Министр сельского хозяйства Коми Алексей Буткин провел неформальную встречу с журналистами региона. Встреча «за чашкой чая» прошла по инициативе ведомства. По словам министра, «тем для обсуждения много, и интерес населения к работе отрасли ощущается фибрами души». Тем для разговора оказалось действительно много, но все же лейтмотивом стал вопрос импортозамещения в условиях жесткого санкционного давления. Вместе с министром на встрече была и его первый заместитель Надежда Усова.
Революций быть не может
На министерский пост глава Коми Владимир Уйба назначил Алексея Буткина в апреле. Ранее – с 2015 по 2016 год – он уже работал на этом посту. Алексей Буткин является большим профессионалом в этой сфере, сельскому хозяйству он посвятил десятки лет работы. Прежде всего новый старый министр предложил провести своего рода перекличку, чтобы познакомиться с журналистами:
– Вы все равны, каждый может задать любой вопрос. За полтора-два часа вопросов 15-20 мы так сможем разобрать.
Затем Алексей Буткин сказал несколько слов о своем назначении и предшественниках:
– Спустя шесть лет меня пригласили, и я приблизительно понимал, что собой представляет отрасль и какие есть проблемы. Сельское хозяйство – это не динамично развивающаяся отрасль, путь развития сложный, революций здесь не бывает. То, что было тогда и что есть сейчас, не сильно отличается друг от друга. Количество хозяйствующих субъектов осталось примерно такое же, направление развития молочного животноводства сохранилось. Есть изменения, я их вижу. Решения, которые здесь принимались в течение шести лет, ситуацию не ухудшили. Руководили отраслью специалисты из-за пределов республики, и каждый привнес что-то свое. Каждый по-своему развил то направление, в котором он разбирался и понимал. Это нормально. Надеюсь, что новая команда тоже сделает позитивный вклад в развитие отрасли.
Министр рассказал о новых возможностях для работников отрасли, в частности отметил, что как на федеральном, так и на региональном уровне все решения сейчас принимаются быстро. Здесь большую работу ведет оперативный штаб, которым руководит первый зампред правительства Эльмира Ахмеева. Одним из свежих нововведений стало решение о выделении дополнительных денег из бюджета на лизинг для сельхозтоваропроизводителей.
– Лизинг оборудования и техники для весенне-полевых работ, которые уже в стадии завершения, и будущих заготовительных работ, которые традиционно начинаются в июле. На специализированную технику должно быть потрачено 30 миллионов рублей. Предполагаем, что около 20 хозяйств сумеют воспользоваться этой помощью. Самый большой плюс этой антикризисной меры не в том, что выделены средства на лизинг, ведь это и так делалось регулярно, а в том, что хозяйства, получив технику, не потратят ни одного рубля своих средств на первом этапе. Весь первоначальный взнос будет возмещен специальными субсидиями из республиканского бюджета. Технику хозяйства получат в этом году, проведут на ней уборочные работы, а первые платежи у них возникнут в 2023-м, – пояснил Алексей Буткин.
Надежда Усова добавила, что сейчас активно идет прием заявок на включение в субсидию, и пул хозяйств, которые их получат, сформируют к концу июня.
Эпидобстановка опасений не вызывает
Журналистов интересовало, много ли в последнее время закрылось сельхозпредприятий. Алексей Буткин ответил, что в регионе вообще немного государственных предприятий – 13, а всего хозяйствующих субъектов, задействованных в сельском хозяйстве и перерабатывающей пищевой промышленности, более 500:
– Это все бизнес, это предпринимательские риски, поэтому все они как появляются и функционируют, так и естественным образом могут закрываться. Причины разные, в том числе некачественный менеджмент. В прошлом году деятельность прекратили три организации из пятисот. Если закрытие произошло, то мы должны сделать все, чтобы сельское хозяйство на этой территории продолжало существовать. Вот, например, прекратило деятельность хозяйство в селе Пажга Сыктывдинского района, несмотря на то, что там хорошее скотопомещение. Собственники живут в Кировской области, и они решили свернуть бизнес в Коми. Нам важно, чтобы появились новые эффективные собственники. Там земли много, причем она хорошего качества.
Министр выразил надежду на то, что молочное животноводство в Пажге возродится уже в этом году, так как предприниматели, желающие продолжить работу, есть.
Тревожные новости о выявлении очагов инфекционной анемии лошадей в республике Алексей Буткин прокомментировал так:
– Она зарегистрирована в трех населенных пунктах – один в Усть-Куломском и два в Ижемском районе. Болезнь поражает животных среднего возраста – от четырех до десяти лет. Выявлено заболевание у лошадей «личников», людей, которые держат скот у себя на подворьях, используя в качестве тягловой силы. Ни одного фермерского хозяйства или организации, держащих лошадей, у нас нет. Проблемой занимаются ветеринары, введен карантин.
Ограничительные меры, как отметил министр, вводятся в зависимости от объемов распространения инфекции. Например, в Ижемском районе под карантин попали населенные пункты целиком, а не только конкретные подворья. К сожалению, лошади подлежат забою, но их мясо можно употреблять в пищу после термической обработки. Забивать животных необходимо, так как инфекция может передаваться здоровым лошадям. Зачастую собственники привязаны к животным и отказываются от забоя. В таком случае решать проблему придется через суд.
– Ветеринарное законодательство жесткое, – добавил министр. – Но тут дело обстоит не так, как было с африканской чумой свиней, когда профилактически забивали всех, проведя определенный радиус. Тут забою подлежат только заболевшие животные. Если говорить об очагах других инфекций, то они есть, ведь животные болеют, как и люди. На сельхозпредприятие «Южное» в Прилузском районе наложен карантин с 2018 года в связи с некробактериозом у коров. Это болезнь нижних конечностей, она лечится, но на каких-то стадиях происходит выбраковка из стада – животное все же забивают. Карантинные ограничения с этого хозяйства пока не сняты. Ведутся мероприятия по оздоровлению животных, они уже находятся в заключительной стадии. Ожидаем, что ограничения снимут этим летом. Составлена дорожная карта, ветеринары ее отслеживают и дают оптимистичный прогноз.
В целом эпидобстановку в регионе, учитывая многочисленность поголовья животных, Алексей Буткин назвал положительной:
– Самое крупное сосредоточение животных на птицефабрике «Зеленецкая». Там десятки тысяч свиней и сотни тысяч птиц. Ситуация положительная, все отслеживается серьезно. Для них африканская чума свиней представляет большую угрозу, поэтому коллектив птицефабрики занимает жесткую позицию по соблюдению санитарных правил.
Выход на самообеспечение
Как рассказал Алексей Буткин, весенне-полевые работы завершены только в южных районах Коми, а в остальных продолжатся до конца июня:
– Это традиционные сроки, их нельзя назвать медленными. Подвести итоги могу по тем районам, где работы уже проведены. По сравнению с прошлым годом произошел прирост площадей: увеличились посадки однолетних и многолетний трав, резко увеличилось производство овощей и картофеля.
Решение о значительном увеличении площадей под возделывание картофеля является частью работы по импортозамещению. В Коми ранее в основном весь картофель на прилавки магазинов поставлялся из других регионов страны, а также из-за ее пределов. Теперь настало время выращивать свой.
– Плюс ко всему и политика господдержки в этой области изменилась, – отметил министр. – В этом году введен механизм авансирования: хозяйствам были предложены деньги вперед при условии, что они увеличат площади посева и посадки не менее чем на 20 процентов по овощам и картофелю. Они это сделали, деньги получили, и мы видим, что эти деньги работают. Авансирование – действенная мера, но мы вынуждены тщательнее отслеживать целевое назначение выделенных средств. Итоги подведем в конце года.
Тему того, может ли республика прокормить себя самостоятельно, руководитель назвал «вечной».
– Отвечу, что может, но только по отдельным культивируемым здесь культурам, – сказал он. – Здесь было в свое время достигнуто стопроцентное обеспечение по картофелю. Сейчас мы к этому стремимся. Это возможно, но итоги подводить будем осенью. Что касается других культур, республика никогда полностью себя не обеспечивала ни молоком, ни мясом, ни яйцом.
По другим овощным культурам регион тоже только частично сможет себя обеспечить. Говоря о перспективах развития в этом направлении, Алексей Буткин вспомнил, каким было развитие во времена СССР:
– В каждом населенном пункте было по одному-два колхоза, все поля засажены и засеяны. В каждом населенном пункте ферма. Количество хозяйств, которые занимались молочным животноводством, было около 200, сейчас их около 60. Даже в те времена регион не обеспечивал себя молоком больше чем на 50 процентов. Все земли были в обороте: выращивали корма, пасли скот. Но не могли себя обеспечить. Наверное, это в силу климатических особенностей.
Однако работать в направлении увеличения удоев и сбора урожая, по его мнению, необходимо. В этом смысле, например, планы по тепличному комбинату в Воркуте вполне реальны, и ранее он там уже был. Сейчас идет речь о возрождении, и точечно прорабатывается целесообразность проекта.
Одна из острых проблем отрасли в целом в России в этом году – импортозамещение. Алексей Буткин отметил, что из-за пределов страны в большом количестве поставлялось многое, в том числе высокопроизводительная техника и семена:
– Отечественные семена, конечно, были, но основой благополучия все равно являлись импортные. Даже семена картофеля в значительной части голландской селекции. Но я не вижу, что это сказалось на производственной программе предприятий. Все площади посеяны и посажены, причем как в открытом грунте, так и в закрытом. Замещение происходит. Ведется работа с крупными логистическими центрами. Мы иногда даже не понимаем, какие включаются логистические цепочки, но товар наши хозяйства получают в прежнем объеме и в срок. Вот упаковка продукции Сыктывкарского молочного завода была беленой, а стала серой. Импортный картон поставлять перестали, а хозяйствующие субъекты России не имеют химикатов для отбеливания, поэтому заместили на серый. Может, мы к беленому больше привыкли даже с точки зрения гигиены. Руководитель молзавода сказал мне, что наш ЛПК сделал пробную партию беленого картона – 500 килограммов, отправил ее изготовителю упаковки, тот провел апробацию, сделал несколько контрольных партий, и в целом у него получилось. Сейчас уже Монди СЛПК отправил не экспериментальную партию, а промышленную – 2000 тонн, где-то к концу июня молзавод снова начнет разливать продукцию в беленый картон. Это яркий пример импортозамещения: промышленность тут же нашла выход, появились новые цепочки поставки, и ситуация вернется в прежнее русло.
По поводу сельхозтехники министр назвал ситуацию «самой сложной». Он отметил, что резко ее заменить нельзя, та, что уже закуплена, будет продолжать работать, ведь срок службы у нее значительный – в среднем десять лет.
– Возникает вопрос ее ремонта. Запчасти стали идти медленнее, цена выросла. Наши специалисты прилагают усилия, чтобы можно было заменить те запчасти, которые можно. Например, знаю, что в ряде наших хозяйств меняют импортные подшипники на отечественные, так же сальниковые уплотнения. Конечно, там, где это возможно. В этом году вся техника, которая должна была участвовать в сезонных полевых работах, вышла на эти работы. Будет приобретаться новая техника, и наши хозяйства теперь ставку делают на производителей России и Белоруссии, – сказал министр. ↓
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Время для родного картофеля"