Сегодня сельские школы составляют 53 процента от общего числа школ республики, и 57 процентов из них – малокомплектные. Такую информацию озвучила министр образования региона Наталья Якимова в своем докладе в День сельской школы, который прошел в минувшую субботу, 28 августа, в новой школе села Визинга Сысольского района.
В рамках Дня сельской школы проводились пленарное заседание, круглый стол «Развитие сельской школы. Проблемы и пути решения», работали тематические площадки, а также состоялось подключение к общероссийскому родительскому собранию, в ходе которого на вопросы родителей из всех регионов страны отвечал министр образования России Сергей Кравцов.
Как отметила в своем пленарном докладе Наталья Якимова, в сельских школах сегодня трудится более трех тысяч педагогов. Это 35 процентов от общего количества педагогов республики. Обучение в сельской школе имеет свою специфику. Конечно, есть тут и свои проблемы, но есть и существенные преимущества перед городскими школами. В первую очередь это возможность разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Это традиции народного воспитания – за счет более тесных связей, это этнокультурное образование. В сельских школах более стабильные педагогические коллективы, и, соответственно, есть лучшая возможность отслеживания результатов педагогического труда. Ну и, конечно, в числе плюсов – непосредственная близость детей к природе и более широкие возможности духовно-нравственного воспитания.
Среднее количество обучающихся в сельской школе – 120 человек. Но в республике есть школы, где обучается всего четыре ученика. В 2021 году 96 школ, расположенных в сельской местности, являются малокомплектными. Это школы в труднодоступных районах, где есть водные преграды или нет обустроенных дорог.
Основные проблемы сельской школы связаны с недостаточностью ресурсов, поэтому в республике для сельских школ положен повышенный норматив на финансовое обеспечение. Так, с 2019 года финансирование сельской школы в отличие от городской стало больше в 2,8 раза, а малокомплектной – в 3,6 раза. С 2022 года этот норматив будет еще раз пересмотрен в сторону увеличения.
Уравнять возможности городских и сельских детей позволяет открытие в сельских школах «Точек роста». В республике этот проект реализуется третий год. В 2019-2020 годах было направлено свыше 80 миллионов рублей на новое оборудование для сельских школ. За два года открыты 64 «Точки роста». По словам министра, в ближайшие дни произойдет открытие еще 21 в сельских школах. За три следующих года планируется открыть 81, а к 2024 году будет 166 таких центров. Ознакомиться с тем, как функционирует «Точка роста», педагоги могли на базе Визингской школы, оснащенности которой самым современным оборудованием для учебы и дополнительного образования сегодня может позавидовать любая городская школа.
Пока в отдельных сельских муниципалитетах сохраняется проблема второй смены. В Визинге после открытия новой школы эту проблему решили. Но вторая смена есть в Прилузском, Корткеросском, Ижемском районах. Министр заверила, что проблема будет решаться. Так, в Прилузском районе началось строительство школы на 600 мест в селе Объячево. В Ижемском районе с 2022 года тоже начнется строительство школы на 600 мест. В планах – строительство дополнительного корпуса к Корткеросской школе. До конца года должно завершиться строительство школы в Помоздино Усть-Куломского района. В следующем году в Усть-Ижме планируется открыть новую школу.
В 2020 году на укрепление материально-технической базы и укрепление безопасности образовательных учреждений было выделено 200 миллионов рублей, в текущем – почти 400 миллионов. По решению главы Коми к имеющимся средствам было выделено еще 580 миллионов рублей.
– Мы провели ремонт в 190 сельских школах, – рассказала министр. – В первую очередь это несущие конструкции, кровли, ремонт пищеблоков, коммуникаций. Продолжаем ремонты спортзалов в сельских школах. В 2020 году были отремонтированы спортзалы в селе Выльгорт Сыктывдинского района, селе Тимшер Усть-Куломского района и поселке Луговой Печорского района. Уличные спортплощадки появились в поселке Каджером Печорского района, селе Сизябск Ижемского района и в Усть-Куломе. В 2021 году завершен ремонт в селе Кельчиюр Ижемского района, селе Большелуг Корткеросского района и в Пижемской школе Усть-Цилемского района. Установлены три новые спортплощадки в селе Зеленец, селе Усть-Вымь и поселке Седъю под Ухтой.
Министр напомнила директорам школ, присутствовавшим на совещании, что прекрасным инструментом для благоустройства территорий школ является программа «Народный бюджет». В рамках этой программы 29 проектов прошли отбор, и сейчас фактически уже завершается их реализация.
При многих сельских школах удаленных районов существуют интернаты, поэтому остается актуальной проблема подвоза детей, которых нужно хотя бы раз в неделю вывозить домой. Сегодня в республике 228 школьных автобусов, подвозом охвачено 5,6 тысячи детей. Поскольку не все дорожные маршруты согласованы с ГИБДД, директора школ берут на себя ответственность, организуя подвоз детей. В прошлом году глава республики принял беспрецедентное решение, было выделено 112 миллионов рублей на эти цели. За счет республиканских средств приобрели 46 школьных автобусов, плюс автобусный парк пополнился еще за счет бюджета России, и всего 76 автобусов было приобретено. В этом году ожидается в ближайшее время еще 31 школьный автобус.
В ходе совещания состоялось подключение к всероссийскому родительскому собранию. В числе прочих вопросов, поступивших из разных регионов страны, министр просвещения России Сергей Кравцов ответил на вопрос из Коми, будет ли организовано бесплатное горячее питание для учащихся 5-11 классов, а также какие перспективы питания для начального звена. Вопрос задала депутат Госсовета республики, руководитель Коми регионального отделения Национальной родительской ассоциации Елена Иванова.
Сергей Кравцов подчеркнул, что в новом учебном году на бесплатное горячее питание выделено на четыре миллиарда рублей больше, чем в прошлом. Увеличение средств вызвано демографическим ростом: в этом году в первые классы пойдет больше детей, чем в прошлом году.
– Понимаю родителей, которым хочется, чтобы и старшеклассники получали бесплатное горячее питание, но решение вопроса зависит от бюджетных возможностей. Поэтому сегодня в приоритете государства – закрепление питания в младших классах. Учащимся начальной школы необходимо сбалансированное питание, но важно, чтобы и родители участвовали в контроле за меню и качественной работой школьных столовых, – ответил Сергей Кравцов.
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова рассказала также, что мониторинг за питанием в школах с участием родительской общественности показывает данные, которые расходятся с официальными отчетами ведомств. В регионах приходилось устранять нарушения совместно с надзорными органами и руководством субъектов страны. По словам Анны Кузнецовой, без обратной связи от родителей добиваться строгого исполнения закона будет сложно. Также, напомнила омбудсмен, в школах есть дети, в связи с нарушениями в здоровье нуждающиеся в специальном питании. Сегодня для решения этой проблемы создается реестр таких детей.
Галина ГАЕВА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "В Визинге обсудили развитие сельских школ"