Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в прошлом году правительству Коми удалось обеспечить сбалансированность бюджетной системы республики и профинансировать все социальные расходы в полном объеме, в том числе исполнить обязательства по кредитам. Это произошло благодаря рекордному росту собранных на территории региона налогов. Что стало причиной такого роста, а также об основных бюджетных доходах и расходах республики рассказал на площадке Общественной палаты в рамках «Часа с министром» руководитель Минфина Коми Владимир Казаков.
Крупнейший налогоплательщик страны
Перед началом своего выступления и.о. министра финансов предупредил, что без обилия цифр не обойтись:
– Мне сказали: «Поменьше цифр», но как Минфин может быть без цифр? Каждое наше действие – это цифры. На слайдах показана динамика по некоторым позициям в разрезе трех лет – 2019, 2020 и 2021 годов.
Как отметил Владимир Казаков, республика остается регионом-донором, поставщиком значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2021 году с территории Коми был собран рекордный 371 миллиард рублей налогов. Это на 195 миллиардов, или в 2,1 раза больше поступлений 2020 года.
– Из них доля налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Коми составила 27 процентов, что по сравнению с уровнем позапрошлого года меньше на 16 процентов. Доля поступлений налогов с территории республики в федеральный бюджет соответственно увеличилась по сравнению с 2020 годом на 16 процентов и составила 73 процента. Часто ставится вопрос: почему такой дисбаланс между перечислениями в бюджет субъекта и в федеральный бюджет? Основной причиной значительного прироста сумм поступлений с территории Республики Коми в федеральный бюджет стало увеличение платежей по налогу на добычу полезных ископаемых и углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога из-за выросших цен на нефть и увеличения курса доллара. В начале 2020 года были чуть ли не отрицательные ставки стоимости нефти, что сказалось на уровне прибыли и затратах наших углеродо-добывающих и перерабатывающих организаций. До 30-40 долларов за баррель ставки восстановились к апрелю-маю, – объяснил докладчик.
Бюджетные доходы
В 2021 году ситуация с поступлением доходов в республиканскую казну стабилизировалась, доходы выросли на 23,6 миллиарда (31 процент) и составили 98,9 миллиарда рублей. Основными источниками поступления средств в бюджет региона остаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество, на долю которых приходится 87,4 процента налоговых и неналоговых доходов.
– Поступление налога на прибыль организаций в 2021 году значительно выросло относительно уровня 2020 года на фоне восстановления экономики в постпандемийный период. По итогам прошлого года в качестве налога на прибыль поступило 35,9 миллиарда рублей, что является фактически рекордом в нашей новой истории. Объем налога увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,6 миллиарда рублей (в 2,3 раза). Значительный рост поступлений налога на прибыль обусловлен главным образом увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков газовой и нефтедобывающих отраслей, что связано с ростом цен на нефть марки Юралс и курса доллара к рублю. Кроме того, значительно увеличились поступления налога на прибыль от предприятий угледобывающей и металлургической отраслей, а также от организаций деревообрабатывающей отрасли, – отметил Владимир Казаков. – Увеличились в прошлом году и налоги на доходы физических лиц – объем поступлений составил 28,4 миллиарда рублей, что на полтора миллиарда (6 процентов) выше поступлений 2020 года. Это адекватно темпу роста начисленной заработной платы по республике. При этом немного снизилось поступление налогов на имущество – на 400 миллионов рублей.
Руководитель Минфина еще раз подчеркнул, что основными налогоплательщиками в бюджет республики остаются организации газовой, нефтяной, лесоперерабатывающей, угольной и иных отраслей экономики. На них приходится порядка 53 процентов поступающих налогов.
Что касается безвозмездных поступлений из федерального бюджета, то в 2021 году они составили всего 20,6 процента от доходов консолидированного бюджета – 17,4 миллиарда рублей, что ниже уровня 2020 года на 29 процентов.
– Уменьшение средств федерального бюджета обусловлено в основном снижением дотаций на 8,2 миллиарда рублей (в 4,1 раза) и субвенций на 0,6 миллиарда рублей. При этом объем субсидий вырос на 1,2 миллиарда. Такая ситуация сложилась, поскольку в 2020 году республика получила значительную дополнительную финансовую помощь в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В том числе деньги были предоставлены на поддержку отраслей экономики, наиболее пострадавших от последствий ухудшения экономических условий в связи с пандемией, а также на реализацию мер поддержки отдельным категориям граждан, – пояснил Владимир Казаков.
На фоне восстановления собственных доходов республики объем федеральной помощи нашему региону сократился, но все равно он превышает в 2,1 раза уровень помощи в 2019 году.
Расходы
По сравнению с 2020 годом расходы консолидированного бюджета республики в прошлом году увеличились на 1,3 миллиарда рублей (на 1,1 процента) и составили 115,9 миллиардов рублей. А если сравнивать с 2019 годом, расходы возросли на значительные 20,4 миллиарда рублей (на 21,4 процента). 70 процентов из них приходится на социальную сферу, все ранее взятые социальные обязательства республика выполнила полностью.
Сохраняется большой удельный вес расходов на оплату труда – порядка 40 процентов в общем объеме расходов консолидированного бюджета региона.
В минувшем году продолжалась реализация национальных проектов в соответствии с указом президента страны от 7 мая 2018 года. Расходы на их финансовое обеспечение исполнены в размере 7,5 миллиарда рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 3,9 миллиарда рублей.
Значительный рост доходов позволил завершить 2021 год с профицитом в размере 2,7 миллиарда рублей при плановом дефиците в 11,7 миллиарда. В итоге объем государственного долга республики сократился на полтора миллиарда рублей и составил 34,4 миллиарда рублей (40 процентов к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений). Министерством финансов России Республика Коми отнесена к группе регионов со средним уровнем долговой устойчивости.
Доходы муниципалитетов выросли на 4,5 процента – на 1,9 миллиарда рублей. Этому способствовали как рост поступлений в местные бюджеты налоговых и неналоговых доходов, сумма которых увеличилась на 6,9 миллиона рублей, так и предоставление муниципалитетам дополнительной финансовой поддержки из республиканского бюджета. Треть расходов республиканского бюджета (порядка 30 миллиардов рублей) направлено местным бюджетам в виде различных видов межбюджетных трансфертов, которые составляют 70 процентов всех расходов местных бюджетов.
Народный бюджет
В своем докладе и.о. министра уделил значительное место проекту «Народный бюджет». Владимир Казаков напомнил, что проект реализуется в Коми с 2016 года и в минувшем году при содействии правительства республики и проектного центра инициативного бюджетирования удалось реализовать 440 народных проектов на территории 543 населенных пунктов, что в полтора раза больше показателей 2020 года. Кроме того, в рамках проекта трудоустроены 234 гражданина, финансовое обеспечение со стороны республики составило 260 миллионов рублей. 47 миллионов рублей было предоставлено муниципальным районам в качестве грантов на поощрение за успешные результаты участия в проекте «Народный бюджет». Общая сумма финансовой помощи республики в реализации всех местных инициатив граждан в 2022 году увеличена по сравнению с прошлым годом и составляет порядка 400 миллионов рублей, что позволит реализовать, как минимум, 500 народных инициатив.
Подход к финансированию проектов и многообразие тематических направлений «Народного бюджета» в Республике Коми были отмечены в 2021 году на федеральном уровне как лучшая практика инициативного бюджетирования в субъекте Российской Федерации и в муниципальных образованиях.
Завершая свое выступление, Владимир Казаков перечислил ключевые задачи ведомства в условиях внешнего санкционного давления и возникновения дополнительных расходов, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Чтобы обеспечить сбалансированность республиканского и местных бюджетов, потребуется исполнение прежде всего тех расходов, которые уже утверждены, подчеркнул министр. И нужно крайне взвешенно рассчитывать заявки на дополнительные расходы за счет республики, заниматься привлечением средств федерального бюджета. А также по возможности заместить средства республиканского бюджета по уже уточненным расходам на федеральные, в том числе путем увеличения доли федерального финансирования. Политика Минфина направлена также на сдерживание роста государственного и муниципального долга и в перспективе снижение его объема. ↓
Галина Владис
Фото oprk.ru
Оставьте первый комментарий для "Руководитель Минфина рассказал о доходах и расходах казны"