С 1 января 2022 года меняются правила установки и замены электросчетчиков. Отныне потребители должны будут устанавливать в своих домах исключительно «умные» счетчики без возможности выбрать альтернативу. При этом ответственность и все расходы за установку, обслуживание и ремонт таких счетчиков закреплена за энергосбытовыми компаниями (для многоквартирных домов) и сетевыми организациями (для частных домов).
Поскольку информация о вводимых изменениях распространяется стремительно, среди людей, не читавших закон, может возникнуть ажиотаж, а у мошенников возможность на этом нажиться. Они будут обходить квартиры и пугать жильцов, что если те не установят новый (отнюдь не дешевый) счетчик, показания старого принимать не будут и придется платить по установленному нормативу, да еще и с повышенным коэффициентом. Такие ситуации бывали и раньше, ведь желающих поживиться за чужой счет достаточно много, а теперь есть и информационный повод. Эксперты не исключают, что в следующем году охота за деньгами жильцов станет наиболее масштабной.
Во избежание таких историй Общественная палата Коми совместно с представителями филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми и АО «Коми энергосбытовая компания» провела круглый стол. Специалисты разъяснили, как должна проходить процедура безвозмездной замены электросчетчиков. Модератором мероприятия стала сенатор от Коми Елена Шумилова.
Она напомнила, что новые интеллектуальные приборы учета электроэнергии в частных и многоквартирных домах России начали устанавливать еще с 1 июля 2020 года. Хотя федеральный закон №522 действует уже полтора года, у граждан по этому поводу по-прежнему возникают вопросы.
– Сегодняшний круглый стол организован по многочисленным обращениям жителей республики. Были жалобы от пенсионеров, малоимущих и просто граждан по поводу бесплатной установки приборов учета, – отметила, открывая встречу, сенатор и озвучила первый вопрос. – Нужно ли потребителям самим менять счетчики ввиду введения новых правил их установки?
Как пояснила заместитель технического директора АО «Коми энергосбытовая компания» Елена Юшка, после того как был издан федеральный закон №522, появилось еще несколько подзаконных актов, вносящих изменения в постановление правительства о регулировании розничного рынка. Они как раз и определяют правила предоставления коммунальных услуг, в том числе минимального набора индивидуальных услуг. С 1 июля 2020 года за установку приборов учета для потребителей – для юрлиц и для населения – отвечают гарантирующий поставщик и сетевая компания, между которыми поделены зоны ответственности.
– Гарантирующий поставщик ресурса отвечает за многоквартирные дома, начиная с общедомового учета и заканчивая каждой квартирой, сетевая организация отвечает за все остальное, в том числе за индивидуальные жилые дома. То есть, если это многоквартирный дом (МКД), следует обращаться в «Коми энергосбытовую компанию», если индивидуальный жилой дом – в сетевую компанию – филиал ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми. И та, и другая компания ведут реестры потребителей, имеют информацию об установленных приборах учета, знают их параметры, сами составляют графики замены приборов. Поэтому жителям нервничать незачем, мы в соответствии с нашими графиками дойдем до каждой квартиры, до каждого жилого дома и поменяем счетчики, – заверила специалист.
В случае поломки прибора учета либо сам житель, либо управляющая компания, которая обслуживает этот дом, могут написать заявление о необходимости его замены. При этом, хотя обязанность по замене возложена на сетевую и обслуживающую компании, никто не отменял право самого жителя поменять прибор.
– Если есть желание поменять счетчик самому за свой счет, гражданин вправе это сделать. Единственное, необходимо пригласить профильную компанию на процедуру допуска прибора в эксплуатацию, чтобы был составлен соответствующий акт и производились расчеты уже по этому счетчику. Желательно это сделать заранее, – уточнила Елена Юшка.
– Существует ли какая-то форма заявления на вашем сайте, к кому нужно обратиться, чтобы были произведены эти работы? – задала следующий вопрос Елена Шумилова.
– Можно обратиться в любой офис продаж «Коми энергосбытовой компании» или заполнить форму на сайте, – сообщила представитель организации.
Спросили участники встречи и о сроках замены приборов учета: в течение какого времени гарантирующий поставщик или обслуживающая организация должны прийти и поменять счетчик электроэнергии?
– Если по состоянию на 1 апреля 2020 года счетчик у потребителя не стоял либо он к тому моменту вышел из строя и расчеты были переведены на норматив, то законодательство позволяет не менять счетчик вплоть до 31 декабря 2023 года. Раз раньше потребитель не уделял своему счетчику внимания, мы делаем вывод, что у нас есть время для того, чтобы произвести замену счетчика в плановом режиме. Во всех остальных случаях замена приборов учета должна быть осуществлена не позднее шести месяцев, либо окончания даты между поверками, либо поступления заявления от потребителя, либо составления акта о том, что прибор учета не годен к расчетам. В нашей компании заявки от потребителей считаются приоритетными, поэтому срок здесь будет не шесть месяцев, а меньше, – заявила заместитель технического директора «Коми энергосбытовой компании».
Если расчет по счетчикам ведет ТСЖ, для энергетиков было бы удобнее, чтобы товарищество собственников жилья составило график проверки своих счетчиков и подало коллективную заявку на замену счетчиков по всему дому.
– В таких случаях либо сам житель может обратиться и предоставить информацию по его счетчику, хотя бы фотографию, где виден тип, номер и сроки поверки, указывающие, что счетчик подлежит замене, либо это может сделать ТСЖ, подав нам коллективную заявку, – пояснила Елена Юшка.
– Правильно ли я понимаю, что никакого аврала нет и бежать сломя голову никуда не нужно? Изменения, которые вступят в силу с 1 января, предполагают, что действующие сегодня счетчики как работали, так и будут работать? Есть плановые сроки замены либо поверки? В рамках этого срока будет произведена замена? – задала уточняющие вопросы председатель комиссии по вопросам экономики Общественной палаты Татьяна Тырышкина.
– Да. Единственное отмечу: мы знаем плановые сроки, но с техникой может случиться что угодно, счетчик может сломаться даже в пределах гарантийного срока обслуживания, – пояснила Елена Юшка. – Допустим, счетчик сломался через год после его установки, и если потребитель не сообщит об этом, мы обнаружим поломку лишь при плановой проверке. Есть срок эксплуатации прибора учета, и есть срок межповерочного интервала. Чаще всего счетчики, которые мы устанавливаем для потребителей, имеют срок эксплуатации 16 лет. Через 16 лет надо проверить, он все еще показывает расход электроэнергии правильно или уже появилась какая-то погрешность. Как правило, в отношении электрических счетчиков делают не поверку, а замену, поскольку затраты примерно сопоставимы.
Елена Шумилова поинтересовалась, насколько законно председатель дачного общества требует от дачников в обязательном порядке произвести замену приборов учета.
Директор по экономике и финансам АО «Коми энергосбытовая компания» Людмила Фальк заверила: если все нормально, замена не обязательна, тем более что сейчас обязанность по замене приборов лежит на регулирующей организации.
– Мы должны объяснить людям, что если кто-то начинает ходить по домам и квартирам и собирать с людей деньги на замену счетчиков, это незаконные действия, – уточнила Татьяна Тырышкина.
Отдельно участники круглого стола обговорили тему информирования населения. Нередко пожилые люди не имеют доступа в интернет и не получают вовремя важную для себя информацию. Представители энергосбытовой компании напомнили, что были публикации в СМИ о незаконных случаях взимания денег за установку электросчетчиков с разъяснением, что сотрудники компании производят замену бесплатно, и если у граждан просят деньги, то это жулики.
Сенатор предложила задействовать социальные службы в муниципалитетах, размещать информацию на расчетных листках за электроэнергию и распространять информационные листки для населения. Участники встречи напомнили, что помочь в информировании жителей также могут и управляющие компании, взаимодействуя с советами МКД.
Рассмотрели на круглом столе и ситуацию, когда потребитель хочет, чтобы его еще работающий счетчик заменили на более современный, интеллектуальный. Оказалось, это возможно, но за плату.
– Законодательство говорит о том, что если это инициатива потребителя, то замена производится за плату, – дала пояснение Елена Юшка.
Что касается плановой замены, то в 2020 году «Коми энергосбытовая компания» устанавливала простые приборы учета, а дистанционные интеллектуальные начнет устанавливать в 2022 году.
Заместитель директора по развитию и реализации филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми Сергей Вахрушев рассказал о преимуществах цифровых приборов учета. Потребителям больше не нужно будет передавать данные, заботиться о передаче показаний. В будущем потребители смогут на сайте сетевой компании на портале Россетей посмотреть свои данные учета. Счетчики с модемом будут передавать показания через интернет. Сегодня охват интернетом уже достаточно большой и постоянно расширяется. В будущем такие счетчики появятся в отдаленных населенных пунктах, куда придет интернет. Счетчик защищен от воздействия окружающей среды и рядом стоящих приборов. Расходы на их эксплуатацию и связь полностью несет сетевая компания. Все эти мероприятия, включая замену выходящих из строя приборов, заложены в тариф.
Важно знать, что новые счетчики не помешают потребителям выбирать удобный для них тариф.
– Счетчик будет позволять производить расчет либо в целом за весь расчетный период, либо выбрать «день-ночь», – заверили специалисты энергосбытовой компании.
Елена Шумилова спросила, если увеличится количество заявок, смогут ли энергетики обслужить всех заявителей.
– Обеспечены будут все, – успокоили представители компаний.
Галина ВЛАДИС
Фото автора и mos.ru
Оставьте первый комментарий для "«Умные» электросчетчики для потребителей"