Еще в 2018 году Андрей Скворцов возглавлял прокуратуру Корткеросского района. Сейчас он старший следователь следственного отдела по городу Воркуте СУ СК России по Республике Коми. Но спуском по карьерной лестнице новую должность не считает.
В Воркуту отправился, чтобы быть вместе с супругой, которая работает в прокуратуре заполярного города. Привлекла и возможность освоить профессию, о которой мечтал в вузе. О тонкостях работы следователя в одном из самых непростых по криминальной обстановке городов Коми Андрей Скворцов рассказал «Республике».
Профессию юриста Андрей Скворцов получал в Уральской государственной юридической академии в Екатеринбурге. Когда был на четвертом курсе, в вуз приехали представители прокуратуры Коми и следственного управления республики. Студентам рассказали о преимуществах работы в Коми, Андрей заинтересовался, подал заявление. Не скрывает, что изначально хотел работать в следственном управлении, но предложение поступило из прокуратуры.
В 2008 году, будучи студентом пятого курса, стал помощником прокурора Усть-Куломского района, через три года дорос до заместителя прокурора района. В прокуратуре познакомился с девушкой, которая позже стала его супругой. В 2015 году Андрей Скворцов был назначен прокурором Корткеросского района. А его невеста уехала в Воркуту.
За три года чувства не остыли, и молодые люди приняли решение связать свои судьбы, общим домом стала Воркута.
– Я всю жизнь хотел заниматься расследованием. Мой отец служил в милиции, был заместителем начальника отдела внутренних дел по Верхнекамскому району Кировской области. Его пример и стал для меня решающим при выборе профессии, – рассказал Андрей Скворцов.
Собеседник «Республики» утверждает, что особых сложностей при смене профессии не возникло. Работа та же, чуть иная специфика, прокурорский опыт, в том числе организаторские функции, в работе следователя даже пригодился. По мере необходимости Андрей Скворцов исполняет обязанности руководителя следственного отдела по Воркуте.
Следователь – самостоятельная фигура уголовного судопроизводства, который сам решает, как осуществлять расследование. Но зачастую следователи приходят на работу сразу после получения диплома о высшем образовании – у них нет опыта работы, навыков общения с подозреваемыми и обвиняемыми.
– Надо следить, чтобы следователи правильно организовывали тактику следственных действий. Объяснить, что надо сделать, кого надо в первую очередь допросить, какие карты раскрыть перед подозреваемым, обвиняемым, чтобы, с одной стороны, не навредить следствию, а с другой – дать понять этому лицу, что мы знаем, что он совершил. Эти действия охватываются понятием «ведомственный контроль за расследованием уголовного дела», – пояснил Андрей Скворцов.
Даже при всей очевидности преступления недостаточно «указать» на виновника, надо еще и доказать его вину. А это бывает непросто сделать даже в случае, если никаких сомнений в том, кто совершил злодеяние, не возникает. Иногда собранные следствием улики оказываются даже «в пользу» обвиняемого.
Широкий общественный резонанс не только в Воркуте, но и в республике вызвало уголовное дело, возбужденное 20 июня 2020 года по факту обнаружения в гараже отдела полиции тел двух человек. Один из пострадавших был начальником гаража, второй слесарем. Подозревался в их убийстве полицейский – водитель дежурной части. Предполагаемый убийца был установлен быстро, но на сотрудничество со следствием не шел, показания не давал.
– Наши усилия были сосредоточены на сборе крупиц доказательств на месте преступления, на основании которых мы могли бы нарисовать какую-то картину, – рассказал Андрей Скворцов.
Собирали и изучали множество доказательств, оставшихся на месте преступления – вплоть до капель крови и их расположения. Даже место, где трое участников событий распивали спиртное, пришлось устанавливать «дедуктивным» методом. Одним из важных доказательств стала сломанная ножка стула – на ней впоследствии были обнаружены генотипы обвиняемого и одного из погибших. Собранные доказательства, подкрепленные выводами эксперта, позволили установить, что между водителем и двумя его собеседниками в ходе совместного распития спиртных напитков произошел конфликт. Один из собутыльников ударил водителя по голове табуреткой – причем так, что отломилась ножка табуретки. После этого водитель схватился за лопату и расправился с жертвами. Обвиняемый подтвердил эту версию.
– Обстоятельства преступления, которые мы установили, говорили о том, что сами погибшие были инициаторами конфликта, они первыми применили силу по отношению к обвиняемому. Суд оценил не только тяжесть совершенного преступления, но и смягчающее вину обстоятельство – противоправное поведение потерпевших. При этом по месту расположения следов преступления, по месту нанесения смертельных ударов, по их характеру мы пришли к выводу, что в действиях обвиняемого не было необходимой самообороны, он совершил убийство двух лиц, – сообщил Андрей Скворцов.
В ходе изучения материалов дела было выявлено, что в действиях обвиняемого содержался состав еще одного преступления – угроза в адрес сотрудников полиции. После расправы с жертвами в гараже водитель сел в служебный автомобиль «Газель», протаранил ворота гаража, приехал домой. Там он взял охотничье ружье и спустился обратно во двор к машине. У дома уже поджидал патруль ДПС, который прибыл его задержать в связи с убийством в гараже. Водитель направил на правоохранителей ружье и стал в них целиться. Сотрудники ДПС были вынуждены вызвать подмогу.
С учетом всех обстоятельств дела Верховный суд Коми приговорил бывшего сотрудника полиции к 14 годам лишения свободы.
Сотрудник следственного отдела акцентировал внимание на важности мелочей, благодаря которым можно уличить обвиняемого во лжи.
– Когда человек выдумывает какую-то версию, у него мало деталей, он набрасывает лишь общие черты. В рамках допроса мы делаем акцент на мелочах, спрашиваем о времени суток, когда произошло событие, об одежде участников, о том, кто что делал, что ели, что пили. Подозреваемый рассказывает какую-то выгодную для него версию. Но он обвиняется в преступлении, поэтому находится в психотравмирующей ситуации и не запомнит те детали, которые выдумал. Во время второго, третьего допроса он уже начинает какие-то другие мелочи выдумывать, о которых первоначально не говорил. Мы на такие нестыковки в мелочах указываем, просим объяснить их. Когда таких нестыковок становится очень много, обвиняемый признается, что лгал. Начинает давать показания, рассказывать, как все было на самом деле, чтобы ему зачли признательные показания как смягчающее вину обстоятельство, – описал тактику следователей Андрей Скворцов.
Например, на мелочах прокололась женщина, которая хотела «присвоить» чужого ребенка и взять на себя преступление, совершенное другим человеком. В 2019 году жители Воркуты следили за судьбой новорожденной девочки, обнаруженной в подъезде одного из домов поселка Воргашор. Неизвестный злоумышленник не хотел убить ребенка, но оставил младенца, завернутого в тряпки. В холодном подъезде. Это тоже преступление – оставление в опасности (статья 125 УК РФ). Традиционные попытки найти мать ребенка успехом не увенчались: не состояли на учете беременные женщины, которые в подходящий срок не рожали в роддоме. То есть женщина держала свою беременность в тайне, родила, скорее всего, дома. Мать ребенка можно было отыскать только по генетическому профилю. Материал для анализа взяли у нескольких сотен жителей Воргашора и Воркуты.
Но в деле произошел неожиданный поворот: в полицию пришла женщина и сообщила, что она является матерью ребенка, она же оставила девочку в подъезде. Неизвестно, из каких побуждений действовала эта дама, но прокололась она на мелочах: отвечая на вопросы следователя, начала придумывать, в какие тряпки был завернут ребенок, в какую одежду был одет, и не угадала. Результаты генетической экспертизы показали, что эта женщина не является матерью брошенного ребенка. А в ходе судебно-медицинской экспертизы выяснилось, что эта воркутинка вообще никогда не рожала.
Генетические исследования занимают немало времени, а с учетом количества собранных образцов сравнение их с генетическим материалом ребенка заняло еще больше времени. Почти через два года нашлось совпадение: мать ребенка была установлена. Она попала в число тех людей, у которых брали генетический материал. Женщина не отрицала вину, раскаивалась на допросах. Ребенка бросила из-за непростой жизненной ситуации: изменила мужу, забеременела, боялась, что супруг оставит ее с двумя уже имеющимися детьми. Поэтому беременность скрывала. Муж уехал в долгую командировку, женщина родила дома, оставила дочь в подъезде какого-то дома. К моменту выявления женщины уже истек срок давности привлечения к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ. Так что в наказание она получила только угрызения совести. Судьба рожденной ею девочки сложилась благополучно: малышку удочерили.
Хотя иногда преступники и сами сознаются в преступлениях – даже в тех, в которых их не обвиняли. 35-летний мужчина был задержан за разбойное нападение на торговую точку: зашел в магазин, угрожая ножом продавцу, забрал деньги. На допросе он признался, что еще и убил знакомого, труп оставил в своей квартире. Рассказал, что расправу совершил во время распития спиртного, приревновал гостя к подруге, под руку попался нож. Когда мужчина оказался в полиции, решил покаяться.
А иногда для осознания незаконности своего поведения хватает и разговора по душам с предполагаемым преступником. В 2019 году один из жителей Воркуты не выполнил законное требование инспектора ГИБДД предъявить документы, а попытался сбежать. В результате «прокатил» сотрудника полиции на капоте. С места преступления он скрылся и ударился в бега. Личность злоумышленника по номеру машины установить было нетрудно. А вот найти его самого оказалось сложнее. При этом он отвечал на звонки, Андрей Скворцов долго беседовал с нарушителем. После разговора тот сдался. Злоумышленник получил пять с половиной лет лишения свободы. ↓
Людмила ВЛАСОВА
Фото из личного архива Андрея Скворцова
Оставьте первый комментарий для "«Раскрыть карты» следствия"