В Госсовете республики состоялось обсуждение федерального законопроекта «О внесении изменений в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который предполагает введение обязательной проверки QR-кодов. В нем участвовали депутаты, врачи, общественники, представители деловых кругов, руководители учреждений. Жаркие дебаты продолжались полтора часа, смогли высказаться как сторонники, так и противники «кюаркодизации» населения.
Вместо нового локдауна
Напомним, согласно законопроекту, с 1 февраля 2022 года граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли (за исключением организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, аптечных организаций) с предъявлением либо QR-кода о прививке, либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом, либо медицинского отвода от вакцинации.
Принадлежность гражданину предъявляемой им медицинской документации должна быть подтверждена документом, удостоверяющим личность. При его отсутствии либо отказе в предъявлении гражданин в указанные объекты общественного пользования допускаться не будет. Эта норма в законе появилась как ответ на действия несознательных граждан, которые берут QR-код «взаймы» у вакцинировавшихся знакомых и родственников.
До 1 февраля при отсутствии у человека необходимой документации для посещения таких объектов он может предъявлять отрицательный ПЦР-тест. После 1 февраля такая возможность будет только у граждан с медотводом. Решение об использовании QR-кодов и перечне объектов, где они потребуются, будут принимать региональные власти. Предусматривается, что вносимые изменения будут действовать до 1 июня 2022 года.
Руководитель республиканского управления Роспотребнадзора Людмила Глушкова высказалась за повсеместное использование QR-кодов. Она напомнила, что по количеству заболевших на 100 тысяч населения Коми занимает незавидное одиннадцатое место среди регионов России. Но совсем недавно республика входила в десятку регионов с самым большим уровнем распространения коронавируса. По данным главного санитарного врача региона, ноябрьские «ковикулы» (нерабочие дни в начале месяца) не привели в Коми к снижению уровня заболеваемости, поскольку не были закрыты крупные торговые центры и непродовольственные магазины. Люди гуляли по торговым центрам, встречались, общались, что не способствовало сдерживанию инфекции.
На данный момент в Коми вакцинированы более 307 тысяч человек, уровень коллективного иммунитета составляет 58 процентов, для надежной защиты от коронавируса нужно хотя бы 80 процентов. Более восьми тысяч вакцинированных заболели коронавирусом. Но, как подчеркнула Людмила Глушкова, соотношение заболевших и вакцинированных несопоставимо с пропорцией заболевших и невакцинированных. На данный момент в Коми лабораторно подтверждены 88 080 случаев инфицирования COVID-19. Цифры доказывают, что 90 процентов заболевших – невакцинированные.
Людмила Глушкова напомнила, что уже не за горами новогодние праздники, когда люди не захотят сидеть дома, будут встречаться, общаться, не исключено, что кривая заболеваемости вновь пойдет вверх.
На ущерб, в том числе репутационный, от введения QR-кодов жалуются в первую очередь представители бизнеса: клиенты возмущаются требованием предъявить документ, возникают конфликты с сотрудниками. Но Людмила Глушкова уверена, что закон разработан как раз в интересах бизнеса, поскольку альтернативой «кюаркодизации» может быть новый локдаун, который нанесет экономике страны еще больший ущерб.
– Чем скорее на территории всей страны будет введена система единообразного подхода к допуску в те или иные заведения, тем меньше будет шансов ограничивать работу данных учреждений. Большинство субъектов России на сегодня в той или иной форме ввели такое требование, у нас оно тоже действует на определенную категорию посещений. Оно не должно, на мой взгляд, вызывать возмущение у тех лиц, которых просят предъявлять соответствующий документ. Надо просто с гордо поднятой головой предъявлять, защищать себя и думать об окружающих. То есть речь идет о коллективной безопасности. Я прошу поддержать данный законопроект, так как он направлен на дальнейшее сдерживание распространения коронавирусной инфекции. Я полагаю, что все вы устали от длительного, почти двухгодичного периода бесконечных ограничений, проверок, наказаний, воззваний и той перегрузки системы здравоохранения, которая не позволяет работать в плановом порядке по всем существующим профилям в том объеме, который требуется населению, – обратилась к собравшимся Людмила Глушкова.
Шанс на выживание
Присутствовавшие в зале предприниматели, впрочем, тоже признавали необходимость QR-кодов. Например, предприниматель Дмитрий Дик, работающий в сфере «ночного» общепита, сообщил, что за время разных ограничений он и его коллеги поняли, что чем быстрее вакцинируется большинство, чем быстрее сформируется коллективный иммунитет, тем проще будет работать во всех сферах бизнеса. В работе с QR-кодами, по мнению бизнесмена, ничего сложного нет.
– Мы работаем с QR-кодами вторую неделю. В первую неделю было тяжело – спад был значительный, но это в любом случае начало процесса. Мы успокоились и во вторую неделю уже ощутили прирост, пусть и небольшой – 15-20 процентов. Когда проверяем, нет затора на входе, есть достаточное количество помощников и администраторов, которые могут проверять QR-коды. В этом мы не видим никаких причин для беспокойства. Мы настроены на то, чтобы данная система вводилась и чтобы мы все смогли наконец-то спокойно работать, – отметил предприниматель.
Представитель бизнес-сообщества призвал обратить внимание на тех людей, которые переболели бессимптомно или перенесли коронавирус в легкой форме, не обращаясь к врачу. У них есть антитела, в плане заражения коронавирусом они не представляют опасности для окружающих, но у них нет QR-кода.
– Я считаю, что таким людям тоже надо выдавать QR-коды, чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества, – заявил предприниматель.
Это мнение поддержали многие участники заседания.
А вице-спикер регионального парламента Владимир Косов призвал подумать о врачах, которые уже второй год борются с пандемией, у них наступает истощение.
– Уже ничто, даже деньги, не помогают. Гнетет то, что клиническая больница – непрофильная, люди не работают два года, теряют квалификацию. Но и оставить человека умирать дома – тоже преступление. Я совершенно искренне убежден, что надо было раньше все вводить – мы бы сейчас не попали в такую ситуацию, – сказал Владимир Косов.
Госпитальный эпидемиолог Коми республиканской клинической больницы Вероника Орлова назвала введение QR-кодов жизненной необходимостью, поскольку коронавирус врачи сравнивают с войной на уничтожение.
– Цифры поражают, умирает очень много людей, и не только пожилых, но и молодых. Есть и беременные женщины, к сожалению, дети. QR-коды введены не только у нас, они введены и в Европе, в других странах, они работают, дают эффект. Другого пути нет. Введение QR-кодов – это единственное, что спасет наши жизни. Никто не говорит почему-то, что ковид-сертификаты – это не только о вакцинации. Там три позиции: вакцинация и ревакцинация, медицинские противопоказания, перенесенное инфекционное ковидное заболевание. А вскоре могут появиться и антитела. Это сертификат, подтвержденный QR-кодом, – о коронавирусной инфекционной безопасности. Он дает шанс экономике возродиться, жить нормально. Вот о чем речь идет. Это шанс вернуться к нормальной жизни, это шанс на выживание цивилизации, – сказала врач.
Ликбез для пожилых
Член Общественной палаты Коми, член общественного совета при минздраве республики Наталья Кораблева рассказала об опыте других стран, где быстро прошла массовая вакцинация.
– Большинство европейских стран показывают 70-80 и даже 90 процентов населения, – там больницы не освобождены от заболеваемости, но пустые реанимации. Это говорит о том, что вакцинация работает и защищает. И введение QR-кодов необходимо для контроля. QR-коды вводятся для вакцинированных, а вот что касается людей с постоянными, серьезными медицинскими отводами, имеющих реальные противопоказания, они тоже должны обязательно быть обеспечены QR-кодами. Все категории населения – 65+, живущие не только в городах, но и в отдаленных населенных пунктах, – должны быть обеспечены QR-кодами. Это одна из важнейших задач государства. Люди пребывают в страхе, особенно пожилые: они боятся вакцинироваться, они не понимают, что такое QR-код, – отметила Наталья Кораблева.
Пожилые люди и их неспособность получить QR-код – один из главных аргументов противников введения новых ограничительных мер: если у бабушки или дедушки нет смартфона, то ему придется отказаться от активной общественной жизни и сидеть в четырех стенах. На самом деле проблема получения QR-кода решается легко – сертификаты о вакцинации и перенесенном коронавирусе в бумажной форме можно получить в МФЦ. С 16 ноября документ выдают даже тем, у кого нет регистрации на портале Госуслуги. Только за первые два дня работы МФЦ выдали 694 сертификата жителям Коми, которые не были зарегистрированы на Госуслугах.
Уполномоченный по правам человека в Коми Вера Железцова поддержала законопроект, отметив, что самое главное для человека – это его здоровье. Противники «кюаркодизации» говорят о том, что эта процедура ограничивает права человека.
– Ограничительные меры должны быть для того, чтобы здоровье людей было сохранено. Я не вижу в введении QR-кодов ничего плохого, потому это позволяет нам сделать так, чтобы люди были в безопасности. В режиме сегодняшнего времени это все-таки необходимость, которая даже не оспаривается, – высказала свое мнение уполномоченный по правам человека.
Невероятное неприятие
Самым эмоциональным стало выступление педагога дополнительного образования, члена Союза писателей Коми Станислава Новикова. Он обрушился на противников QR-кодов, заявляющих об ограничении прав человека, с резкой критикой.
– Какие права ограничены? Это ограничение прав по типу «по газонам не ходить», «туалетом во время стоянки не пользоваться». Наша жизнь соткана из огромного количества ограничений, они были с вами всегда. Что за истерия началась? Лично у меня кипит – то, что творится с нами, это существенная серьезная проблема, ее причиной не является QR-код. QR-код – следствие, простите, века просвещенного безумия. Мне довелось пообщаться с эпидемиологом, старушкой за 90 лет, которая участвовала в борьбе с чумой в Азии, Монголии, на Кавказе. Как она рассказала, с необразованными, неграмотными чабанами в горных аулах было проще работать, чем с современным населением. Горе от ума в чистом виде. QR-коды – это просто справка. Но мы не имеем права не видеть, как к этому относится население. Невероятное неприятие всего этого. Мне кажется, что проблема не решается с введением QR-кодов, нужно идти дальше и быть жестче. Мы привыкли быть мягкими друг к другу. Без дисциплины невозможно сохранение жизни населения. И невозможно угодить всем абсолютно. Если мы видим, что у нас откровенные, злонамеренные протесты идут, значит, с этим тоже нужно что-то делать.
По словам выступавшего, надо серьезно задуматься, чтобы люди, которые отказываются вакцинироваться, а именно те, которые против QR-кодов, платили за свое лечение от ковида.
– Это будет элементарная социальная справедливость. QR-коды как средства контроля просты, естественны и удобны. То, что творится в соцсетях, уму непостижимо. И почему государство не реагирует на это, лично для меня огромный вопрос. Необходимо создавать информационно-аналитический отдел, который будет отслеживать эти вещи и объяснять. Люди реально не знают или знают недостоверно совершенно ясные и конкретные вещи. Нужно просвещение, нужна информационная работа государства. Это мой запрос власти: пожалуйста, расскажите тем, которые не знают, правду. Надо вести просветительскую работу с населением, – призвал писатель.
Позицию противников QR-кодов не менее эмоционально представил депутат Госсовета Коми от фракции КПРФ Виктор Воробьев.
– Есть страны со стопроцентной вакцинацией, например, Гибралтар. Там 61 заболевший в среднем в день. Это не значит, что вакцина не работает в плане снижения смертности. Она работает. Это не значит, что она не работает в плане облегчения течения болезни. Она работает. Но вакцина не останавливает распространение инфекции, это на сегодня научные данные. А ограничительные меры, которые предлагаются, они заявлены как останавливающие именно распространение инфекции. Вот эта сегрегация на вакцинированных и невакцинированных в плане посещения общественных мест не имеет под собой рационального и научного обоснования. В пояснительной записке к этому законопроекту нет ссылки ни на одну научную публикацию. Этот законопроект не будет способствовать борьбе с коронавирусной инфекцией. Нужно закупать лекарства от коронавируса, сейчас они разработаны, в том числе за рубежом, нужно обеспечивать доступность вакцин, в том числе зарубежных, потому что мы дошли до того, что наши граждане настолько не доверяют власти, что не готовы прививаться российскими вакцинами. Значит, нужно диверсифицировать. Нужно работать над медицинской инфраструктурой. Я предлагаю задуматься о реальных мерах по борьбе с коронавирусом, а не об имитации этой борьбы, – заявил депутат, призвав не поддерживать этот законопроект.
К этому призыву присоединился и депутат Госсовета от фракции КПРФ Николай Братенков.
Без лишних препятствий
Председатель Коми республиканского отделения Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова высказала свои опасения:
– Я с огромной осторожностью отношусь к этому законопроекту. В Республике Коми сегодня проживает 62 тысячи людей с инвалидностью. Среди них есть те, кто боится остаться без вакцины, и те, кто боится осложнений после нее. Есть много вопросов, связанных с медотводами. Например, мне с семи лет в принципе запрещены все прививки. К врачам нынче не попасть и пройти качественный медосмотр, чтобы получить справку-медотвод, весьма проблематично. Не станут ли инвалиды вновь заложниками ситуации, ведь при отсутствии QR-кодов будет нарушено их право на свободу передвижения?
В ходе обсуждения выступила также член Общественной палаты Коми Татьяна Тарышкина. Возможность получения QR-кодов людьми с ограниченными возможностями она предложила прописать в законопроекте отдельной строкой.
– У них не должно быть лишних проблем и препятствий. Все данные на эту категорию лиц есть, к примеру, в ФОМСе и Пенсионном фонде, их можно использовать, чтобы сделать процедуру получения медицинского заключения более комфортной и оперативной, – отметила общественница.
Спикер регионального парламента Сергей Усачёв сообщил, что в постановление будут включены все предложения по использованию QR-кодов с учетом мнения различных групп граждан.
Свое мнение граждане могли высказать и во время заседания штаба общественной поддержки партии «Единая Россия», посвященного временному введению QR-кодов. Мнения участников также разделились, но сторонников введения новой ограничительной меры было больше, чем противников. Если противники «кюаркодизации» заявляют, что код не защищает от заражения, зато вызывает негативную реакцию, то ее сторонники видят во введении ограничительных мер шанс избежать нового локдауна и выйти из пандемии.
24 ноября депутаты Госсовета рассмотрели вопрос допуска к обсуждению отзывов на поправки к федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». После весьма продолжительной дискуссии отзыв, инициированный Виктором Воробьевым, получил шесть голосов «за» и к обсуждению допущен не был. Отзыв авторства Сергея Усачёва и Владимира Косова получил 21 голос «за».
Ряд депутатов высказали мнение, что в целом они за введение QR-кодов, но у них есть замечания, а также сомнения, что в столь короткий срок будут созданы условия для реализации федерального закона.
Этот проект отзыва и приняли. Позднее будут внесены поправки с учетом высказанных депутатами предложений и замечаний. Сергей Усачёв предложил создать межфракционную группу для рассмотрения этих поправок. Их нужно внести до второго чтения федерального проекта.
Людмила ВЛАСОВА
Фото Ярослава СЕВРУКА
Оставьте первый комментарий для "В Коми развернулась дискуссия за и против QR-кодов"