Отток медицинских кадров из республики значительно превышает количество прибывших в Коми врачей, а некоторые выпускники медвузов, обучавшиеся по целевому направлению, предпочитают вернуть деньги, затраченные государством на их обучение, лишь бы не работать по месту своего закрепления. Как с этим бороться и какие меры нужны для решения кадровой проблемы в системе здравоохранения, обсуждали участники совещания в постоянной комиссии Госсовета Коми по вопросам здравоохранения, физкультуры и спорта.
О ситуации с кадрами в целом рассказал министр здравоохранения Игорь Дягилев. Сейчас в Коми 3210 врачей. Это половина от потребности. На 10 тысяч населения приходится около 40 врачей (в среднем по России 38 врачей на 10 тысяч человек).
– Идет отток населения из республики, в том числе медработников. За пять лет уехало более 13 тысяч специалистов, – констатировал руководитель профильного министерства. – Например, в прошлом году прибыло 611 врачей, а уехало 755, в текущем году прибыло 243, уехало 323, потери составили почти сто человек. Медсестер прибыло 213, выбыло – 388.
По словам Игоря Дягилева, как и большинство уезжающих, медики выбирают более климатически благоприятные и экономически благополучные регионы. Оставшимся приходится работать за себя и «за того парня». Средний уровень совмещаемости в медучреждениях – 1,79, самый высокий у хирургов – 1,89. Такая интенсивность труда приводит к профессиональному выгоранию.
Численность среднего медперсонала тоже снижается. За прошлый год она сократилась на полтора процента и составила 9730 человек. При этом обеспеченность фельдшерами и медсестрами на 10 тысяч населения осталась в Коми на уровне 2019 года – 119 человек. По общероссийским меркам это неплохой показатель, ведь и в соседних Кировской и Архангельской областях, и в среднем по стране на 10 тысяч человек приходится всего 85 медсестер.
Что касается возрастной структуры врачебных кадров, то здесь дела обстоят более-менее благополучно: доля врачей в возрасте до 45 лет составляет 58 процентов, среднего медперсонала – более 54 процентов.
Министр перечислил основные причины кадрового дефицита: высокий уровень миграции населения, в том числе медиков; активное развитие частной медицины, куда предпочитают трудоустраиваться специалисты, поскольку зарплаты в частных клиниках выше, а нагрузка меньше; отсутствие государственной системы распределения выпускников; слабое развитие инфраструктуры на местах, старый жилфонд либо его отсутствие.
В Коми положительная кадровая ситуация отмечается только в двух районах – Койгородском и Прилузском. В большинстве муниципалитетов кадров не хватает, но не катастрофически, острый дефицит испытывают семь муниципальных образований: Вуктыльский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Цилемский районы, города Печора, Ухта и Сосногорск. Хотя в той же Ухте с инфраструктурой все в порядке, однако медики не рвутся туда трудоустраиваться, выразил недоумение Игорь Дягилев.
Республика пытается привлечь и закрепить кадры всеми возможными мерами. Это целевая и контрактная подготовка врачей и медсестер; именные стипендии студентам, которые обязуются трудоустроиться в государственные учреждения здравоохранения; единовременные выплаты по 500 тысяч рублей врачам дефицитных специальностей, по одному миллиону – прибывшим на работу в Воркуту, по 350 тысяч – медработникам среднего звена, приехавшим на село, по два миллиона – врачам по программе «Земский доктор» и по одному миллиону – фельдшерам и акушерам по этой программе.
Наконец, это приобретение жилья для медиков и компенсация оплаты найма жилья. В частности, в текущем году были выделены средства на покупку 14 квартир для врачей мобильной медицинской бригады, которая курсирует по районам, что позволяет компенсировать дефицит медицинских кадров в отдаленных населенных пунктах. Правда, как пояснил министр, приобретено всего три квартиры, а остальные деньги перераспределены на увеличение зарплат специалистам выездной бригады.
В завершение своего выступления министр озвучил предложения, которые будут способствовать привлечению, сохранению и закреплению медкадров. Прежде всего это увеличение числа целевиков, организация целевой подготовки в ординатуре за счет средств республиканского бюджета, организация летней производственной практики старшекурсников на базе государственных учреждений здравоохранения, развитие телемедицины в помощь молодым специалистам, решение жилищного вопроса, внеочередное предоставление мест в детских садах для детей врачей и среднего медперсонала.
Следующий докладчик – главврач Княжпогостской ЦРБ Ирина Щербович подробно рассказала, как выстроена кадровая работа в этом медучреждении. Княжпогостская центральная районная больница – один из пионеров внедрения так называемого дуального обучения, когда младший медперсонал, желающий повысить свои профессиональные компетенции, обучается на медсестер. Часть средств на учебу они платят сами, часть – ЦРБ. По окончании обучения новоиспеченные медсестры обязаны отработать в больнице не менее семи лет. Тем самым ЦРБ не просто закрепляет кадры, но и повышает их квалификацию. Все медсестры – местные, с жильем, семьями, они точно не планируют менять место жительства и работу, заверила Ирина Щербович.
С выпускниками медицинских вузов, обучавшихся по целевому направлению, все сложнее. По словам главврача Княжпогостской ЦРБ, в медучреждение приезжают целевики с сумками, полными денег, и говорят: «Отпустите нас». Проблема в том, что договор о целевом обучении юридически не может закрепить целевика, и те, кто не хочет отрабатывать, просто возвращают суммы, затраченные государством на их обучение, и спокойно уезжают туда, где им комфортнее и выгоднее. В итоге в Княжпогостской ЦРБ сейчас всего три терапевта на шести участках. Это создает социальную напряженность среди населения.
Включившиеся в обсуждение участники совещания высказали свое видение решения кадровой проблемы. Например, главный врач Республиканской детской клинической больницы Игорь Кустышев заявил, что если будет решен жилищный вопрос, для медиков будут строить жилье, то люди будут охотно закрепляться на местах. Служебные квартиры после десяти лет отработки надо разрешать приватизировать. Даже в трудные 1990-е годы для сотрудников РДБ выделялись квартиры, и специалисты не уезжали в поисках лучшей доли.
Также, по мнению Игоря Кустышева, следует увеличить количество бюджетных мест в медицинских вузах. Ему возразил начальник отдела профессионального образования и науки республиканского минобраза Павел Ладанов, который пояснил, что медицинских кадров республика готовит даже больше, чем требуется, и проблема не в количестве, а в закреплении молодых специалистов. Каждый второй выпускник медвуза приходит работать в государственное медучреждение, но вскоре уходит в частные структуры. Павел Ладанов предложил кадровым службам центральных районных больниц провести анализ причин оттока молодых специалистов и регулировать ситуацию исходя из этого.
Министерство образования со своей стороны провело опрос студентов медколледжа, на каких условиях они готовы работать в ФАПах. Почти все ответы содержали пять главных пунктов: предоставление хорошего жилья, зарплата не ниже 40 тысяч рублей, работа для супруга или супруги (в деревнях с занятостью, как известно, напряженка), наличие в населенном пункте высокоскоростного интернета и инфраструктуры в целом.
Советник секретариата депутатских объединений аппарата Госсовета Ольга Боковикова обратила внимание на чрезмерную «лояльность» договоров о целевом обучении и призвала более жестко прописывать условия в таких соглашениях. То есть следует закрепить определенные последствия после получения бюджетных средств. И одновременно нужно поднимать зарплату молодым медикам, предоставлять ипотеку на льготных условиях, проводить профориентационную работу среди школьников.
Депутат Владимир Жариков развил мысль об ужесточении мер за отказ целевиков выполнить условия соглашения. Раз штрафы не работают, нужно их в разы увеличить, чтобы «отказник» платил в два раза больше, чем государство потратило средств на его обучение.
– Не два миллиона рублей, а пять или даже 10 миллионов. Необходимо выйти на федеральный уровень и законодательно увеличить размер штрафов. И вообще, врач – не профессия, а нечто большее, мотивирование здесь не должно сводиться только к хорошим деньгам, – заключил парламентарий.
Многие участники встречи затронули тему ординатуры. Своей ординатуры в республике нет, поэтому молодые специалисты уезжают на учебу в другие регионы и потом не возвращаются. Значит, необходимо организовать у нас хотя бы некоторые направления ординатуры.
Доцент кафедры терапии Медицинского института СГУ имени Питирима Сорокина Елена Ильиных на это ответила:
– Мы бы и рады открыть ординатуру, но учить некому.
А Игорь Дягилев напомнил, что уровень компетенций в федеральных лечебных центрах, где есть ординатура, в разы выше, и подготовка специалистов соответственно более качественная.
Тем не менее председатель Общественного совета при Министерстве образования Галина Кравченко заявила, что если работать в этом направлении, открыть ординатуру, то и кадры можно будет привлечь.
Еще одно предложение общественницы – необходимо разработать республиканскую межведомственную программу, в которой ключевые предложения по совершенствованию кадровой политики должны быть закреплены законодательно. Программа должна иметь силу закона с обозначенными сроками выполнения всех пунктов.
С этим согласился министр здравоохранения Игорь Дягилев:
– Есть «короткие» меры, есть «длинные» меры. Согласен, что должна быть единая правительственная программа на межведомственном уровне.
К ее разработке министерство совместно с Госсоветом приступит в ближайшее время.
Галина ВЛАДИС
Фото Ярослава СЕВРУКА
Оставьте первый комментарий для "Когда отток сменится притоком"