Дедов много не бывает

Наш коми Кöдзыд Пöль сейчас выглядит так.

Общероссийский символ Нового года – Дед Мороз, а самый известный в мире – Святой Николай, он же Санта-Клаус. Однако у многих народов есть и свои, оригинальные зимние волшебники, в том числе и у финно-угров, к которым относятся коми. У некоторых таких персонажей даже два, а то и три. «Республика» разбиралась, кто дедморозит у финно-угорских народов, где и с кем живут волшебники.

Коми аналогом Деда Мороза несколько лет назад был признан Кöдзыд Пöль (Холодный Дед), местом его жительства определили Финно-угорский этнопарк. Носит наш Мороз обычно укороченный голубой полушубок с белой и золотисто-коричневой отделкой, поскольку в тулупе неудобно бегать на лыжах. А именно так он и предпочитает передвигаться по земле. Впрочем, вся республика знает, что Кöдзыд Пöль не прочь воспользоваться современным транспортом – он уже не раз объезжал республику на поезде в ходе акции «Добрый Новый год». В мифологии нашего региона, если хорошо поискать, можно найти еще с полдесятка претендентов на звание Деда Мороза. Например, есть Войпель, управляющий северным ветром и живущий на Урале на горе Тельпосиз (Гнездо Ветров). Кроме того, коми-зыряне верили в зимнего морозного духа по имени Пашляк, или Слепой Паш. А еще в своеобразную Бабушку Мороза, которую зовут Кöч вöла баба («женщина на лошади-зайце»), или Кöдзыд баба («морозная женщина»). Считается, что зимой она ездит на берестяных санях по лесам и селам, и, когда ее волшебный заяц слишком быстро мчит, сани заносит и стукает о стены домов или деревья, отчего они в мороз трещат.

У наших ближайших соседей – коми-пермяков – Деда Мороза зовут Йыжоль Дед. С дедом все понятно, а «йыжоль», если верить словарям, означает «сосулька». Из всех финно-угорских морозов этот, пожалуй, самый скромный, неизвестно про него толком ничего. В интернете попадается информация, что дедушку собирались популяризировать в целях развития внутреннего туризма, даже создать для него резиденцию в селе Кува. Разработали концепцию, эскизы костюма, посоха, сценарии мероприятий, заявились на грант, но проект поддержки не нашел.

Буква «й» одна из самых популярных у зимних волшебников. Эстонского, например, зовут Йыулувана (Рождественский старик), а живет он на эстонском полюсе холода Йыгева. Женат на Зиме, в помощниках ходят гномы. Белобород носит красные тулупчик и колпак. Настолько похож на Санта-Клауса, что так его зачастую и зовут. По характеру – дружелюбный интернационалист, встречается на мосту через Нарву на границе России и Эстонии с российским Дедом Морозом, после чего деды совместно поздравляют жителей по обе стороны реки.

Так одевался финский Йоулупукки столетия назад.

Не прочь пообщаться с российским коллегой еще один любитель буквы «й» – финский Йоулупукки. Этот дед несколько лет назад даже к нам в Коми приезжал. Выглядит опять же точь-в-точь как Санта-Клаус, но вот с именем не все так просто. «Йоль» – это зимний языческий праздник, позже так стали именовать Рождество, а «пукки» – «козел», символ плодородия и богатства. Еще в XIX веке Йоулупукки рисовали с маленькими рожками и в меховом плаще. Жену финского деда зовут Муори, а помогают ему гномы, живущие в Пещерах Эха и весь год внимательно слушающие, как ведут себя дети, чтобы потом подарки соответствовали поведению.

Йушто Кугыза (Холодный старик) – марийский Дед Мороз. Законопослушный волшебник имеет паспорт с официальной пропиской – в селе Кукнур Сернурского района Марий Эл. Компания у него обширная – внучка Лумудыр, хозяин леса Чодыра оза, травница Эмлызе, охотник Сонарзе, духи Вувер, Овда и Киямат Удыр. По легендам были еще жена Йушто Кува, а также дети – воплощения зимы и вьюги. Судя по фото со страницы марийского дедушки «ВКонтакте», одеваться он предпочитает в белый длинный тулуп с красным национальным орнаментом и подпоясываться красным кушаком с белыми узорами.

Но у старика Йушто есть серьезный конкурент – Васли Кугыза, по-русски – дедушка Вася. Этот Дед Мороз вместе с супругой – главные герои национального марийского праздника Шорыкйол (овечья нога), которые гуляют около двух недель в конце декабря – начале января. Васли – демократичный дед, ходит по дворам в потрепанном тулупе, веселится, угощается, поздравляет хозяев и просит продемонстрировать таланты и умения.

У венгров морозов не то чтобы два, скорее – один в двух лицах. Обычно его называют Микулаш, то есть, по сути, это тот же Санта-Клаус, Святой Николай. Вторая ипостась – Телапо – внедрилась после Второй мировой войны, когда на волне антирелигиозных настроений зимний праздник фольклоризировали. Живет дедушка в деревне Надькарачонь в округе Фейер в довольно странной компании: его спутник – вооруженный розгами чертенок-крампус, а то и несколько таковых. Задача крампусов стращать непослушных детей, а Микулаша-Телапо – одаривать послушных. Если чадо совсем от рук отбилось, то в наказание само превратится в крампуса.

В Карелии стараниями ревнителей народных традиций полку дедов морозов сильно прибыло, на данный момент их насчитывается аж трое. Первый – Талви Укко (Зимний Дед), живет в поселке Чална Пряжинского района, где у него обширная резиденция с оленьей фермой, ездовыми собаками – хаски и маламутами. По легенде Талви Укко родился где-то среди звезд, а потом свалился с неба прямо в зимнюю тайгу. Там звездного мальчика нашли собаки и принесли к людям. Повзрослев, карельский супермен обзавелся красным тулупом, расшитым звездами, красными же сапогами, роскошной меховой шапкой, построил нарты, на которых и разъезжает по окрестным лесам, развозя людям подарки. Помогает ему красавица Лумико.

Карельский модник Паккайне – самый молодой Дед Мороз.

Второй карельский Дед Мороз на самом деле совсем не дед, а молодой красавец по имени Паккайне (Морозец). Есть версия, что он младший брат Талви Укко. Однако те карелы, что продвигают бренд Паккайне, придерживаются весьма подробной легенды о его появлении на свет. Дело было неизвестно в каком году, но в определенный день – 1 декабря. Торговый обоз, в котором ехали купец и его беременная жена, возвращался с ярмарки в Олонец (который образован в 1137 году, так что молодому Паккайне при любом раскладе явно меньше тысячи лет). В пути купчиха родила, и малыш оказался устойчивым к самым лютым холодам. Красавчик не прочь полюбоваться собой в зеркале, но отражение после этого оживает и остается жить в том городе, где гостил Паккайне. А в конце года все эти зеркальные двойники съезжаются в Олонец на зимние игры, чтобы доказать, кто из них самый настоящий Паккайне. Морозец носит эффектные плащи и полушубки, обычно в красно-сине-белой гамме. Он холостяк, но в его доме хозяйничает верная подруга по имени Луминайне. Сам дом расположен в деревне Большая Сельга в 16 километрах от Олонца.

Наконец, третий зимний волшебник карелов – Дед Халла («халла» означает «мороз» в переводе с древнесаамского). Внешне он почти один в один Санта-Клаус, даже очки носит похожие. Но на официальном сайте дедушки его именуют старшим братом Санты. Здесь же указано, что своим посохом Халла умеет предотвращать разные природные катаклизмы, поэтому в Карелии нет землетрясений, наводнений, ураганов. А еще у деда есть колокольчик, от звона которого загораются звезды. Резиденция Халлы – в деревне Нижняя Салма в Пряжинском районе. Компанию деду составляют две дамы – управляющая поместьем Инкери и волшебница Тонтту. Последняя, по сути, взяла на себя основную работу карельского дедушки – мотается по миру в волшебных сапогах с плетеным коробом за плечами и приносит в дома подарки. Также в резиденции обитают три домовенка. С 10 января этого года поместье гостей не принимает, и весь 2022 год до декабря Халла тоже будет в отпуске. Судя по личной странице дедушки «ВКонтакте», в интернет он заглядывает регулярно, но почему сейчас живет затворником, не объясняет.

Еще один национальный Мороз, фактически созданный стараниями местных активистов, – мордовский Якшамо Атя. Изначально он был просто обитателем одного из семи волшебных амбаров верховного бога Нишке (в остальных живут Дед Мякина, пятница, воскресенье, зима, лето и неизвестно кто, потому что последний амбар открывать нельзя). Но две жительницы села Кивать решили легенду расширить и практически применить. Якшамо Атя обзавелся оригинальным костюмом – шубу он не носит, наряжается в кафтан с мордовским орнаментом, а на голове у него красное очелье, в руках посох с рогатиной и бубенчиками. Кроме того, к деду приставили спутницу-сестрицу – Мастораву, воплощение Матери-Земли. Кстати, живет этот дед не в Мордовии, а по соседству, в Ульяновской области, но село Кивать при этом по населению мордовское. Жилище у деда довольно скромное – небольшая изба.

Удмуртский Тол Бабай (Зимний Дед) тоже из числа подзабытых зимних волшебников, обретших славу на волне развития малого туристического бизнеса на селе. Как и у большинства современных Дедов Морозов, у него есть собственный сайт, где подробно расписано, как добраться в его усадьбу, какие развлечения там ждут гостей, и прочее. Живет Тол Бабай в селе Шаркан, и усадьба с участком у него немаленькая – с домом, жилищами Лешего, Совы, Белочки, конюшней, двумя сценами, тюбинговыми трассами и прочим. Легенда тоже грандиозная: Тол Бабай – это потомок легендарных удмуртских великанов-алангасаров. Когда на земле появились люди, алангасары решили уйти на север. Но один из них остался, сдружился с людьми. Зимой Тол Бабай носит тулуп, крытый фиолетовой тканью, летом легкий кафтан. И, судя по фото дедушки, он еще тот модник, наряды у него меняются – то костюм расшит огромными звездами-снежинками, то достаточно сдержанно украшен орнаментами, то крупными изображениями деревьев и зверей. Подарки дед складывает в берестяной пестерь, ходит он с посохом, который искривился от длительных путешествий. Но у него есть еще один, более затейливый, с навершием в виде головы лося и колокольчиками. Спутница Тол Бабая – его внучка, снежная девочка Лымыныл.

Саамский Дед Мороз Мунь Каллса уже больше 20 лет назад прописался в Мурманской области – в селе Ловозеро, в национальном культурном центре. Мунь Каллса носит серую меховую шубу, подпоясывается узорчатым кушаком, на руках узорчатые вязаные варежки, которые он иногда меняет на более теплые меховые. На ногах у него чаще всего обувь, сильно напоминающая традиционные коми пимы, через плечо перекинута небольшая кожаная сумка. Мунь Каллса ездит на оленях. По-русски, как утверждают очевидцы, не говорит, переводчицей у него работает внучка – снежная девушка Вэдз Нийта. У саамского деда есть заклятый враг – Тролль, который регулярно пытается украсть его волшебный посох.

У хантов и манси за зимние праздники отвечает дед Ики, к его имени добавляют уважительное русское Морозович. Внучку его, снежную девочку, зовут Эви Йоли. Одевается дед в роскошный темно-синий тулуп с серебристыми и белыми орнаментами, в этом же стиле наряжается и Эви Йоли. Кроме посоха в руках Ики Морозовича можно увидеть волшебный бубен. И нарядные елки он очень одобряет, ведь нынешний светский обычай очень похож на давнюю традицию хантов украшать в середине зимы дерево бусинами, бисерными нитками, лентами. Правда, раньше это была не елка, а береза.

Пожалуй, единственный финно-угорский народ, где широко известного аналога Деда Мороза пока не замечено, – вепсы. Между тем почва для того, чтобы он появился на свет, есть: вепсы верят, что если в первый день нового года первым гостем в вашем доме будет бородатый старик, то год будет изобильным и пышным, под стать его бороде.

Анна ПОТЕХИНА

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Дедов много не бывает"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.