет давние традиции. Для него использовали древесную дранку, ивовые и черемуховые ветки, корни сосны, ели и можжевельника. Все это заготавливали осенью, а плели долгими зимними вечерами. Лучшим материалом считался сосновый корень, так как он отличается значительной длиной, гладкостью и красивым цветом, поэтому большинство изделий плелось из него. Ивовые прутья применялись редко. Только для крупных и грубых изделий – больших корзин, чемоданов, тарантасов. В Визинге из неочищенных ивовых прутьев плели коврики для вытирания ног.
– Из расщепленных и целых корней изготавливались различные кухонные изделия: хлебницы, шкатулки, воронки, корзинки для сбора грибов и ягод, бельевые корзины, – рассказал Евгений Худин. – Коми мастера широко использовали ветки черемухи, а также нерасщепленные корни сосны и можжевельника, в то время как другие народы предпочитали расщепленные корни. Широкое распространение имели изделия из сосновой дранки. Из нее плелись в основном хозяйственные корзины различных размеров и женские шкатулки.
Большую роль в быту коми играла береста, из которой мастерили различных емкости. Из березового капа – нароста на стволе – также делают ковши, черпаки, ложки, солонки, братины. В строительстве бересту используют для защиты от влаги на крыше, прокладывая между слоями кровельных досок, под окнами для отвода воды от стены, между нижним венцом сруба и фундаментом. Из берестяных лент плетут заплечные ранцы – пестеры, солонки, лопаточники, другие изделия. Из больших цельных пластов бересты делают различные широкие емкости – чуман и шердын. В больших чуманах хранили зерно, различную мелкую утварь и даже мыли детей. Шердын – лоток с пологими бортами, сшитый из двух пластов бересты, – использовался для просеивания муки, провеивания зерна и ягод. Из бересты плели туеса – сосуды со съемной крышкой. Легкий и прочный туес использовался для хранения молока, простокваши или кваса. Его стенки изготавливались из нескольких цельных слоев бересты, донце и крышка – из дерева. В рыболовстве тоже использовалась береста. Из скрученной берестяной ленты делали поплавки, а основу грузила – камень – оплетали берестой. На выставке можно увидеть даже берестяной козырек для защиты лица от солнечных лучей.
Изделия из луба встречаются нечасто. Это только в сказке бывает лубяная избушка, а в жизни из этого материала изготавливали различные короба для бытовых мелочей и ценных вещей. Короба бывают объемом до кубометра. Иногда к небольшим коробочкам приделывали ручки – получались лукошки для сбора ягод и грибов. Если младенцев брали с собой на полевые работы, для них из луба делали легкую переносную колыбель – потан.
– Луб – это тонкий слой живой древесины под корой дерева, – пояснил Евгений Худин. – Снимали его в июле. Чаще всего использовали осину. Выбирали гладкое дерево нужного диаметра, топором надрезали ствол поперек и вдоль и снимали требуемое количество пластов. Заготовки очищали от коры, сушили и зимой гнули необходимые изделия. Перед началом работы лубяные пласты распаривали, делали на внутренней поверхности насечки, чтобы было легче сгибать. Соединения прошивались тонкой лубяной лентой или черемуховым прутом. Плоские дно и крышку вытесывали из деревьев хвойных пород. Сейчас с лубом уже никто не работает.
Несколько уникальных лубяных коробов представлено на выставке.
Бондарное производство было широко распространено в Коми крае. Бондари обслуживали собственные семьи и выполняли заказы земляков. Изготавливали кадки, бочонки для пива, кадушечки для простокваши, чаны, ушаты, ведра, подойники, маслобойки, бочки, жбаны, пивные кружки. В печорских селениях основной продукцией бондарей были большие бочки для рыбы и мяса. Для укладки дичи, масла, реже рыбы, использовали баклажки, вмещавшие до 80 килограммов. Для икры и других продуктов делали бочки вместимостью 20-30 килограммов. Инструментом для изготовления бондарных изделий служили топор, различные пилы, нож, фуганок, рубанок, скобель, уторник, деревянный циркуль.
Интерьер коми крестьянского дома до конца XIX века отличался простотой мебельного убранства. Почти вся мебель была встроенной в стены избы. Это пристенные лавки, полати, полки над окнами. Передвижными были лишь стол и короткие обрубки бревен для сидения. В конце XIX – начале XX века столярное ремесло отделилось от плотницкого, и в домах появилась недорогая прочная и удобная мебель местных мастеров. Многие крестьяне сами делали для своего дома столы, переносные скамейки, стулья, табуретки, кровати, детские люльки, посудные полки. Почти в каждом селе или деревне были мастера, специализировавшиеся на столярных изделиях, в том числе мебели, которая отличалась относительным разнообразием и изяществом. Кроме всего прочего, это жесткие диваны и кресла, буфеты, комоды, сундуки.
Художественная роспись по дереву была издавна распространена в Коми крае, и существует несколько традиционных видов коми росписи: мезенская, верхневычегодская и нижневычегодская. Широко использовали круг – символ солнца и оберег от напастей. Круги различных цветов и размеров рисовались на дверях, фронтонах домов, кроватях, столах, бытовой утвари и детских колыбелях. Крупным центром самобытной росписи было село Керчомъя на Верхней Вычегде. Считается, что именно верхневычегодская роспись повлияла на становление художника-абстракциониста Василия Кандинского, который в 1889 году приезжал в экспедицию в Коми край. Основной целью его поездки являлся сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. Самой дальней географической точкой в зырянской глубинке для Кандинского стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя. В частности, некоторые традиционные расписные узоры на прялках и других предметах деревенского быта вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста. На выставке представлена привезенная из Керчомъи столешница с росписью конца XIX века.
Дополняют экспозицию инструменты для деревообработки: топоры, тесла, различные виды скобелей, долота, сверла, струги (инструмент типа рубанка), стамески, ручные резцы, уторники, ножи. ↓
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Деревянные грани мастерства"