Больше 12 лет искатель приключений из Санкт-Петербурга Дмитрий Воронцов путешествует по стране автостопом. Этой осенью уроженец Северной столицы решил посетить Коми, чтобы больше узнать о республике и ее жителях. Поездку он назвал «Операция «Ы», потому что здесь много названий, в которых присутствует 29-я буква русского алфавита. О романтике автопутешествий и их глубоком философском смысле Дмитрий Воронцов рассказал, заглянув в редакцию «Республики».
На север в шортах
Автостопщик побывал в Сыктывкаре, Ухте и Сосногорске. В северную республику путешественник прибыл в бейсболке, шортах и сланцах. Хорошо, что хоть ветровкой «вооружился», а то и так со стороны на него холодно смотреть. Впрочем, сам петербуржец отметил, что совершенно не ощутил на себе осенней прохлады.
– В дороге чувствую себя как дома, поэтому тут еще такой нюанс: дома ходят в тапочках, – пошутил он.
За годы странствий Дмитрий Воронцов побывал во множестве городов России, а также во многих странах ближнего зарубежья. Однако Коми глобально он посетил впервые. Ранее бывал здесь лишь проездом. Республика понравилась автостопщику гостеприимством, тут у него не возникло никаких проблем с ночлегом. В соцсетях у любителей автопутешествий есть сообщества, где они оповещают друг друга о том, что кому-то нужно остановиться в том или ином городе. Местные любители туризма быстро откликались и с удовольствием принимали у себя Дмитрия.
– Не помню, чтобы из моих друзей-товарищей кто-то здесь путешествовал. Мы с попутчицей, с моей девушкой, планировали поездку на сентябрь, но ее испугало, что это непопулярное место. А я сюда приехал, и мне столько всего рассказали. Про озеро Дон-ты, про скальный массив Седъю в районе Ухты. Маньпупунёр – достаточно известная достопримечательность, а об этих местах мало кто знает. Еще местная журналистка мне скинула информацию о том, что в Ижемском районе есть какие-то яйца динозавра и человеческая голова каменная.
Изначально Дмитрий планировал ехать в Сыктывкар через Вологду и Котлас. Однако по пути встретил знакомого дальнобойщика:
– Когда начинается путешествие, то включается определенная иррациональность: случайным образом встретил водителя-дальнобойщика, который до этого меня как-то уже вез. Месяц назад у меня было путешествие в Архангельскую область – на Белое море, в Северодвинск. Мы с ним ехали 500 километров. И вот опять встретились, не созванивались. Редко, но такое бывает. За время моих поездок это, наверное, третий случай. Он сказал: «Ты едешь в Сыктывкар через Вологду, а я еду в Карелию». Поэтому по пути к вам еще посетил десятый регион. Когда ехал, заметил, что тут везде присутствует буква «Ы» в названиях населенных пунктов: Вуктыл, Сыктывкар, Ыб, Выльгорт, Чиньяворык. До сих пор так и не разобрался, почему так много «ы», тем не менее это интересно. Поэтому и назвал поездку «Операция «Ы».
По поводу того, почему приехал так легко одетым, Дмитрий сказал, что на одном из турслетов познакомился с девушкой Осман Делибаш, обладающей уникальными способностями. Она поставила много рекордов, в том числе провела в ледяной проруби 60 минут.
– Когда пообщался с ней, был в шоке. После этой встречи подумал, что как-то не комильфо путешествовать сильно тепло одетым, – рассказал наш собеседник. – Во-вторых, хотелось доказать, что путешествовать в шортах и сланцах можно не только по Турции, но и в наших условиях. У нас огромная территория, и да – не очень жарко, но для этого нужно закаляться. Лучше вести здоровый образ жизни, чем сидеть в интернете, с ума сходить, смотря какие-то ролики, потом неизвестно чем заниматься, либо еще хуже – ударяться в алкоголизм и наркоманию.
Под первым снегом в Коми
От современных людей все чаще слышишь истории, связанные с личным обогащением: у кого-то новый смартфон, кто-то отправился на Мальдивы, а кто-то приобрел новый автомобиль. Культ денег сегодня захватывает умы, наводя печаль и тоску. Поэтому встреча с человеком из совершенно другого мира всегда вдохновляет, вселяет оптимизм. Открытость, простота в общении и желание делиться тем самым оптимизмом – именно так можно охарактеризовать Дмитрия Воронцова, посетившего редакцию газеты «Республика». Есть категория людей, создающих вокруг себя ареол какой-то важности и невероятной значимости. Внутри они чаще всего оказываются пустыми. А есть те, кто при кажущейся простоте наполнены так, что могут преображать вокруг себя мир. Как часто люди в современном мире радуются таким простым вещам, как первый снег? Скованный кредитами, какими-то иными обязательствами, нынешний человек скорее лишь заметит некую помеху, которую нужно смахнуть с лобового стекла автомобиля или стряхнуть с куртки. А для собеседника издания первый снег стал ярчайшим впечатлением:
– Водитель вез меня от Коряжмы, он оказался местным – из печорского поселка Каджером. Взрослый мужчина, на хорошей машине. Пока ехали, много от него удалось узнать интересного. Рассказывал, как они с отцом ходят на охоту надолго в тайгу, как добывают лося. Это тяжелое ремесло. Когда ехали со стороны Сыктывкара в Ухту, в полшестого утра нас встретил первый снег. То есть в этом году первый снег я увидел именно в Коми. В Ухте удивило, что фонтаны еще работали. Даже сам себя спросил в шутку: «Точно ли на север приехал?» До Каджерома не поехал, потому что там, как мне сказали, не такая хорошая дорога и обратно уехать было бы проблематично. Добрался до Сосногорска, там меня поразил парк «Югыд лун» («Светлый день»). Понравилось, что «Югыд лун» посвящен семье. Семья – это правильно. Парк действительно красивый. Там еще мне понравилась надпись рядом с парком, где расположен постамент с вертолетом. Написано следующее: «Покорителям севера посвящается. Неизведанные просторы северной земли всегда привлекали смельчаков. Но осуществить свою мечту смогли только самые отважные из них. Наш красивый и одновременно суровый край встречал покорителей сорокаградусными морозами, проливными дождями и ветрами, и только те, кто с честью выдержал проверку на прочность, получили в подарок богатства величественной природы севера». Сказано мощно, автор не указан. Но меня Сосногорск встретил солнышком. Потом обратно, когда автостопом добирался из Ухты до Сыктывкара, поймал КамАЗ. За рулем тоже был местный житель. Он из деревни Скитская Усть-Цилемского района. От него узнал много подробностей об этом районе, о староверах.
Будучи человеком с богатым внутренним миром, Дмитрий рассказывает вдумчиво, делится деталями поездки:
– Водитель КамАЗа очень позитивным оказался. Хотел бы на этом сделать акцент: республика мне особенно запомнилась благодаря тем людям, которых я здесь встретил. В Ухте тоже по городу гулял с интересным человеком, и в Сыктывкаре гостеприимно меня встретили. В общем, сделал для себя вывод, что республика, несмотря на тяжелые климатические условия, край счастливых и позитивных людей. Когда был в Ухте, то там один человек обратил внимание на какие-то сложности, сказал, что в Инте и Воркуте ресурсы заканчиваются, поэтому индустрия прекращается. А вот водитель КамАЗа, когда я его спросил, что будет, допустим, с Ухтой, когда закончатся ресурсы, ответил, что, во-первых, наверняка есть какие-то секретные скважины на черный день, а во-вторых – идет развитие Арктической зоны, и со временем все заиграет новыми красками. Иной бы сказал: «Ну да, непонятно, как дальше жить». А тут у человека позитивное мышление, он сказал, что наверняка не пропадут ни Салехард, ни Нарьян-Мар, ни Воркута с Интой. Потому что будут идти потоки ценных ископаемых со стороны Арктики. Человек искал во всем позитив, и мне это понравилось.
Этот настрой, по словам путешественника, выгодно отличает северян от жителей мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург.
– В крупных городах люди часто жалуются на депрессии, им сейчас нужны какие-то тренинги. А тут, как мне сказал этот водитель, депрессировать некогда. В его семье все всегда чем-то заняты, поэтому времени заниматься ерундой нет: «То с отцом идем туда-то, то с сестрами делаем то-то, с детьми играем, всегда все вместе, все дружно живем». Вот у меня карта, – гость показал карту Коми на смартфоне. – Вот Усть-Цилемский район.
Дмитрий внимательно изучает все географические маршруты. Дело в том, что для него эти путешествия – не пустое и праздное проведение времени. Дорогу он ассоциирует со словом «добро», поэтому и автостоп называет эстафетой доброты. Основной посыл в том, что, бывая в разных городах и странах, в том числе на Украине, в Беларуси, Казахстане, и погружаясь в социум, автостопщик знакомится с разными людьми. Раз за разом он убеждается, что все они хотят мира и добра, живут своими мечтаниями, желаниями, переживаниями, сложностями и радостями:
– За эти годы узнал целый срез разных людей, помню, меня как-то вез дальнобойщик, который три года сидел. Все люди разные, но все они в основном добрые и позитивные. Таким образом, мне хочется сказать: давайте жить дружно, пусть будет поменьше каких-то междоусобиц, войн политических. Одна из миссий – показать, что везде люди хорошие, просто у всех свои стремления. Во-вторых, автостоп – это философия пограничных ситуаций. Когда учился на историческом факультете СПбГУ, параллельно там был философский. Так вот у французского писателя и философа Жана-Поля Сартра это есть. После Первой мировой войны философы обратили внимание, что скромные в обычной жизни люди проявляют нечеловеческие героические качества в экстремальных условиях. Автостоп тоже пограничная ситуация, потому что может быть и дождь, и холод, либо же наоборот – жара, могут встретиться и пьяные. Я люблю не один путешествовать, а с девушками. И в таких ситуациях интересно наблюдать, как по-разному они себя ведут. Ну и, в-третьих, автостоп для меня это еще и этнографическое исследование. Последние лет пять мне интересны места силы, это места с достаточно непонятным влиянием на человека. В ваших краях такое место, конечно, Маньпупунёр, хотя туда очень непросто добраться. Это еще Аркаим на Урале, Окунево в Сибири, гора Воттоваара в Карелии.
«В дорогу тянет всегда»
Страсть к путешествиям у Дмитрия появилась не внезапно. Еще в детстве, будучи на даче в Ленобласти, он подолгу смотрел на огромную карту мира, висевшую в его комнате. Такие страны, как Бразилия и Австралия, будоражили детское воображение. Потом начались активные велопрогулки, уже на другой даче – в Новгородской области. И всегда было интересно: что там за следующей деревней, за следующим поворотом.
– Я-то из города, а в городе что? Асфальт, четыре стены, а там раздолье. А автостопом первый раз проехал в 17 лет. Периодически обращал внимание на какие-то движухи: туристические походы, еще что-то подобное. Был большой поход на 35-40 человек. Ехали изначально не автостопом, а просто на пяти машинах от Петербурга до Москвы. Заезжали в разные интересные города: Псков, Новгород. Мы ехали с водителем и другом на «Газельке», и она сломалась. Водитель сказал: «Починю через шесть-семь часов, ребят, вот трасса – автостопом догоняйте напарников». Вышли с другом, не зная, что и как, но доехали, – рассказал собеседник издания.
После первой поездки Дмитрий не сразу погрузился в мир автостопа. Была и учеба, и другие увлечения. Но он всегда помнил и о той поездке, и о брошюре одного из культовых российских автостопщиков Антона Кротова «Практика вольных путешествий», прочитанной лет в 16-17. Написанное в ней тогда показалось молодому парню чем-то нереальным:
– Там описывалось, как поймать машину, где голосовать и как себя вести в машине, что делать, когда куда-то приехал. Я ее купил, почитал, но подумал, что все это немножко фантастика. А потом стало как-то больше свободного времени, и я подумал, почему бы не попробовать съездить на дачу в Новгородскую область не на поезде, а автостопом. Тем более из-за ухудшившегося там экономического положения поезд стал всего раз в неделю ходить. Подумал, что тут сложного? Есть карта и трасса. Через несколько поездок уже стал понимать, что с собой брать, так как город – это один мир, а дорога – это другое, там могут понадобиться либо варежки, либо средство от комаров, каремат какой-нибудь, чтобы постелить на землю.
Постепенно искатель приключений набрался опыта. Сейчас он путешествует с рюкзаком, вес которого составляет около 20-25 килограммов. С собой обязательно берет запас зарядных устройств для средств связи, два зимних спальника, палатку, дополнительные теплые вещи.
– В палатке люблю спать комфортно, чтобы ночью не мерзнуть. Я сова, утром люблю поспать, – добавил Дмитрий. – Путешествия автостопом – это ты сам по себе, ты все сам продумываешь, никакая турфирма за тебя ничего не делает.
Дмитрий Воронцов увлеченно рассказывает о дорожных приключениях. Слушая таких людей, понимаешь, что все-таки в нашем материально-капиталистическом мире еще есть место какой-то настоящности и искренности, еще далеко не все меряется деньгами. Истории о тех, кто с добрым сердцем берет в попутчики незнакомца, завораживают. В основном это водители-трудяги, которые, невзирая на жизненные трудности, не теряют оптимизма, продолжают работать, тянут большие семьи. Автостопщик сам излучает теплую и позитивную энергетику, возможно, еще и поэтому в дороге рядом с ним люди раскрываются с лучших сторон:
– В дорогу тянет всегда, это особенный мир, это не то что когда мы в четырех стенах, не то что в городе, а там все по-другому, можно сказать, что это действительно другой мир, другая среда. Например, климатически у дороги всегда холоднее, ведь там дует ветер от проезжающих машин. С водителями вряд ли мы потом где-то встретимся, контактами не обмениваемся. Эти ребята в основном не сидят в соцсетях, не выкладывают фотографии. Им некогда этим заниматься, у них работа, семьи. Но они могут многое рассказать, и это тоже интересно: это взрослые, уже состоявшиеся люди, которые живут какими-то переживаниями, хорошими или плохими, всякое бывает в жизни. И такое общение мне интересно, стараюсь запоминать информацию, не всегда нахожу возможность сам написать, но ищу журналистов, чтобы им рассказать. У меня, конечно, есть аккаунты в соцсетях, канал на Ютубе «Пешком с мешком». Но не всегда успеваю там что-то публиковать.
В поисках новых маршрутов
Дмитрий Воронцов считает, что особое значение должно иметь в России развитие внутреннего туризма. Сейчас руководство страны работает в этом направлении, ведь у нас невероятное количество интересных мест. Эта тема была одной из главных на недавнем турслете «Под рюкзаком», который проходил в Подмосковье.
– Шестой раз он уже проводился. Одним из его посылов было такое высказывание: «Всю Россию под рюкзак». Там собирается много блогеров, среди них есть достаточно крутые, с большим количеством подписчиков. Они в определенном смысле влияют на зрителей. Зачастую это рождает диванных туристов, то есть тех, кто с удовольствием смотрит за путешествиями других, но не участвует сам. Посыл этого слета в том, чтобы люди с диванов вставали и сами отправлялись в путешествия. Среди участников есть энтузиасты, организующие маркированные маршруты. Считаю, что это очень правильное дело, в России этого не хватает. Например, в Турции есть Ликийская тропа, в Крыму Царская и Боткинская тропа. Строят сейчас башкирскую. В Сыктывкаре на ночевку останавливался у девушки, и она мне показывала, как они ходили в поход на озера в Усть-Куломском районе Коми, про которые я узнал благодаря ей. Это озера Кадам и Дон-ты. Она показывала, как они шли по болоту в кроссовках, как проваливались в воду, но это с позитивом воспринимали. Эти видео мне очень понравились, – рассказал любитель приключений.
На вопрос о том, планирует ли когда-то, выйдя на пенсию, сесть за написание книги у камина, и вообще существует ли такое понятие, как «пенсия автостопщика», или же можно колесить по свету до глубокой старости, Дмитрий ответил, что не задумывается об этом:
– Какая пенсия? Надо что-то предпринимать, автостоп – это ведь тоже определенное предпринимательство, ты ведь постоянно что-то придумываешь. Ну а вместо каминов у нас костры, вот на ближайшем слете путешественников в октябре посидим у костра. Слет проходит в ста километрах от Москвы, собирается около четырехсот ребят. Я там был уже раз пять-семь.
Путешественник делает особый акцент на том, что ему всегда интересно общаться с людьми, живущими на той или иной территории:
– Когда в города приезжаю, конечно, прохожусь по городу, но не так, чтобы исследовать все музеи и памятники. Памятники – это важно, но живые люди мне намного интереснее.
О правилах автостопа
В дороге есть определенные правила, например, нельзя терять нить общения, когда едешь в машине. Нельзя, с одной стороны, сильно отвлекаться на телефон, потому что это неуважение, с другой – нужно договариваться о том, чтобы кто-то тебя ждал в городе.
– Автостоп – это не халява, – объяснил опытный ездок. – Да, это бесплатное перемещение на попутном транспорте. Но есть определенная этика автостопа. Автостоп – это не значит, что вы заваливаетесь в машину и делаете что хотите. Мы предлагаем себя в интересные попутчики водителю. В дороге нельзя спать, потому что всякое может быть, например, состояние может передаваться. Экстремальные случаи тоже бывают, и тут нужно обладать определенной психологией, понимать, что человеку хочется, может, водитель не хочет разговаривать, едет и слушает музыку. Это нужно сразу понять. Встречаются люди, естественно, разные.
Дмитрий всегда настраивается на позитив, но и негативные ситуации бывают. Например, как-то в Казахстане он в три часа ночи оказался в пяти километрах от Астаны. Быть в городе в такое время не имело смысла, поэтому решил поставить палатку и переночевать.
– Утром картина маслом: степь, озера и люди на конях с оружием в руках. Оказалось, это местная полиция, молодые парни. Дело в том, что там как раз по трассе из Астаны ехал тогда еще президент Назарбаев. Поэтому в целях безопасности они прочесывали местность. Они очень удивились, потому что мало знают о русских путешественниках, да еще автостопщиках. Удивлялись долго, но потом стали говорить, мол, посадят на 15 суток. Там можно легко найти за что, так как какие-то права там не особо соблюдаются и власть всегда права. Они смотрели у меня книжки про автостоп, какие-то фотографии, а потом спросили: «Что ж с тобой, Дмитрий, делать? Ты бы нам лучше бы показал картинки, где Вашингтон нарисован». Ну, с намеком. Я ответил, что вы тут власть, свидетелей нет, степь. Они куда-то периодически звонили. Потом сказали: «Быстро все собирай и уезжай». Собрал вещи, вышел на трассу, сел в маршрутку, чтобы быстрее оттуда уехать. А в Астане меня уже ждали местные, чтобы показать город. Там было интересно. Бывает, что пьяные водители встречаются. Такое было на Урале, человек ехал с завода на «жигуленке». Ехали в районе перевала Европа – Азия, дождь, машина маленькая, темно и сыро. У него были какие-то сложности на работе и в семье, и выйти под ливень не хотелось, да еще неизвестно где, с другой стороны – пролетали такие страшные американские фуры «Фредлайнеры». В итоге нормально проехали, он остановился, я вышел и палатку поставил рядом со стелой Европа – Азия. Нельзя сказать, что спал так, что голова в Европе, а ноги в Азии, но где-то рядом. Еще было в Ставропольском крае, когда водитель фуры пил водку прямо из кружки, приговаривая: «Талант вождения не пропьешь». Такое бывает, это наша реальность, люди себе иногда позволяют, и это нехорошо, так делать не надо.
После беседы в редакции мы прогулялись с Дмитрием по центру Сыктывкара. Было очень интересно посмотреть, как мастер автостопа работает, что называется, «в поле». Он продемонстрировал жесты автостопщиков, показал спецсредства, в том числе жилеты, которых у него несколько. Подробно рассказал о том, какой должна быть одежда. Прежде всего, конечно, яркой, чтобы водители видели издалека. Энтузиасты автостоп-движения шьют для себя и специальные костюмы.
Об открытости и доброте местных жителей говорят и случаи, когда незнакомцы подходят на улице, видя необычный внешний вид и скарб Дмитрия, и искренне восхищаются им, расспрашивают. Так было, когда Дмитрий только приехал из Эжвы в Сыктывкар: подошел мужчина по имени Валерий, предложил помощь, интересовался маршрутом. Вместе с ним от торгового центра «Макси» Дмитрий доехал до вокзала, за это время узнал от Валерия о местных достопримечательностях. Затем нечто подобное случилось, когда путешественник находился вместе с журналистом «Республики» на обновленной площадке «под часами» в центре столицы Коми. Подошел местный буддист, расспросил о путешествиях и рассказал о себе.
– Я в буддизме нахожусь, в практике святых. Пусть под вашими ногами расцветут цветы лотоса, – пожелал он гостю.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Операция «Ы» Дмитрия Воронцова"