Комиссия по здравоохранению и социальному обеспечению Общественной палаты Коми пригласила на свое расширенное заседание и.о. министра здравоохранения республики Игоря Дягилева, чтобы из первых уст узнать о текущей ситуации в системе здравоохранения и обсудить наиболее проблемные вопросы. Разговор получился продуктивным и познавательным. Естественно, что главной темой стала борьба с ковидом. Руководитель ведомства рассказал, какие шаги предпринимает правительство, чтобы республика наконец вышла из красной зоны.
О коечном фонде
– Ковид – первое и основное, на что мы бросаем все наши усилия. Стационары и амбулатории перегружены работой, сотрудники на грани выгорания, второй год работают из последних сил. Ежедневно следим за количеством свободных коек, и как только их число становится ниже 20 процентов, тут же собираемся и оперативно реагируем. Недавно в Сыктывкаре сложилась ситуация, когда количество коек уменьшилось до восьми процентов. Быстро с коллегами, главврачами всех больниц города собрались и увеличили число коек на 50, сейчас в Коми республиканской больнице 850 коек. Заново пришлось перепрофилировать госпиталь ветеранов войн. Это тяжело и больно, но приходится идти на эти меры. Плановую помощь, в том числе неврологию, переводим в Сыктывдин. И такие решения принимаем буквально ежедневно, – рассказал Игорь Дягилев.
По его словам, ковид забирает большую часть времени и сил всех сотрудников. Стоит задача не только оперативно открывать-закрывать койки, площади, привлекать кадры, задача – вовремя обеспечить лекарственными препаратами каждого пациента – и на стационарном лечении, и на амбулаторном.
О лекарствах
И.о. министра коснулся темы лекарственного обеспечения не случайно – в соцсетях часто спрашивают, почему не хватает лекарств от коронавируса амбулаторным больным, звонят и лично ему с вопросом, бесплатные эти лекарства или нет:
– Отвечаю – лекарства бесплатные. Мы с колес проводим закупки этих препаратов, где-то доводим средства непосредственно до учреждений здравоохранения, и они сами закупают, где-то это централизованные закупки, и мы передаем препараты в поликлиники. Противовирусные препараты закупает вся страна, поэтому порой возникают сложности в закупках и логистике, у производителей не хватает лекарств, чтобы сразу всем поставить.
Игорь Дягилев объяснил, что противовирусные и лекарства-антикоагулянты – важнейшие препараты, чтобы вовремя начать лечение. Как только диагностирован ковид, пациенту необходимо принимать противовирусный препарат. А антикоагулянты нужны и на этапе заболевания, и когда пациент выписывается с тяжелой степенью ковида на долечивание на амбулаторном этапе.
– Мы и с помощью депутатов Госсовета решаем вопрос, и на правительство выходим с тем, чтобы нам увеличили финансирование. Это бы позволило использовать механизм, который пока не реализован в республике, – на дополнительно выделенные средства централизованно заранее закупить антикоагулянты и отдать в стационары. И когда пациент после тяжелой или средней степени ковида выписывается домой, а он живет, допустим, в отдаленном районе, чтобы не возникали вопросы, какой препарат нужен, где найти аптеку. Поэтому мы будем выдавать эти препараты сразу на пару месяцев или даже на три, в зависимости от финансирования, чтобы пациент принимал препараты, и мы тут же снизим смертность. Смертность от тромбоэмболических осложнений после ковида стоит на первых местах, – рассказал Игорь Дягилев.
О снабжении кислородом
– Как вы знаете, в республике производства своего кислорода нет, – затронул еще одну важную тему и.о. министра здравоохранения Коми. – Раньше была кислородная станция на базе кардиоцентра, но около пяти лет назад по разным причинам станция была закрыта. Сейчас мы вынуждены покупать кислород напрямую из разных регионов страны.
На момент встречи в Общественной палате в минздраве ждали машину из Нижнего Тагила. Протяженность пути – 1200 километров, и, по словам руководителя ведомства, он буквально в ручном режиме докладывает главе республики, где идет машина, а «кислородники» сообщают, сколько осталось кислорода. В Сыктывкаре кислород разгружается в Коми республиканскую клиническую больницу, Республиканскую инфекционную больницу, затем машина идет в Ухту.
– Чтобы слезть с этой кислородной иглы, мы прилагаем все усилия. В настоящее время заключены два контракта. По первому из них нам поставляется кислородная станция, которая будет производить 1,3 тонны жидкого кислорода в сутки, она будет стоять на базе кардиоцентра, там, где раньше стояла кислородная станция. До 1 декабря рассчитываем получить первый кислород. После этого будет проводиться дополнительное лицензирование, чтобы кардиоцентр смог официально передавать кислород Коми республиканской больнице. А до получения специальных бумаг он будет работать только на себя. Уже на 1,3 тонны кислорода республике потребуется меньше. Сейчас мы потребляем 20-21 тонну кислорода.
Второй контракт заключен на поставку кислородного промышленного концентратора мощностью тысячу литров кислорода в минуту для Ухтинской городской больницы. Игорь Дягилев особо похвалил коллег из Ухты – они своими силами и за счет спонсоров подготовили площадку для концентратора (бетонирование, цементирование, подводка сетей). До середины декабря должна прибыть аппаратура, после чего также необходимо пройти процедуру лицензирования. И до первого марта, а возможно, и раньше кислородная установка начнет функционировать. Ее мощность – тысяча литров кислорода в сутки. Это покроет практически всю потребность Ухты.
На следующий год Минпромторг России обещает выделить средства и поставить в республику шесть таких установок. Минздрав Коми планирует эти кислородные концентраторы направить в удаленные территории, например, в Печору, на Удору, чтобы не возить кислород на дальние расстояния, что очень трудно и затратно, особенно в период распутицы.
Самый большой потребитель кислорода – Сыктывкар. Коми республиканская больница потребляет в день порядка пяти-шести тонн, поэтому, как отметил Игорь Дягилев, жизненно необходимо вернуться к старой практике – производству собственного кислорода здесь, в республике.
– Полтора месяца назад мы проводили встречу с инвесторами, приглашали крупных игроков, они провели аудит в наших стационарах в части кислородных систем – какие подводки, трубки, диаметры, какие кислородные конструкции стоят, срок их годности. И на днях они выйдут к нам с предложениями. Мы хотим поставить в Сыктывкаре завод мощностью 10-12 тонн в сутки.
О вакцинации
И.о. министра призвал с пониманием отнестись к ограничительным мероприятиям.
– Это сделано для того, чтобы прервать цепочку заболеваемости, чтобы люди на время разобщились, меньше общались. Для этого вводятся QR-коды. Они выдаются тем, кто закончил вакцинацию двумя компонентами «Спутника V» либо «Спутником Лайт». QR-код может приходить с задержкой до трех дней, и чтобы те, кто привился, могли сразу иметь на руках документальное подтверждение вакцинации, поставлена задача сразу выдавать такой сертификат. И тогда его наравне с QR-кодом можно показывать на входе в общественные места.
Тем не менее статистика по прививкам в республике продолжает оставаться неудовлетворительной. Сейчас круг лиц, которым можно вакцинироваться, расширен. Проведены клинические испытания, и теперь разрешено вакцинировать беременных женщин и кормящих матерей. На днях вышел соответствующий приказ Минздрава России. Игорь Дягилев подчеркнул важность такого решения, ведь в стране возросла материнская смертность от ковида. В республике потеряли двух женщин, в других же регионах страны эти цифры выше. Министр рассказал, что по каждому случаю заболевания беременной или грудного ребенка проводятся консультации по видеоконференцсвязи с коллегами из федеральных ковидных центров.
– Нужно срочно увеличивать темпы вакцинации – привить 80 процентов взрослого населения. При нынешних темпах вакцинации мы даже к концу декабря не закончим, а задача, если мы хотим прервать цепочку заболеваемости, до декабря всех привить. Мифы пора развеять: «чипы, стерилизация женщин» – бред полный. Глава республики ежедневно в своих выступлениях развеивает очередные домыслы. Минздрав совместно с Роспотребнадзором предоставляет статистику: четко показано – заболевает минимальное количество привитых – 2,2 процента. Например, из 300 заболевших 14 вакцинированных. Из этих 14-ти в среднем два-три человека могут попасть на больничную койку, остальные находятся на амбулаторном лечении. Также мы сейчас открыто говорим о количестве умерших из числа вакцинированных – это минимальные цифры – 0,01 процента. Мы анализируем каждый день, какие это пациенты, с какой патологией. Это пациенты с несколькими хроническими заболеваниями: онкологией, тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Мы должны информационный фон усилить, развеивать мифы, и антиковидное движение пора на корню прерывать, иначе никогда не прекратится цепочка заболеваний, – отметил руководитель минздрава.
Из-за ковида приходится приостанавливать плановую помощь. Информационный центр министерства здравоохранения ежедневно готовит так называемые тепловые карты – карта республики раскрашивается в красный и бордовый тона.
– Мы видим заболеваемость в каждом из районов ежедневно. Со специалистами принимаем решения, приказом минздрава закрепляем, где остановить плановую помощь, где уменьшить или приостановить диспансеризацию, а где усилить и проводить углубленную диспансеризацию. Такие же информационные технологии мы применяем при вакцинации от гриппа и ковида и уже точечно, прицельно даем рекомендации каждому главному врачу на определенной территории. Информационные технологии нам в помощь, – отметил спикер.
О кадровой политике
Для того чтобы отрасль работала нормально, надо насытить ее кадрами. По словам министра, если сравнить кадровую ситуацию в республике с другими регионами, в Коми дела обстоят относительно неплохо. Впрочем, отток из республики продолжается, и в том числе медиков. Для привлечения и закрепления специалистов действует ряд мер. По федеральной программе «Земский доктор» по два миллиона рублей выплачивается врачам, прибывающим на работу в сельскую местность. Есть региональные меры – в Воркуте в этом году врачам, приехавшим на работу, выплачивается по одному миллиону рублей. В текущем году реализовано семь таких квот. Дефицитным специалистам выплачивается по 500 тысяч рублей независимо от территории, сестринскому персоналу – 350 тысяч. На реализацию проекта «Кадровая политика» в этом году запланировано 35 миллионов рублей. Пока потрачена не вся сумма. Из этих денег республика платит стипендии будущим врачам, которые будут работать в нашем регионе, платит за целевое обучение студентов. Заключается трехсторонний договор между минздравом, студентом и лечебным учреждением, где предстоит работать будущему молодому специалисту. Но, как показывает практика, всего этого недостаточно.
– Допустим, студент ни разу не бывал в учреждении, где ему предстоит работать. Наша задача, чтобы главврачи совместно с минздравом ежегодно инициировали, чтобы будущие врачи приезжали на практику, и в это время главврач совместно с главой муниципального образования показывал, где будет жить молодой специалист, и это жилье должно быть достойным. А то бывает, юная хрупкая девушка приезжает в Усть-Цильму, и ей говорят – вот тебе дом, дрова покупаешь там, а воду носишь из колонки. Естественно, молодой специалист говорит – я вам выплачу деньги и уеду. Чтобы такого не было, нужно заранее решить все проблемы, – подчеркнул Игорь Дягилев.
О строительстве инфекционной больницы
Председатель Общественной палаты Сергей Чечеткин поинтересовался, в какой стадии сейчас находится строительство инфекционной больницы.
– Ситуация тяжелейшая. Строительство встало, причина – когда разрабатывался проект, разработчики коммерческой организации заложили предельную стоимость контракта, хотя обычно планируют на увеличение. В этом году произошел скачок цен на металл и другие строительные материалы. Уже на этом этапе строители порядка двух месяцев работали неполными бригадами. И сейчас просто встали, потому что денег нет. Минздрав Коми направил письмо в федеральное министерство здравоохранения с просьбой разъяснить, будет ли механизм дофинансирования с учетом повышения цен, потому что средств катастрофически не хватает. И не только на этот объект, а еще на строительство других объектов, которые были запланированы: больничные корпуса в Усть-Цильме, Визинге, Каджероме. Написали также в федеральный минстрой, ждем ответ, – сообщил Игорь Дягилев.
При этом, как отметил и.о. министра здравоохранения, коечный фонд необходимо увеличивать даже с учетом новой инфекционной больницы.
– 200 коек в инфекционной больнице нас не спасут. В КРКБ уже сейчас мы развернули 850 коек. Плановая высокотехнологическая помощь в Коми республиканской больнице сейчас не оказывается. Наша задача – организовать и построить в республике инфекционный стационар, который в период пандемии будет работать на ковид, а в спокойный период можно будет быстро его перепрофилировать на другие направления. Это недешевые и небыстрые проекты. Через неделю я планирую поехать в Башкортостан, там коллеги построили быстровозводимый госпиталь на тысячу коек. Он выглядит как лучевая звезда – достраиваются блоки. Когда не хватает коек, в течение месяца достраивают необходимое количество. Эта мера позволит не перепрофилировать наши крупнейшие лечебные учреждения, – заключил Игорь Дягилев.
Галина ВЛАДИС
Оставьте первый комментарий для "Игорь Дягилев рассказал о борьбе с ковидом"