Владимир Казаков: «Главное для меня – поддерживать сбалансированность бюджета»

В начале марта Министерство финансов Республики Коми возглавил Владимир Казаков. Для этого ведомства он пока новичок, но с финансовыми потоками региона знаком очень хорошо: более 20 лет проработал в разных подразделениях федеральной налоговой службы. В интервью «Республике» и.о. министра рассказал, как он планирует строить свою работу, о необходимости баланса между выполнением социальных обязательств и поддержкой бизнеса, задачах, которые он будет решать в правительстве региона.

– Насколько неожиданным было для вас предложение пе-рейти в министерство финансов из налоговой службы?

– Я – житель Республики Коми, родился и вырос, учился здесь. И никогда не думал о работе вне республики. Но представлял ли я, что буду работать в региональном минфине? В студенческие годы, наверное, нет. Хотя преддипломную практику проходил именно в минфине, а тема моей дипломной звучала как «Управление государственным и муниципальным долгом». Помню, мы пришли на практику как раз в период формирования бюджета, специалистам министерства было совсем не до нас. Поэтому, несмотря на то, что уже тогда очень хотелось погрузиться непосредственно в процесс, мы изучали доступные документы и с интересом смотрели на то, как настоящие финансисты работают с утра до ночи.

Дипломную работу и государственный экзамен у меня принимал Николай Вавилов – первый руководитель налоговой службы нашей республики, и после защиты диплома он предложил мне прий-ти попробовать свои силы в государственной налоговой службе. С тех пор и до марта текущего года я всю жизнь работал в налоговой: сначала восемь лет в управлении, потом перешел в сыктывкарскую налоговую, потом в эжвинскую, а в 2014 году возглавил сначала сосногорскую инспекцию, потом воркутинскую, а затем вернулся в республиканское управление ФНС в качестве заместителя руководителя.

Контрольная работа всегда была мне по душе. Что касается работы в минфине, то я был морально к этому готов: мы всегда тесно работали вместе, в одной связке. Поэтому над предложением главы я думал недолго: семя попало в подготовленную почву, и решение было принято. И вот с 1 марта я здесь.

– Будучи сотрудником налоговой службы, вы раньше, условно говоря, подати собирали, а теперь будете распределять собранное. Знание внутренней налоговой «кухни» как-то повлияет на ваш стиль работы на посту руководителя министерства?

– Конечно, прошлый опыт не проходит зря. Тем более что современная налоговая служба – это не карательный орган, задача которого собрать деньги во чтобы то ни стало. Сейчас задачи налоговой рассматриваются через призму «дать бизнесу выжить в непростые времена». Многие помнят, что в период коронавирусных карантинных мер именно через систему налоговой службы проходил значительный поток финансовой помощи предпринимателям.

Если раньше я хорошо разбирался в том, как формируются доходы бюджетов (знал, как собирать деньги), то сейчас мне еще приходится решать вопрос эффективного их распределения (определять наиболее приоритетные направления расходов). Вот тут и встает самая сложная задача на посту министра – удержать баланс. И не только доходов и расходов, так сказать, по-бухгалтерски.

Существуют безусловные приоритеты – это прежде всего социальная сфера. Она поглощает более двух третей расходов бюджета. Но мы также понимаем, что этим задачи государства не ограничиваются. Мы должны развивать региональную экономику: поддерживать предпринимательскую активность, создавать инфраструктуру, сдерживать рост тарифов. Также надо следить, чтобы налоговое бремя не оказалось неподъемным для предпринимателей, особенно малых и средних. И здесь приходится искать баланс между интересами бизнеса и решением первоочередных государственных задач, в том числе и по наполнению казны. Необходимо почувствовать, как увязать текущую ситуацию и ее перспективное развитие, оценить потенциальные выгоды и риски, их влияние на долгосрочную устойчивость всей бюджетной системы республики. Конечно, это совместная работа – всех министерств, депутатского корпуса, местного самоуправления, чтобы сочетать все направления.

А что касается внутренней кухни – я прямо заинтересован в том, чтобы прорабатывать с бывшими коллегами возможности увеличения доходной части бюджета.

– Вы полтора месяца руководите министерством. Может, что-то уже хочется кардинально поменять, перестроить в работе ведомства?

– Всегда есть моменты, на которые не хватает времени или рук и которые можно решить современными инструментами. Понадобятся лишь некоторые усилия и совместная с правительством республики работа. Но сейчас, в этот момент геополитической и макроэкономической нестабильности, для меня главное – поддерживать сбалансированность бюджета и крайне осторожно принимать новые финансовые обязательства с тем, чтобы обеспечить безусловное исполнение уже принятых.

Вообще мне близка позиция Арсения Зверева, наркома и министра финансов СССР в 1930-1950-х годах, который считал, что при реализации крупных проектов нельзя распыляться, решать одновременно несколько больших задач – они должны решаться последовательно одна за другой. Я склонен придерживаться этих же принципов, это залог успеха.

– Как собираетесь решать проблему с дефицитом бюджета? С госдолгом?

– Дефицит у нас действительно значительный, почти предельный по бюджетному законодательству. Но в самом дефиците, который утверждается законом о бюджете, нет ничего плохого. Здесь вопрос в том, как будет бюджет исполняться в течение года по доходам и расходам – вполне может случиться, что к концу года у нас фактический дефицит снизится или даже сложится профицит, как это было в 2021 году.

С другой стороны, если по доходам у нас не будет прироста, то встанет вопрос, за счет чего мы будем покрывать этот дефицит, и в текущем году здесь могут возникнуть сложности – прежде всего из-за высоких ставок по коммерческим кредитам. Поэтому мы будем стараться максимально заместить банковские кредиты бюджетными, а если все-таки придется привлекать коммерческие заимствования, делать это как можно позже, ближе к концу года, чтобы снизить нагрузку.

В целом, что касается госдолга, то сейчас он находится в пределах, допускаемых бюджетным законодательством. А, кроме того, есть много федеральных программ, в которые республике надо войти. Будем искать возможности привлечения дополнительных федеральных средств, в том числе и путем увеличения доли софинансирования наших госпрограмм. Это тоже позволит снизить нагрузку на региональный бюджет. Командная работа всего правительства под непосредственным руководством главы республики может и должна дать результат. Иначе я бы сюда не пришел. Будем работать, развивать экономику, увеличивать доходы, снижать госдолг, думаю, мы постепенно справимся и с этой проблемой.

– В республике часто говорят, что бюджет Коми должен стать бюджетом развития и наряду с выполнением социальных обязательств перед гражданами нужно и бизнес поддерживать активнее. В то же время некоторые формы поддержки предпринимательства направлены скорее на латание прорех, покрывание издержек. В итоге существует некое предприятие на грани убыточности, кормится за счет субсидий, но ни модернизации, ни расширения производства с последующим ростом доходов не происходит. Может, правительству стоит пересмотреть приоритеты, закладывать больше средств именно на глобальные задачи, чтобы бизнес переходил на новый уровень?

– В республике на сегодня уже действуют несколько институтов развития – это Микрокредитная компания, Лизинговая компания, Гарантийный фонд, Фонд развития промышленности. Общий объем средств, направленных из бюджета в эти компании, за последние три года составил более одного миллиарда рублей. Кроме того, в 2022 году мы дополнительно увеличили финансирование на 280 миллионов рублей. А для создания инфраструктуры в целях реализации инвестиционных проектов также предусмотрены расходы бюджета в объеме более одного миллиарда ежегодно. Вместе с тем поддержка бизнеса в республике осуществляется не только путем предоставления финансовой поддержки, но и с помощью снижения налогового бремени. Снижены в два раза ставки по упрощенной системе налогообложения, снижены ставки по налогу на имущество для субъектов малого и среднего бизнеса.

В этом году в приоритете правительства создание особой экономической зоны на территории Сыктывдинского района, прорабатывается вопрос создания технологического парка в республике. Здесь хотелось бы отметить, что и со стороны бизнеса необходимо проявлять больше инициативы, в том числе в реализации новых инвестиционных проектов.

– Глава Коми в интервью «Республике» сообщил, что на вас как на и.о. заместителя председателя правительства перешло достаточно много направлений работы, которыми раньше занимались другие зампреды. Опишите ваш круг задач в правительстве региона.

– Пока неофициально, до полного формирования правительства, за мной закреплены Министерство цифрового развития, Комитет по закупкам, Комитет по управлению имуществом. Но я стараюсь разобраться и в особенностях работы других ведомств, ведь министерство финансов должно видеть всю картину целиком и понимать, насколько эффективно расходуются денежные средства. Пытаюсь на всех направлениях поддержать коллег из правительства, чтобы мы шли нога в ногу, работали слаженно.

– Понятно, что вам как финансисту логично следить за расходованием денег, за деятельностью комитетов по закупкам и имуществу, которые тоже связаны с распределением средств. Но минцифры как-то из этой логики распределения обязанностей выпадает.

– Цифровое развитие – это мой интерес, мое хобби, если так можно сказать. С детства люблю работать с компьютерами, собирать их, устанавливать разные программы. Я и в ФНС отчасти отвечал за цифровизацию федеральной налоговой службы, а ФНС в этом плане – один из флагманов в России. Так что тут потребности в кураторе этого направления в правительстве Коми совпали с моими желаниями.

– Одна из миссий минфина – просвещение в области финансовой грамотности. Какие самые важные финансовые правила можете порекомендовать жителям Коми?

– Финансовое просвещение должно быть нормой жизни уже с детского сада. И оно должно выстраиваться на личном примере родителей. А главные рекомендации такие: всегда тратить меньше, чем зарабатывать (то есть обязательно откладывать резерв денег); взвешенно подходить к собственным расходам, просчитывать свои финансовые цели.

И главное – надо помнить, что каждый из нас должен быть гражданином, а это значит не только полагаться на государство, но и самому приносить пользу этому миру: обустраивать округу, генерировать доход, вносить любым доступным способом свой личный вклад в общественное развитие. ↓

Анна ПОТЕХИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Владимир Казаков: «Главное для меня – поддерживать сбалансированность бюджета»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.