Более сотни работ показано на открывшейся в Воркуте выставке живописи и графики художников, которые когда-то не по своей воле оказались в заполярном городе, но оставили яркий след в его культуре. На экспозиции «В искусстве жизнь» в городском музейно-выставочном центре собраны раритеты репрессированных живописцев и графиков. Большинство из них экспонируется впервые.
Каждый из трех залов выставки посвящен отдельной теме и рассказывает о Воркуте и ее жителях 1940-1960-х годов. Поэтому собранные работы представляют не только художественную, но и историческую ценность. Зрители увидели работы Александра Кузнецова, Константина Иванова, Петра Бенделя и Якова Вундера. И единственный не репрессированный художник из тех, чьи работы представлены на выставке, – это Георгий Псом.
Как сообщили «Республике» в Воркутинском музейно-выставочном центре, открытию выставки предшествовала большая подготовительная работа.
– Например, в первом зале, посвященном творчеству Якова Вундера, внимание привлекают пять портретов геологов, благодаря которым Воркута во многом обязана своим появлением, – рассказала куратор выставки, заведующая городским выставочным залом Татьяна Мичак. – Эти работы – дар геологического музея. Выставляются они впервые, а всего их восемь. Портреты не стали оформлять в паспарту, как обычно принято, чтобы было видно их настоящее состояние, пометки на полях, бумага. Это дополнительная возможность прочувствовать, прикоснуться к эпохе.
Яков Вундер в середине прошлого века во время ссылки в Воркуту с 1955 года в качестве художника-фотографа ездил в тундру в составе Воркутинской геофизической экспедиции. В итоге десятилетних творческо-геологических экспедиций родились работы, составившие большую часть творческого наследия художника. Он писал тундру, Карское море, Уральские горы, будни геологов, их портреты.
Во втором зале расположились акварели и гуаши Александра Кузнецова. Миниатюрные работы нарисованы на том, что попадалось под руку художнику. Это листы из блокнотов, обрывки обоев. Картины Кузнецова показывают Воркуту конца сороковых годов.
Третий зал посвящен истории воркутинского театра. Здесь представлены работы художников, работавших в театре. Экспонируются портреты актеров, выполненные Яковом Вундером, зарисовки декораций. Также есть эскизы, которые посетители увидят впервые. Один из них нарисован Петром Бенделем. Известный портретист, изображавший Ленина, Маркса, Энгельса, Сталина, отсидел в лагерях пять лет. Его эскиз здания театра датирован 1945 годом. Здесь сразу три автографа – самого художника, очень интересная, необычная подпись архитектора первого здания музыкально-драматического театра Всеволода Лунёва и подпись начальника комбината «Воркутуголь» Михаила Мальцева. Он оставил резолюцию, к какому сроку должен был быть готов театр.
Согласно приказу начальника управления Воркутстроя НКВД СССР инженер-полковника Михаила Мальцева от 8 августа 1943 года, театр создан «в целях наилучшего обслуживания вольнонаемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Главным режиссером был назначен находившийся в заключении бывший главный режиссер Большого театра и профессор Московской консерватории Борис Мордвинов. Первым спектаклем в репертуаре стала оперетта Кальмана «Сильва», ее премьера состоялась 1 октября 1943 года. Поначалу спектакли играли в шахтерском клубе. В 1945 году было построено деревянное здание театра, но в 1957 году оно сгорело.
В состав первой труппы вошли заключенные артисты, а также вольнонаемные, среди которых были ссыльные и те, кто только освободился. С ближайших лагерей и пересылок в Воркуту собирали артистов, музыкантов, художников, портных, парикмахеров. Среди заключенных Воркутлага были солист Большого театра Борис Дейнека, солист Мариинки Теодор Рутковский, солистка Музыкального театра имени Немировича-Данченко Сарра Кравец. В Воркуту попали и известные драматические артисты: Валентина Токарская и Рафаил Холодов из театра сатиры, Елена Михайлова из малого, Борис Козин, Владимир Владимирский, Николай Кошкин из Ленинградского БДТ, балетмейстеры Тамара Галицкая, Алексей Дубин-Белов, кинодраматург Алексей Каплер и другие.
После смерти Сталина и массового освобождения заключенных театр перестал подчиняться МВД СССР и стал Воркутинским драматическим, успешно работающим и в наше время.
Почетным гостем открытия выставки стала министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Мария Балмастова, которая впервые после назначения на должность посетила свой родной город с рабочим визитом. Мария Балмастова пожелала успехов в работе выставки и в деятельности Воркутинского музейно-выставочного центра. Высокую оценку представленной на выставке коллекции дали глава городского округа – руководитель администрации Воркуты Ярослав Шапошников и заслуженный работник культуры России, депутат республиканского парламента Сергей Гагаузов.
Выставка «В искусстве жизнь» будет работать до конца октября.
Артур АРТЕЕВ
Фото museumworkuta.ru
Оставьте первый комментарий для "Наследие репрессированных художников"