Семейное тепло «казенного» дома

Накануне Дня учителя глава Коми Владимир Уйба вручил награды педагогам. Одна из награжденных – директор сыктывкарского детского дома №3 Зоя Вахнина. Она получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Заслуг перед Отечеством у нее действительно много – как минимум 230. Именно столько выпускников вышли за 26 лет из стен детского дома, которым с момента его образования руководит Зоя Вахнина. Для большинства из них детский дом стал хорошей путевкой в жизнь, здесь они нашли не только вторую семью и близких друзей, но и свое призвание, усвоили нравственные ориентиры и научились жить в «большом» мире. Многие окончили вузы – в Сыктывкаре, в Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах России. О педагогических приемах, позволяющих превратить трудных детей в успешных, Зоя Вахнина рассказала «Республике».

Хозяйский подход

Детский дом №3 называется домом семейного типа не зря: атмосфера в нем совсем не та, которую ожидаешь почувствовать в «казенном» доме. И дело не только в светлых, недавно отремонтированных помещениях, запахе домашней выпечки, доброжелательных воспитателях. Просто видно, что дети здесь чувствуют себя не воспитанниками, а хозяевами. Они уверены в себе, готовы поддержать разговор, охотно рассказывают о своей жизни и планах.

– Я не могу сказать, что детям здесь лучше, чем в семье, но условия постарались приблизить к таким, какие на сегодня есть в семье, – объяснила Зоя Вахнина.

Хотя не в каждой семье есть библиотека, зимний сад, актовый зал с дизайнерским ремонтом. Но все это появилось не сразу. Свою историю детский дом №3 ведет с 1995 года. В те нелегкие для страны времена немало детей по разным причинам оставались без родителей. Зоя Вахнина рассказала, что саму идею создания детского дома нового, семейного, типа высказала начальник управления образования администрации Сыктывкара Анна Ручка. Она же предложила Зое Вахниной, которая тогда работала завучем в средней школе №9 поселка Краснозатонский, возглавить новое учреждение.

Работы было много: пришлось буквально перестраивать бывший детский сад для «семейной» жизни. Для каждой «семьи» формировалась «квартира», где разновозрастные дети могли бы создать свою «ячейку общества». Зоя Вахнина вспоминает, что получила хорошую закалку за время работы в школе, трудности ее не пугали. А их в годы дефицита и бюджетного безденежья было достаточно. Сейчас директор с улыбкой вспоминает, как вместе со своим заместителем Людмилой Козулиной аккуратно снимала со стен плитку и отчищала каждый экземпляр для повторного использования, потому что и со стройматериалами, и с деньгами на них было туго. Где-то сами клеили обои, что-то сами ремонтировали по мелочи. Когда в детский дом попали первые воспитанники, в помещении, конечно, не было евроремонта. Но уже начала формироваться атмосфера семейного тепла, внимания и взаимной заботы. Особенностью детского дома семейного типа стало то, что здесь не разлучают разновозрастных братьев и сестер, они живут в одной семье, которая состоит из десяти детей в возрасте от трех до восемнадцати лет.

– Братья и сестры должны жить вместе, так им психологически легче привыкнуть к новым условиям, они и здесь чувствуют себя семьей, – объяснила Зоя Вахнина.

Семейное воспитание в детском доме дало настолько успешные результаты, что с сыктывкарским опытом приезжал знакомиться уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов. После его визита было разработано и принято постановление правительства России от 24 мая 2014 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Зоя Вахнина уверена, что пункты документа, касающиеся организации детских домов семейного типа, буквально «списаны» с распорядка детского дома №3.

Личное дело

Многие сыктывкарцы считают, что в детский дом №3, который в городе называют элитным, и дети попадают из благополучных семей – мало ли в результате какой трагедии можно лишиться родителей. Якобы специально в этот образцово-показательный детдом отбирают воспитанных, послушных, одаренных сирот.

Зоя Вахнина объясняет: у нее нет возможности «выбирать» детей. Воспитываются в детском доме те, кого сюда направляет по путевкам министерство образования. Дети в основном из неблагополучных семей, их отцы и матери лишены родительских прав. У каждого воспитанника в прошлом своя беда. Кто-то воровал, кто-то в школу не ходил. Когда спрашиваешь почему, выясняется: кражи совершали, потому что дома есть было нечего. В школу не ходили, потому что не в чем было – ни одежды, ни обуви.

Зоя Вахнина – сильная женщина, которая не привыкла проявлять эмоции. Но когда знакомится с личными делами своих будущих воспитанников, порой даже у нее на глазах наворачиваются слезы.

Одного из мальчишек отчим закрывал в подвале, бил, издевался.

В семье, где были четверо детей, младший, совсем еще несмышленыш, так страдал от голода, что пытался жевать одеяло.

Мать закрыла пятилетнего сына и трехлетнюю дочь в квартире и ушла «гулять». Отсутствовала несколько дней. Из еды в доме был только сахар. Мальчик разводил его в воде, пил сам, поил сестру. Так и выжили.

К счастью, все эти дети теперь уже не живут в своих родных семьях.

По словам Зои Вахниной, большинство воспитанников после прибытия в детдом похожи на маленьких ежиков: колючие, недоверчивые, замкнутые, иногда агрессивные. Чтобы почувствовать себя в безопасности и научиться доверять, одному ребенку надо два месяца, другому полгода, кто-то еще дольше «косо смотрит». Но, по убеждению директора детского дома, нет изначально плохих детей: если ребенок ведет себя плохо, в этом виноваты взрослые. Так же, как нет и детей бездарных, у каждого свой талант, надо его только раскрыть – и это уже задача педагога.

Не хлебом единым

Конечно, такие случаи, когда ярко выраженный талант проявляется сразу, – большая редкость. В первые дни и недели пребывания новых воспитанников в детском доме основная цель – дать им почувствовать себя в безопасности, кого-то отучить от вредных привычек. Почти сразу на первый план выходит образование. Зоя Вахнина считает, что востребованная профессия – залог того, что человек будет успешным в жизни. Педагог откровенно объясняет детям, что их будущее – в их же руках, зависит оно только от того, насколько усердно они будут учиться. Перед глазами есть примеры – выпускники детского дома №3, которые добились успеха в выбранных профессиях. Они с удовольствием приходят и даже приезжают из других городов на встречи выпускников, общаются с юными воспитанниками детского дома, объясняя им, что нелегкое прошлое не должно определять дальнейшую жизнь, у каждого есть шанс добиться успеха.

Но одни мотивирующие разговоры не сделают из двоечника отличника. Иной ребенок, может, и хотел бы учиться, но многое уже упущено за время жизни с родителями, на уроках ему скучно, он не понимает, о чем говорит учитель. Отправь такого в школу – начнет прогуливать уроки, в друзья себе выберет таких же прогульщиков. Поэтому с каждым воспитанником проводится коррекционная работа.

– Дети месяц или два могут находиться на семейном обучении, пока мы не составим план сопровождения ребенка по всем направлениям. С ним работают и психолог, и логопед, и медработники, поскольку у детей бывают проблемы психосоматического характера. Когда корректируем дезадаптацию в школе, ребенок идет на уроки с интересом: он тоже владеет знаниями, получает хорошие оценки. Больше половины наших детей – хорошисты и отличники, – рассказала Зоя Вахнина.

За школьными успехами детей тщательнее иных родителей следят воспитатели. Они регулярно приходят в школу, интересуются успеваемостью и поведением каждого ребенка. При появлении первых признаков неблагополучия выясняются причины возникновения проблем, находятся пути их решения.

В детском доме ребенка ориентируют на выбор профессии. Помогают этому встречи с представителями разных профессий, экскурсии, занятия в кружках, секциях, в военно-патриотическом клубе, созданном при детском доме. Во время занятий в клубе дети изучают военную историю России, учатся обращаться с оружием, проходят строевую подготовку. Неудивительно, что многие мальчишки выбирают профессии, связанные с военной службой. Девочки в основном «примеряют» на себя белые халаты медработников. Есть среди воспитанников детского дома будущие финансисты, юристы, программисты. А самый маленький, трехлетний, воспитанник пока уверен, что станет летчиком.

В соответствии с выбранной профессией подростки начинают углубленно изучать нужные именно им предметы: для кого-то это физика и математика, для кого-то обществознание и история, кому-то пригодится химия и биология.

Список вузов, куда поступили выпускники детского дома только в этом году, впечатляет: Военно-космическая академия имени Можайского (Санкт-Петербург), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрулева (Санкт-Петербург), Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (филиал в Серпухове), Российский государственный гидрометеорологический университет (Санкт-Петербург), Ленинградский государственный университет имени Пушкина, Сыктывкарский государственный университет.

Впрочем, Зоя Вахнина не скрывает, что не всегда усилия педагогов приносят успех. И в ее педагогической практике есть два случая, которые она считает своими неудачами. Один из воспитанников, обладавший ярко выраженными музыкальными способностями, не стал развивать свой талант, не нашел свое место в жизни и рано скончался. Другой сейчас отбывает срок в колонии.

Зоя Вахнина не раз пыталась понять, что и в какой момент было сделано не так, чего не хватило этим в общем-то неплохим мальчишкам для успешной самореализации. Пришла к выводу: увы, не все зависит от усилий педагогов, нужно еще и желание самого ребенка достичь успеха, не повторить судьбу родителей.

Школа жизни

Принято считать, что воспитанники детских домов абсолютно не приспособлены к реальной жизни. Много лет они живут «на всем готовом», поэтому не знают, как обед сварить, в комнате убрать, одежду постирать.

В детском доме №3 детей с ранних лет приучают к самостоятельности: чтобы и постирать могли, и полы помыть, и еду приготовить, да и в любой другой бытовой ситуации не растерялись. С бытовыми сложностями справляются не только девочки, но и мальчики: им навыки самообслуживания в жизни нужны не меньше. Так что мальчишки и свои носки сами стирают, и пуговицы пришивают, и уборкой занимаются, и пироги пекут, и посуду моют.

Юные воспитанницы детского дома с гордостью демонстрировали журналисту «Республики», какой порядок у них в шкафах, как аккуратно они складывают вещи, как чисто в комнатах, потому что сами моют полы.

Дети не замыкаются в своем кругу: в школе, в кружках и на занятиях в спортивных секциях общаются с «домашними» детьми. Этот навык социализации важен для того, чтобы выпускники детдома не чувствовали себя беспомощными одиночками в большом мире, который ждет их после школьного выпускного. Даже пределами Сыктывкара и Республики Коми кругозор детей не ограничивается. Они выезжают на конкурсы, бывали в Санкт-Петербурге, в Москве, недавно выступили в программе «Поле чудес», в выпуске, посвященном столетию республики, ездили в Норвегию, Венгрию, Австрию.

Заграница высветила проблему: дети некомфортно чувствовали себя в ресторанах, поскольку не знали, как обращаться с многочисленными столовыми приборами. Пришлось дома срочно исправлять этот пробел: теперь при приеме пищи воспитанники сервируют стол, пользуются ножом и вилкой.

Зоя Вахнина даже о будущей семейной жизни своих выпускников заботится. За 26 лет существования детдома здесь не сложилось ни одной семейной пары воспитанников, они друг для друга только братья и сестры. Директор детдома объясняет и мальчикам, и девочкам, что их избранницы и избранники должны быть из полных семей, чтобы молодым не пришлось создавать семью с нуля, чтобы они и традиции рода «унаследовали», и в воспитании детей поддержку дедушки и бабушки получили. И даже совсем юные воспитанники разделяют эту идею, потому что дети, оставшиеся без родителей, лучше многих понимают, как важна и ценна крепкая и дружная семья.

В детском доме педагоги справились с непобедимой болезнью XXI века – интернет-зависимостью подростков. У воспитанников детского дома ее нет, так же как и смартфонов. Интернет в детском доме есть только в библиотеке, и пользоваться им долго воспитанники не могут. Во всемирную паутину они заходят только для того, чтобы скачать нужную информацию на флешку, потом с ней работают в своих комнатах.

Как пояснила Зоя Вахнина, такой порядок установлен не только из-за убежденности педагогов во вреде долговременного пребывания в интернете. Сейчас во всемирной сети очень много информации, как вредной, так и полезной. Но вредной все-таки больше. И речь даже не о контенте с возрастным цензом 18+. Есть в интернете, например, готовые домашние задания: по названию учебника и номеру задания можно отыскать уже выполненный вариант и самому над «домашкой» не задумываться. Если такая «подготовка» входит в привычку, то о хорошей сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз на бюджет можно забыть. Эту простую истину детям тоже объясняют. По словам Зои Вахниной, воспитанники ни разу не пытались протестовать против дозировки интернета. Зато они с удовольствием читают книги – настоящие, бумажные. Ежедневно в плотном расписании занятий каждого ребенка выделяется время на чтение.

Сейчас в детском доме воспитываются шестьдесят детей – еще шестьдесят заслуг перед Отечеством, достойными гражданами которого они растут. Когда-нибудь выпускники получат свое жилье, создадут свои семьи, будут воспитывать своих детей. Пока же их единственный настоящий дом – «казенный», но наполненный семейным теплом. Сюда на каникулы приезжают даже выпускники, ставшие студентами. Своего крова у них пока нет, а в их родном детском доме их любят, ждут и радуются их успехам.

Людмила ВЛАСОВА

Фото из личного архива Зои Вахниной и vk.com

Оставьте первый комментарий для "Семейное тепло «казенного» дома"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.