В этом году Сыктывкарский детский дом имени Александра Католикова отмечает свое 65-летие. В 1970-90-е годы этот детский дом назывался агрошколой-интернатом и гремел по всей стране. Директора школ и детских домов приезжали сюда, чтобы побывать в учебно-опытном хозяйстве интерната и своими глазами увидеть, как работает система трудового воспитания детей-сирот, разработанная последователем педагогики Антона Макаренко – Александром Католиковым и командой его единомышленников. О годах сотрудничества с легендарным педагогом и о том, как создавалась агрошкола, «Республике» рассказала ветеран педагогического труда, заслуженный учитель Коми и России Людмила Дымова, 36 лет проработавшая в интернате.
Малая Тимирязевка
– Трудно сейчас говорить об этом. Сказать, что мне жалко нашу межадорскую деревню, как мы ее называли, это ни о чем не сказать. На это жизнь положена, – призналась Людмила Дымова.
Летом 1976 года молодой учительницей химии и биологии она пришла в школу-интернат №1, узнав, что туда требуется биолог. Александра Католикова, который к тому времени уже три года им руководил, застала на строительстве нового корпуса. После короткого знакомства договорились на следующий же день поехать в межадорский лагерь: нужно было срочно начинать готовиться к общегородской выставке «Человек и природа», и ответственность за подготовку возложили на нового учителя биологии. Директор показал ей детский лагерь на берегу Малой Визинги. Тогда весь лагерь был представлен одним двухэтажным домом и двумя длинными одноэтажными корпусами, где дети жили только летом. На другой берег реки, где у интерната было два гектара своей земли для выращивания овощей, переезжали на пароме.
– Александр Александрович мне тогда сказал: «Мы с вами будем готовить детей к взрослой жизни через сельскохозяйственный труд». Я, естественно, поинтересовалась, почему именно через сельскохозяйственный. Он ответил, что, во-первых, он доступен и слабому, и сильному, и здоровому, и больному. Слабенькие дети могут семена перебирать, поливать грядки, а сильные – грядки копать, сажать. Во-вторых, труд на земле – это энергетика восходящих потоков земли, близость к природе. И главное, дети, которые по природе нетерпеливы, видят быстрый результат труда: весной посадили, а уже летом и осенью получили урожай. Меня как биолога он поставил во главе всех этих работ, – рассказала собеседница издания.
При Людмиле Дымовой было создано учебно-опытное хозяйство как база труда и отдыха, которое поначалу назвали «Малая Тимирязевка». Лозунгом тимирязевцев стали слова «Вырастим два колоса там, где рос один». В «Малую Тимирязевку» вошли все ребята с 4 по 11 класс – всего более 360 детей. Их разделили на бригады цветоводов, овощеводов, строителей, механизаторов, животноводов. Создали боевой штаб под названием «Совет бригадиров». Летом совет бригадиров ежедневно отчитывался о работе своих бригад. Объем выполненных работ и их оценка записывались в трудовые паспорта. Совет заседал каждый вечер, ребята отчитывались о сделанном за день и намечали план работы на завтрашний день. Совет бригадиров просуществовал до 1993 года, когда создалась агрошкола. Потом он был переименован в агротехнический совет, появилось свое министерство сельского хозяйства. Министрами назначались ребята из числа старшеклассников. Министру подчинялись бригадиры. Для каждого класса составлялась рабочая программа, которую разрабатывали еще зимой, чтобы воспитатели и учителя заранее знали, чем летом будет заниматься класс. Очень важное место занимала научно-исследовательская проектная деятельность. В 1980-е годы межадорское хозяйство превратилось в современное многопрофильное.
– Материально-техническую базу мы создавали постепенно, – отметила Людмила Дымова. – Нам дали лес, и мы сами его раскорчевали, создали пашню в 32 гектара. Одни только цветники были на площади два гектара. У каждого класса свой цветник. Сначала у нас был зоосад, но потом, когда мы получили статус агрошколы, завели крупный рогатый скот, овчарню, свинарник, птичник, все это стало называться класс-ферма.
От учебного хозяйства к агрошколе
Идею создать агрошколу Александру Католикову подсказал директор одного из интернатов Смоленска. В то время опыт педагога-новатора из Коми уже был известен далеко за пределами нашей республики, а после выступления Александра Католикова в студии Останкино в Сыктывкар непрерывным потоком потянулись за опытом директора школ из разных регионов. Не было дня, чтобы в интернате кого-то не принимали или не давали открытого урока: в интернате тогда проводился эксперимент по проведению интегрированных уроков.
– Как-то приехал директор детского дома из Смоленска. Показали ему Межадор, уроки, сидим с ним в кабинете Александра Александровича, обсуждаем увиденное. И тут наш гость вытаскивает из портфеля папку и говорит: «Вот смотрите, у меня огромная папка документов для создания агрошколы в своем детдоме, но мне везде отказывают, потому что у меня нет базы. А у вас такая прекрасная база, а статуса агрошколы до сих пор нет». Вот тогда мы с Сан Санычем и задумались: ведь агрошкола, помимо всего прочего, позволяла взять в штат инструкторов по животноводству, которые были нужны.
После получения статуса агрошколы цикл школьных предметов дополнился такими спецдисциплинами, как растениеводство, животноводство, механизация сельскохозяйственных процессов. На факультативах дети осваивали цветоводство, садоводство, пчеловодство. Факультативные занятия вели специалисты Института биологии. Эту программу интернату помогала разрабатывать научный руководитель агрошколы Галина Пичугина.
Новые спецдисциплины позволили по окончании школы выдавать детям свидетельства государственного образца по специальностям «мастер-животновод», «мастер-растениевод», «тракторист категорий В и С». После лицензирования первый выпуск ребят со свидетельствами о получении профессии был в 1997 году.
– Это же такое подспорье для ребенка в жизни. Если наши выпускники по какой-то причине не смогли сразу поступить в институт или техникум, они шли на работу, которая им уже была знакома, – рассказала Людмила Дымова. – В 2011 году мы подсчитали, что у нас 475 выпускников работают в сельскохозяйственной отрасли, имеют собственное дело, имеют свои дачи. Это только те, которых мы нашли. 15 выпускников окончили Тимирязевскую сельхозакадемию в Москве. Один из наших воспитанников, выбравший жизнь в деревне, нам писал: «По деревенским меркам я живу богато. У меня столько-то овец, коров, свиней, куры. Продаю сметану, творог, малину». Мы всегда очень радовались за таких ребят, за то, что они нашли себя в этой жизни. Четыре года назад я побывала в гостях у одной моей выпускницы – Маши Лыткиной, которая живет и работает ветеринарным врачом в Архангельской области, в далеком поселке Верхняя Тойма. Добираться туда надо через три реки. В письмах она все звала меня: «Приезжайте, Людмила Михайловна, посмотрите, как я воплощаю в жизнь все, чему вы меня научили». Когда я к ней приехала, мне оставалось только восхищаться и всплескивать руками. Я уже там была не учителем, а ученицей. Маша у себя в поселке открыла ветеринарный магазин.
На самообеспечении
– Нас часто спрашивали, почему у нас на ферме именно 23 коровы – ни больше, ни меньше. Или почему в свинарнике именно 50 свиней и восемь свиноматок. Когда мы агрошколу создавали и планировали закупить животных, Александр Александрович отправил меня в минсельхоз, чтобы нам помогли рассчитать, сколько при среднем удое 3600 литров в год нам нужно дойных коров при том, что ребенок должен выпивать в сутки 500 граммов молока. Сколько нам нужно мяса и картофеля на год? И на какую площадь пашни мы должны выйти, чтобы засеять нужное количество овощей. И мы вышли именно на 23 коровы, 50 свиней, восемь свиноматок и 10 гектаров картофеля. То есть все было по науке и по плану, – рассказала собеседница издания.
Юные аграрии вели научно-исследовательскую работу. Одним из исследований было выращивание ячменя разных сортов, потому что ячмень в хозяйстве нужен был для самостоятельного изготовления комбикормов, которые стоили дорого, а требовалось их много. Интернат приобрел кормодробилку, шефы подарили комбайн. Все это позволило тоннами выращивать ячмень и делать свой комбикорм. Исследования проводились и на других культурах: ребята наблюдали, как развиваются растения с использованием минеральных и органических удобрений, а как – без удобрений. В 2000 году в интернате выпустили брошюрку «Юннаты советуют дачникам», куда вошли все результаты опытов детей. По словам педагога, брошюру охотно раскупали:
– Помню, дети очень гордились тем, что они сами производят все продукты. Когда в интернат приезжали гости, их обязательно кормили в столовой, и ребята сами их обслуживали. И всякий раз, подавая блюдо, обращали внимание на то, что салат – из овощей, которые они сами вырастили, а творог и молоко – от собственных коров. Нам и тогда, и после приходилось не раз слышать от людей, что это было время застоя, а потом – перестройки, когда в магазинах ничего не было, и мы, дескать, создали это хозяйство, чтобы прокормиться самим сотрудникам. Конечно, Александр Католиков делал все, чтобы семьи его сотрудников не голодали. Нам же в 90-е годы иногда по три месяца зарплату не выдавали. Излишки молока, мяса, овощей мы продавали и за счет этого хотя бы частично обеспечивали работников зарплатой. Но основная-то цель все равно была не в этом. Наш директор считал, что интернат – это большая семья, которая должна сама себя прокормить, как это было испокон века в крепких зажиточных крестьянских хозяйствах.
В команде только единомышленники
Удивительно, но Александру Католикову удавалось руководить всем этим беспокойным хозяйством и при этом находить время всем уделять внимание – и детям, и сотрудникам, в то время как здоровье у него было неважное. Сказывались последствия перенесенного в детстве полиомиелита, больное сердце, множество переломов, полученных во время столкновения школьного автобуса с поездом на железнодорожном переезде, когда он, еще молодой, 30-летний, до последнего момента помогал детям выбраться из автобуса, а сам выйти не успел. После этой аварии врачи собирали его буквально по частям.
– Он как-то сказал: «Меня в самолет по специальной справке пускают, потому что у меня все звенит, когда я через турникет прохожу». А мы уже так привыкли к его энергии, что даже и не задумывались, откуда он берет силы. Он был нам примером того, что можно активно жить, даже когда организм сильно изношен, – рассказала Людмила Дымова.
По словам ветерана, когда ее иногда спрашивают, можно ли эту практику восстановить, она отвечает, что сейчас это все намного легче сделать. Тогда, в самом начале, у интерната ничего не было – ни денег, ни техники, ни земли. Но Александр Католиков очень умно поступил, он начал налаживать шефские связи. Буквально сразу подключил минсельхоз, Институт биологии КНЦ УрО РАН, администрацию Сысольского района, ПМК-мелиорацию, главпочтамт, универмаг, торговые базы, автотранспортное предприятие. Первое время совхоз «Межадорский» предоставлял интернату трактор. А когда в интернате появилась своя техника, тогда уже совхоз обращался в агрошколу за помощью.
«Вот закончим строить лагерь и будем вплотную заниматься экологией», – делился Сан Саныч своими планами и мечтами с коллегами. Он очень хотел создать экологическую тропу, которая проходила бы через весь лагерь. К сожалению, этой его мечте не суждено было сбыться при его жизни. Экологическую тропу в лагере создали уже после его смерти.
В экотропу вошло главное историческое место – плотина на Малой Визинге, где начиналась межадорская деревня, потом тропа вела к овцам, где дети проводили мастер-класс по стрижке овец. В хозяйстве интерната были овцы прекрасной тонкорунной породы ромни-марш. Привезли их из Усть-Цильмы. Затем овечью шерсть увозили в Выльгорт, где на сапоговаляльной фабрике ее расчесывали, а потом дети делали из нее пряжу и на кружке вязали варежки, шарфы и носки. После овчарни тропа вела к фермам, где экскурсантам показывали, как происходит дойка коров. Ведь некоторые школьники, приезжавшие на экскурсии в межадорскую деревню, даже не представляли, как молоко попадает к ним в холодильник. Потом экотропа шла по смешанному лесу, где дети наблюдали и изучали жизнь муравейников.
На вопрос, как удалось Александру Католикову создать такой коллектив единомышленников, которые долгие годы после его ухода оставались продолжателями его дела, Людмила Дымова ответила, что к подбору педагогических кадров он подходил очень внимательно. Рядом с ним не задерживались люди, попавшие в педагогику случайно.
Светлана ВАСИЛЬЕВА
Фото автора и из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Агрошкола Католикова"