В отделе истории Национального музея Коми открылась выставка «Вавилон за полярным кругом: судьбы людей, прошедших Воркутлаг, и развитие города». Она подготовлена музеем при поддержке фонда «Покаяние» и в сотрудничестве с Воркутинским музейно-выставочным центром.
В сталинское время Воркута стала столицей крупнейшего на Северо-Западе лагеря. Здесь были образованы и действовали Воркутинский лагерь НКВД: Воркутинский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь), Воркуто-Печорский ИТЛ, Воркутпечлаг, Воркутлаг, Воркутстрой.
Своего рода Вавилонской башней стали терриконы десятков шахт, в которых трудились тысячи заключенных разных национальностей. За время существования Воркутлага здесь побывали представители более восьмидесяти национальностей. Это были каторжане, политзаключенные, интернированные, военнопленные, бытовики, уголовники, трудармейцы.
Многоязычие и неоднородность состава заключенных не помешали превратить Воркутинский промышленный район в одну из важных стратегических баз высококачественного металлургического и энергетического сырья в СССР. В Воркуте работали ученые (вольные и заключенные) с мировым именем. На театральных подмостках Воркутинского музыкально-драматического театра блистали репрессированные столичные артисты.
Одним из экспонатов выставки стала самодельная колода игральных карт. Это работа бывшего заключенного Воркутлага Всеволода Городецкого. Удивительно, но за колючей проволокой молодой заключенный рисовал в основном цветы: незабудки, маки, сирень, ромашки. Родился Сева Городецкий в 1910 году в Вологодской губернии. Семья Городецких переехала в Усть-Сысольск. Здесь отец Севы работал в областном совнархозе. После окончания школы Всеволод уехал учиться на проектировщика в Москву. В октябре 1933 года его арестовали и обвинили в «терроризме». По приговору Городецкий получил пять лет и был отправлен в Воркуту. В лагере охранник стрелял по заключенным, как по мишеням, и прострелил Севе ногу. В сангородке его подлечили, но он стал хромать и без палочки из барака уже не выходил. Когда у него закончился срок, ему добавили еще десять лет. Бывший студент-архитектор работал в «шарашке» (проектном бюро лагеря) и спроектировал несколько зданий лагеря.
Всеволод изготовил колоду карт. В королях и валетах сотрудники «шарашки» узнавали друг друга. Не забыл Городецкий запечатлеть и себя в образе трефового валета. В 1944 году Городецкого все же освободили. Но прожил на свободе он недолго, умер от подхваченного в заключении туберкулеза.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Память о заполярном Вавилоне"