В Госсовете Коми состоялось второе заседание созданной в ноябре этого года межфракционной рабочей группы по законодательному регулированию мер по борьбе с коронавирусной инфекцией. Напомним, в нее вошли лидеры партийных фракций, а также председатели комитета по социальной политике и постоянной комиссии по вопросам здравоохранения, физической культуры и спорта. Темой встречи стала доступность медицинской помощи в условиях пандемии. Но поскольку принять участие в заседании пожелали убежденные «антипрививочники», разговор вышел за рамки обсуждаемой темы и под занавес перерос в жаркий спор.
Все ключевые вопросы, касающиеся доступности медпомощи, озвучила председатель республиканского совета ветеранов Людмила Жукова. Она спросила, правильно ли было закрывать Коми республиканскую больницу, чтобы отдать ее под ковид-лечебницу. Ведь теперь медицинская помощь для тех, кто нуждается в плановых госпитализации и операциях, стала недоступна, а хирурги теряют навыки проведения операций. По словам Людмилы Жуковой, старшее поколение не против того, чтобы в госпитале ветеранов долечивались переболевшие ковидом, но вот КРБ нужно скорее открыть по ее прямому профилю, поскольку помощь узких специалистов крайне необходима.
Очень много претензий у ветеранов к работе «горячей линии». Мало кто из стариков может записаться на прием к врачу через Госулуги, просто хотя бы потому, что у них нет компьютеров, ноутбуков и прочих современных гаджетов. А дозвон до оператора на «горячую линию» занимает от 30 минут до полутора часов. А еще с мобильного телефона за связь списываются деньги.
Еще Людмила Жукова посетовала, что в условиях пандемии забыли о диспансеризации, а там, где она все-таки проводится, осмотры проходят формально. Сама председатель республиканского совета ветеранов не смогла попасть к специалистам, в консультациях которых срочно нуждалась.
– Нужно что-то кардинально менять, – заключила представитель старшего поколения.
Присутствовавший на встрече и.о. министра здравоохранения Коми Игорь Дягилев объяснил, почему КРБ нельзя даже частично вернуть под плановые операции. Отделения больницы соединены переходами, поэтому изолировать здесь часть помещений невозможно, Роспотребнадзор это запрещает. Но способ решить проблему существует – это строительство быстровозводимого инфекционного госпиталя. Его можно построить всего за 55 дней. Например, такой госпиталь на 435 коек возведен в Башкортостане. В Коми нужен госпиталь на 850 мест. Уже 13 декабря в Минздраве республики состоится встреча с представителями компании, которая может построить завод таких быстровозводимых конструкций. Причем срок годности модульного стационара – 50 лет, и в свободное от пандемии время площади можно использовать под иные лечебные цели. Министр рассказал, что на заседании республиканского оперативного штаба обсуждались варианты земельных участков, где разместится госпиталь. Два из них – на территории будущего жилого комплекса «Солнечный город» и в лесной зоне столичного поселка Краснозатонский – не подошли, а вот третий – на улице Воркутинской неподалеку от аэропорта – подходящий. Теперь предстоят работы по межеванию земельного участка, на что потребуется минимум шесть месяцев. Стоимость быстровозводимого госпиталя на 435 коек в Башкортостане – 1,8 миллиарда рублей, строительство госпиталя на 850 мест обойдется в 3,5-4 миллиарда рублей. Средства выделит федеральный бюджет. С соответствующей просьбой глава республики обратился к президенту России, заявка предварительно одобрена, и как только будет решен вопрос по земельному участку, от республики ждут оформленную бюджетную заявку.
Игорь Дягилев согласился с претензиями к работе колл-центра сыктывкарской поликлиники №3, куда сейчас очень сложно дозвониться, но заверил, что преобразования здесь уже начаты. Набран дополнительный штат сотрудников, кроме того, Минздрав рассчитывает на выделение 12 миллионов рублей, чтобы дозвониться на «горячую линию» с мобильного телефона можно было бесплатно. Также идут переговоры со Сбербанком о подключении к линии робота, который будет отвечать на звонки и перенаправлять пациентов к нужным специалистам. Возможно, робот будет обзванивать пациентов для приглашения на прием к врачу.
Впрочем, все вышесказанное не снимает кадровую проблему – в государственных медицинских учреждениях сейчас элементарно не хватает специалистов. Дефицит врачей – 620 вакансий, медсестер – 697 вакансий. Поэтому сотрудники центральных районных больниц и Минздрава Коми во главе с министром на днях отправляются на ярмарки вакансий в Архангельск и Санкт-Петербург, чтобы пообщаться там с выпускниками медицинских вузов и пригласить их на работу в республику. В перспективе планируется создать специальный кадровый центр, сотрудники которого будут посещать все ярмарки вакансий и «перекупать» специалистов из других территорий.
Еще есть идея расширить площади третьей сыктывкарской поликлиники. В больничном городке на улице Маркова есть недостроенные помещения, которые нужно довести до ума и разместить там ряд подразделений. Например, детскую стоматологию, женскую консультацию, оказывать эндоскопическую помощь, организовать отделение медицинской профилактики. Здесь люди смогут проходить диспансеризацию в одном блоке кабинетов, не бегая с этажа на этаж по специалистам, как сейчас. А чтобы мотивировать пациентов, можно предложить им опции в виде проведения УЗИ, дополнительных анализов и так далее.
После выступления министра к разговору подключились депутаты. Вице-спикер парламента Сергей Артеев связался по громкой связи с главой сельского поселения «Трусово», чтобы та рассказала о ситуации с медпомощью в глубинке. В частности, выяснилось, что большинство жителей отдаленных населенных пунктов вакцинировались, но среди них тоже встречаются антипрививочники. И если, например, из-за отсутствия QR-кода педагога отстранят от работы, учить детей в малокомплектной школе будет попросту некому. Отвечая на этот вопрос, Игорь Дягилев пояснил: по распоряжению главного санитарного врача республики, если в организации не достигнута 80-процентная коллективная иммунизация, ее руководитель может быть наказан вплоть до уголовного преследования. Поэтому выходов два – отстранить непривитого от работы либо попытаться убедить сотрудника сделать прививку.
Поскольку во многих отдаленных труднодоступных населенных пунктах сотовая связь отсутствует и есть проблемы с получением QR-кода, от депутатов поступило предложение подключить Почту России к доставке распечаток сертификатов иммунной защиты.
Особые сложности в получении QR-кода либо медотвода от прививки испытывают инвалиды. Как рассказала представитель республиканского отделения ВОИ Екатерина Осипова, одни инвалиды боятся, что им не хватит вакцины, другие, имеющие различные противопоказания, не могут получить медотвод. Такой справкой обзавестись крайне сложно, поскольку решение о медицинском отводе принимается комиссией специалистов. Некоторые в отчаянии обращаются в частные клиники, хотя для инвалидов это непомерные затраты. Екатерина Осипова попросила разработать алгоритм действий специально для инвалидов, чтобы минимизировать препятствия в получении необходимого документа.
Под занавес встречи слово попросили «антипрививочники». Их главный довод – «вакцина не прошла клинических испытаний, и то, что прививку делают гражданам бесплатно, означает, что таким образом государство проводит на людях эксперимент, апробируя препарат».
Блогер Ольга Боковикова возразила, что она тоже ни разу не заплатила за различные прививки, которые сделали ее трем детям в роддоме и в детской поликлинике. В Китае, где уже почти победили пандемию, обязательную вакцинацию против коронавирусной инфекции ввели уже через три недели, как произошла вспышка COVID-19. Сделать прививку, по словам блогера, нужно обязательно. Всех, кто желает привиться, нужно обеспечить дополнительным транспортом и доставлять их на прививочные пункты.
Эта речь не убедила противников вакцинации, они призвали все «подвергать сомнению». Свое слово были вынуждены сказать врачи, работающие в «красной зоне». Они привели статистику: в республиканской инфекционной больнице каждый четвертый пациент – вакцинированный, но в реанимацию попадают большей частью непривитые. Сделавшие прививку переносят болезнь легче, а непривитые подключены к кислороду, и их шансы на выживание минимальны.
Врачи подчеркнули, что совершенно неслучайно все медицинское сообщество призывает вакцинироваться. Если видеть своими глазами, что происходит в «красной зоне», как тяжело переносится эта вирусная инфекция, то убеждаешься, что медлить и сомневаться нельзя. Именно такая жесткая позиция помогла в свое время Америке победить черную оспу: срочно разработали вакцину и поголовно всех вакцинировали.
Галина ВЛАДИС
Фото gsrk.ru
Оставьте первый комментарий для "Доступность медпомощи в условиях пандемии"