Село Усть-Вымь имеет богатую историю. Именно здесь Стефан Пермский срубил древнюю коми святыню – прокудливую березу. И это единственное село в Коми крае, которое посетил литературный герой Робинзон Крузо. Так английские читатели начала восемнадцатого столетия узнали про Усть-Вымь, которое Даниель Дефо назвал Вестимой.
Расстояние от столицы республики до села – чуть более семидесяти километров. Доехать сюда можно на автомобиле по трассе Сыктывкар – Яренск, на поезде (до остановки «Школа», следующей после станции «Усть-Вымь»), на рейсовом автобусе (маршруты на Микунь, Айкино, Жешарт, Яренск) или в составе туров и экскурсий. В рамках проекта «Народный маршрут» журналист «Республики» побывал в древней столице Коми края.
Усть-Вымь – одно из старейших наших поселений. Пермь Вычегодская поклонялась здесь своим богам в языческом святилище. Росла в этих местах и так называемая прокудливая береза (прокудливый – проказливый, шаловливый). Но в 1380 году сюда из ростовского монастыря пришел Стефан Пермский. Он срубил березу, вырубил лес на холме и поставил «келию и дом молитвенный». С этого времени началась официальная история села.
В 1384 году рукоположенный в епископы святитель Стефан приступил к созданию Пермской епархии, центром которой стала Усть-Вымь. Первый зырянский монастырь возвели на месте прокудливой березы. При нем открыли первую в Коми крае школу, в которой готовили священников. Преемники Стефана превратили Усть-Вымь в укрепленный городок, за валом и деревянными стенами которого находились церкви, монастырь и «двор владычен большой». В первой половине пятнадцатого века Усть-Вымь стала военно-административным и епархиальным центром края. Село находилось на перекрестке путей, ведущих за Урал через реки Вымь и Вычегду. Но по мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно стала терять свое значение, однако оставалась центром епископских владений на зырянской территории, а также местом паломничества к чудотворным мощам епископов Пермских – Герасима, Питирима и Ионы.
В начале восемнадцатого века в Усть-Выми, первом из селений Коми края, началось каменное строительство. Академик Иван Лепехин, знакомясь в 1771 году с зырянским краем, поражался красоте и убранству усть-вымских храмов. В 1990 году село Усть-Вымь включено в список исторических населенных мест России. В 1996-м был возрожден Михайло-Архангельский монастырь, под обустройство обители выделена территория на ее историческом месте.
В 1980 году в честь 600-летия села в его центре установили памятник – птицу счастья работы скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.
Большинство туристов приезжают в Усть-Вымь для того, чтобы побывать в старинных храмах, набрать в источнике святой воды, увидеть монастырь. Рядом с храмовым комплексом и по сей день растет несколько берез – вполне прокудливого вида.
Заведующая историко-этнографическим музеем села Усть-Вымь Наталья Шмаргилова рассказала «Республике», что в селе Усть-Вымь туристы могут посетить территорию Михайло-Архангельского монастыря (кроме территории монашеской братии, на которой расположен житийный корпус). Здесь им покажут места, где стояла прокудливая береза, языческая кумирница, где находился храм Вознесения, разрушенный в 1930-е годы, дома священнослужителей и открытые в них первые церковно-приходские школы села (1861-1862 годы).
Также, по словам заведующей музеем, можно посетить действующий храм Стефана Пермского (1755-1766); часовню трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, построенную в 1996 году на месте разрушенного Благовещенского храма (1734), под спудом которого они были захоронены; храм Михаила Архистратига и всех прочих бесплотных сил (1795-1806); крест Стефану Пермскому, установленный в 1996 году к 600-летию его успения; крест святителю Питириму, установленный в луговой части на месте гибели епископа. Знакомство с православием дополняет рассказ в музее про историю села в 1920-1930-е годы, когда менялась власть, на территории монастыря происходили кровавые расправы, рушились храмы, на Благовещенской горе ставились спектакли про безбожников, дома священнослужителей передавались вновь создаваемым советским организациям, а в Михайловском храме появились первые репрессированные Устьвымлага.
– В центре села работает кулинария, где можно приобрести выпечку, напитки, салаты, мясные и рыбные блюда, – рассказала нам Наталья Шмаргилова. – Кулинария работает в понедельник-пятницу, в субботу по заявкам. В трех километрах от Усть-Выми в деревне Вогваздино (по дороге в Сыктывкар) работают кафе «Инвита» и круглосуточный бар. В этой же деревне на базе отдыха «Зеленый бор» можно остановиться на ночлег.
Первым интуристом в Усть-Выми можно назвать Робинзона Крузо. Удивительно, как моряк из Йорка, который двадцать восемь лет прожил на необитаемом острове, мог оказаться в этих краях. Но волей придумавшего его Даниеля Дефо после возвращения в Англию Робинзон путешествовал вокруг света, проехал по России и во время этой поездки побывал в Коми крае. В частности, Даниель Дефо упомянул про село Усть-Вымь.
Наверное, для развития местного туризма в усть-вымском музее можно было бы оформить хотя бы небольшой стенд, посвященный визиту Робинзона в село: карту его маршрута, шапку из козьего меха, подзорную трубу, разные издания книги. Это бы не только заинтересовало местных школьников, но и могло бы привлечь туристов. Хороший туристический бренд несколько лет назад начала разрабатывать Анна Нечаева.
– Я с детства фанат книги Дефо о приключениях Робинзона Крузо, – сообщила она журналисту «Республики». – Узнав из вашей статьи про Робинзона, увлеклась мыслью воплотить идею туристического бренда. Часто мысленно возвращалась к теме Робинзона и думала, что бы такого можно с ней сделать.
Анна открыла свою студию фото и сувениров, занимается принтами, некоторые из них посвящены району и Робинзону. В частности, можно купить футболку с Робинзоном и датой его пребывания в Усть-Выми – 1704 год.
Историко-этнографический музей в Усть-Выми открыт к 600-летию села в августе 1980 года. С 1996-го он работает в здании бывшей земской больницы, построенной в начале прошлого века. 8 мая 1996 года состоялось официальное открытие нового здания музея. В этот день его посетили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава Республики Коми Юрий Спиридонов. Сейчас музей ежегодно посещают более шести тысяч туристов и организованных групп. В фондах музея хранится более 22 тысяч экспонатов. Экспозиция здесь вполне традиционная для районных музеев: археологические находки, царские монеты, портреты и биографии известных земляков (в данном случае – автора пьесы «Свадьба с приданым» Николая Дьяконова). Широко представлены материалы по христианизации древних коми. В частности, есть картина, на которой изображено, как Стефан Пермский сжигает языческих идолов, а зыряне сокрушаются по этому поводу. Очень интересные в музее старинные фотографии, которые можно рассматривать часами, подмечая все новые детали. Запечатленные на них первые пионеры и колхозники пристально всматриваются в далекое будущее. На снимке 1924 года первые пионеры села – самодельные галстуки, впереди голоногий барабанщик, знамя с надписью: «На смену».
Несколько лет назад в музее появилась экспозиция «Кабинет земского врача». Стол, кушетка, ширма, рукомойник, весы, этажерка, вешалка с плащом, шляпой и зонтиком. На этажерке – дореволюционные врачебные издания с печатью усть-вымской земской больницы. В этом кабинете вспоминаются рассказы о врачебной практике Михаила Булгакова и Викентия Вересаева. На полках среди банок и склянок прячется бутылка из-под гематогена с надписью: «СССР. Главмясо». Мало кто помнит, что когда-то гематоген выпускался в жидком виде и только потом стал твердым. Врачебный кабинет в старинном больничном здании можно назвать изюминкой музея. Земская больница в селе была открыта в 1903 году. Тогда же построили и первое больничное здание. В 1911 году над ним надстроили второй этаж. Рядом возвели еще три корпуса. Это была единственная больница на семь волостей, где проживало более 20 тысяч жителей. Комплекс больничных зданий – один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в республике.
Как рассказала Наталья Шмаргилова, с музеем сотрудничают Центр спорта и туризма, туристические агентства «Счастливая жизнь», «Спутник Коми», общеобразовательные школы, СГУ, республиканский колледж культуры, советы ветеранов и социальные организации Сыктывкара. Музей также посещают местные дошкольники и школьники.
В музее можно заказать экскурсии «История усть-вымских храмов», «Памятные места Усть-Выми», посетить «Крестьянскую усадьбу» с экскурсией «Быт и хозяйство коми-зырян конца XIX – начала XX века». Истории села посвящено пять залов, есть две отдельные выставки – «Земский доктор» и «Первая мировая». Готовятся новые выставки: «Тренды эпохи» (одежда ретро), открытый показ фондов техники «Кино и время», «Дорогою добра» (к 85-летию Усть-Вымской школы), «Советский дизайн», «Гордо реет стяг державный» (к 100-летию СССР), «От знаний к опыту, от опыта к мастерству» (об истории школы-интерната).
О богатой истории вымской земли свидетельствует тот факт, что на Выми (правда, в Княжпогостском районе) находится известный археологический памятник – Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь нашли кинжалы, боевые ножи, кольчуги и монеты. Несколько артефактов хранятся в Эрмитаже. Самые известные из них – деревянная чаша и серебряный ритон. Сосуд-ритон относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра, поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы.
Недалеко от Усть-Выми прошли молодые годы всемирно известного социолога Питирима Сорокина, который родился в 1889 году в селе Туръя (Княжпогостский район). В деревне Гам Усть-Вымского района маленький Питирим начал осваивать грамоту в местной двухлетке.
Летом в селе проходит праздник «Емдiнса югӧр» («Усть-вымский луч»).
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Особенностью Усть-Вымского района можно назвать то, что райцентр здесь не в Усть-Выми, а в селе Айкино. А единственный город на территории муниципалитета – Микунь. В рукописи 1680 года Усть-Вымь упоминается как город Старая Пермь. С 1922 по 1928 год село было центром Усть-Вымского уезда, а с 1929 по 1943 год – центром Усть-Вымского района, затем райцентр был перенесен в Айкино.
Оставьте первый комментарий для "Под крылом птицы счастья"