Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно способно влиять на реальность и менять жизнь. В этом убежден художник-этнофутурист Юрий Лисовский. Недавно он создал картину «Усыпление коронавируса», которая нашла отклик у многих поклонников его творчества и друзей. В интервью «Республике» художник рассказал, как творчество помогает воплощению мечты и почему нужно мыслить позитивно и доверять себе.
– Первого декабря на своей странице в соцсети «ВКонтакте» вы разместили свежую работу «Усыпление коронавируса», сопроводив такими словами: «Верю в силу искусства и силу образа! Спать, спать, спать, все от тебя устали, и ты устал от нас, пора на покой…» Наверное, нет такого человека, кто бы с этим не согласился. А можно растолковать изображение, или каждый должен сам додумать и разобраться, что здесь такое?
– Расскажу предысторию. В начале этого года я переболел коронавирусом. Сейчас это самая главная проблема – общество не знает, как справиться с обрушившейся напастью, много людей в панике, и я решил справиться с проблемой как художник. Можно нарисовать любой образ – образ любви, образ Бога, образ будущего, я изобразил коронавирус, но не стал его «убивать», хотя, если психологически разобраться, идет настоящая война между человеком и коронавирусом. Он, по сути, живое существо, и раз так, то его лучше не убить, а усыпить. Пусть он уснет, уйдет из нашей жизни, и ему где-то там будет хорошо, пусть он перестанет быть активным. Я так себе это представил и с этой мыслью рисовал, причем рисовал по вечерам, когда хотелось спать. Представлял, что вирус тоже устал, ему все надоело. На картине он изображен в неком информационном коконе. Вокруг, тоже в коконах, изображены другие спящие элементы.
– Ваш вирус не похож на тот, который мы видим на плакатах.
– А зачем следовать стереотипам? Коронавирус на картине скрутился змейкой, засыпает, уходит в самоизоляцию.
Я не ожидал, что будет такой мощный отклик в интернете. Даже те, кто не «лайкал» в «ВКонтакте», при встрече выражают свое восхищение картиной, спрашивают: «А как ею пользоваться?» Надо просто представить, что коронавирус спит. Образы все-таки имеют определенную силу, ведь все, что создал человек, он сначала представил в своей голове, а уже потом сделал. Когда мы культивируем в своем сознании любовь, она к нам приходит и окрыляет. Циолковский придумал образ ракеты, нарисовал ее карандашиком, и сейчас такие корабли летают в космос, нарисованные пропорции оказались самыми правильными даже с инженерной точки зрения. И везде так. Архитектор нарисовал красивое здание сначала в уме, потом на бумаге, а затем его построили. Впереди всегда идет фантазия, образ, который создал человек. Я в данном случае приверженец положительных образов – нам надо создавать образ счастливого, мирного, экологически чистого будущего.
– Вы уже проверяли силу искусства на практике? Бывало такое, что сила образа влияла на события и помогала сбыться мечтам?
– Да, было. Я хотел побывать в Индии, но денег на поездку не было, никто ничего не покупал. И я решил написать такую картину, которую продам и на эти деньги улечу в Индию. Так и произошло. Только ее нарисовал, приходит человек и покупает. Я изобразил уточку, на которой два человека – я и моя жена – плывут к Индийскому океану. Недавно подобная ситуация произошла перед поездкой в Египет. На этот раз даже не пришлось создавать новую работу, на это просто не было времени. Пришли люди и купили картину. На эти деньги мы с женой съездили к пирамидам и морю. По сути, картина переместила нас в пространстве и времени с зимы в лето.
– Союз художников, в который вы вступили, помогает?
– Есть большая моральная и реальная помощь в аренде мастерской, организации выставок. Юридически мастерские принадлежат Национальной галерее РК. Сейчас с семьей перебрались в центр города, здесь и мастерская для работы.
– За мастерскую расплачиваетесь своими работами?
– Так было раньше, сейчас другая система оплаты, потому что сложно определить реальную стоимость работы. Могут выбрать самую лучшую и дорогую, тогда как стоимость коммунальных услуг несопоставима с ценой художественного произведения. Работа может стоить 100 или 200 тысяч рублей.
– Вы один из основоположников этнофутуризма в республике. В основу этого направления положен пермский звериный стиль. И благодаря вашим работам теперь многие считают, что предки коми – изобретатели таких фигурок, хотя де-факто создатели пермского звериного стиля – некий кочевой народ, обитавший когда-то на территории Пермского края. Может быть, они даже не были финно-уграми. В этой связи напомните, как рождалась идея этнофутуризма. Почему именно этот стиль вы взяли за основу.
– Фигурки пермского звериного стиля до сих пор находят вблизи коми деревень. Я думаю, они относятся к дохристианской эпохе. Староверческие образки, очень качественное бронзовое литье, тоже встречаются только здесь, на севере. Скорее всего, смена эпох отразилась на тематике литья, но эта культура никуда не делась. Фигурки пермского звериного стиля, мифология, сказки, поговорки, ткачество, деревянное зодчество, прикладное искусство – все это в совокупности перекочевало на мои картины в образах.
Сейчас этнофутуризм – это не только художественное явление в финно-угорском мире. Это этнофутуристы и в Татарстане и Башкирии, есть русские и все, кому интересно понять истоки богатейшей культуры народов России. Это не только тема для рисования, это момент самосовершенствования, попытка понять, как устроены природа и мир, общество. И это захватило. Да, мне нравится пермский звериный стиль, я пытался его воспроизвести, но у меня в полной мере не получается создать такую гармоничную форму. Есть определенные каноны, в некоторых изделиях даже чувствуется авторский почерк, рука древнего мастера. Я же пытаюсь развить эту тему, и не только через визуальные образы. Достаточно понять принцип, и отталкиваясь от него, расшифровать заложенное в мифологии. Причем как художник я имею право интерпретировать событие как личное понимание или фантазию на тему научного факта.
– Есть элементы и персонажи, которые переходят у вас из работы в работу: рыба, утка. Что они собой олицетворяют?
– Я определил для себя, что такое в мифологии нижний мир, средний мир и верхний мир. Нижний мир – это рыба, которая живет в воде, ящерица, обитающая в земле. Средний мир – это человек. Верхний мир – птицы, человеко-лоси.
– А медведи?
– Они олицетворяют собой переход из одного состояния в другое, шаманское перерождение, поэтому медведям поклонялись. Считалось, что, когда медведь пребывает в зимней спячке, он переходит в другие миры. К «переходным» персонажам также относится, например, стрекоза, которая в одном облике живет под водой, а потом меняется и встает на крыло. В пермском зверином стиле есть фигурки стрекозы, пчелы (мухи). Они с нижнего мира переходят сразу в верхний мир.
В мифологии Коми мне нравится тема перевоплощения человека в медведя, волка, в птицу. Для чего это надо? Чтобы приобрести те качества, которые нужны на охоте. Человек-волк становился более выносливым, зорким, быстрым, сильным. И ему это помогало выжить в суровых условиях. А когда он возвращается домой, ему надо как-то с этим покончить. Он же не может волком прийти к родным, поэтому снимал все волчье и перевоплощался обратно в человека, приходил домой, улыбался жене и детям. Это правильный подход, который полезен в реальной жизни. На работе человек – строгий начальник (волк), а дома любящий муж и отец (пушистый зайчик). А если он командует и на работе, и дома, происходит конфликт. Надо уметь перевоплощаться.
– Когда вы приступаете к работе, идея уже оформилась в визуальные образы? Или все рождается в процессе?
– Пока я тему не пойму до конца, к работе не приступаю. А потом доверяюсь «дуновению ветерка», доверяюсь себе. Если не буду доверять себе, рука будет плохо рисовать. В этот момент духовное и материя сливаются воедино.
– Илья Репин, приходя на выставку, старался дорисовать свои картины. У вас нет такого желания, когда уже работа закончена?
– В начале творческого пути много картин нарисованы одна на другой, часто казалось, что нарисовал как-то не так, и постоянно исправлял. Потом я от этого сознательно избавился. Пусть работа будет несовершенна, но надо уметь остановиться. Если не сможешь остановиться, будешь картину постоянно дорисовывать. Лучше начать новую. Оглядываясь назад, понимаю, что на то время работа и должна была быть такой.
– Почему ранние культуры так притягательны? Может, из-за свежести и наивности взгляда на мир?
– Когда древние люди изображали большого человека, он занимал все пространство. То, чему придавалось важное значение, размер имел значение. Мы привыкли мыслить в 3Д – нарисовал как на фотографии. А что это дает? Иллюзию фотографии. Сейчас, думаю, даже начинающий художник может сделать эту иллюзию. Не надо для этого оканчивать вуз – скопировал по клеточкам, и все. Но тайна искусства в другом. Я учился у примитивистов, потому что наивное, примитивное искусство дает свободу. На одной картине можно было нарисовать вселенную, и там было всем место. Я сейчас так и стараюсь рисовать.
– На вашей странице в «ВКонтакте» много фотографий северной природы. Они имеют определенный рисунок, структуру – лед, коренья. Это тоже помогает в творчестве?
– Это красиво. Дерево растет бессознательно. Например, корень огибает какой-то камушек, поворачивает и растет дальше, сплетаясь в определенном неповторимом узоре. Если художник обратится к природе, он поймет, как можно рисовать. То есть нужно доверять себе, и любую линию можно превратить в произведение искусства.
– Не могу не спросить про историю с кражей авторских прав одним из сыктывкарских предприятий, которое использовало вашу работу «Сотворение мира» для упаковки своей сувенирной продукции. Это первый такой случай? Получалось ли у кого-нибудь из коллег отстоять свое авторское право?
– Это не первый такой случай. Довольно частое явление. Например, недавно на одном сайте древних амулетов нашел медальон с изображением одной моей работы под названием «Шаманское зеркало». Связался с владельцами сайта, они извинились, убрали изделия с продажи, предложили возместить ущерб.
О том, что Сыктывкарский ЛВЗ взял мою творческую работу без разрешения и в качестве подарочной упаковки продает, я узнал в начале июля случайно. Сначала проконсультировался с художниками, юристом, а так как проверить самостоятельно, сколько напечатано и продано, не мог, пришлось обратиться в Следственный комитет. Следственный комитет это проверил, и я выставил иск о возмещении ущерба, но мне отказали. Представители компании могли хотя бы позвонить и извиниться, найти способы разрешить конфликт. Юристы СЛВЗ сослались на то, что мои работы были в открытом доступе и поэтому они взяли изображение без спроса. Десять лет назад мне предлагали оформить одно изделие Сыктывкарского ЛВЗ, но я отказался, не хотел, чтобы мои работы ассоциировались с алкоголем. Ситуация повторилась, но уже без моего согласия. Представьте себе, что бы было, если бы я втихую для сбыта с территории завода забрал ящики с водкой и продал? Да, мои картины в открытом доступе, смотрите, но продавать без моего спросу – это уж слишком. Будем тогда решать проблему через суд.
Такие истории происходят не только со мной, и надеюсь, лед тронется, и в ситуации с защитой авторских прав все-таки будет наведен порядок.
Беседовала Галина БОБРАКОВА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Художник Юрий Лисовский: «Творчество помогает сбываться мечтам»"