В преддверие Нового учебного года в Общественной приемной главы Коми по Сыктывкару посвятили прямую линию дополнительному образованию детей. Речь шла о защите прав потребителей, получающих платные образовательные услуги.
Как отметила главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Лилия Першина, судя по количеству жалоб, качество платных услуг дополнительного образования в столице неплохое. Такие жалобы поступают крайне редко, и их очень мало. За 2020 год из 4196 обращений, поступивших в управление, сферы образовательных услуг касаются только 17, за нынешние полгода из 2050 – лишь девять. Практически все обращения о возврате денежных средств в связи с пандемией. Многие учреждения допобразования просто не могли оказывать услуги в прежнем объеме, и родители принимали решение отказаться от занятий детей в платных кружках и школах. Возникали имущественные споры, но качества услуг они не касались. К тому же управление Роспотребнадзора не уполномочено рассматривать вопросы стандартов оказания образовательных услуг, это компетенция Рособрнадзора.
И все-таки претензии к качеству таких услуг были высказаны, но не родителями, чьи дети посещают учреждения дополнительного образования, а руководителями школы искусств и детской музыкально-хоровой школы. По их мнению, за качеством образования никто не следит в расплодившихся так называемых центрах развития – частных заведениях, где обещают научить музыке, рисованию и так далее.
– В последнее время появилось большое количество такого рода центров. Прежде мы не обращали на это внимания, поскольку не считаем их своими конкурентами. Программы там по большей части развлекательные, серьезного обучения нет. А сейчас это стало сильно волновать. Наш бывший работник открыла такой центр по обучению музыке. На работе она не справлялась, была не состоятельна как профессионал, уволилась и стала заниматься с детьми до трех лет, теперь принимает детей уже до пяти лет. Она не является ни юридическим лицом, ни индивидуальным предпринимателем, и не зарегистрирована как самозанятая. У нее нет лицензии на образовательную деятельность. Но родители почему-то с удовольствием туда обращаются. Полагаю потому, что в таких учреждениях родителям дуют в уши, какие их дети талантливые, и это греет родительское самолюбие. У нас в школе педагоги контактируют, прежде всего, с учениками, у них нет много времени на беседы с родителями. И некоторые родители предпочитают такие центры, платят деньги за комплименты, а не за качественное обучение, – рассказала директор Сыктывкарской детской музыкально-хоровой школы Ольга Вяхирева и спросила, какие меры воздействия существуют для подобных предпринимателей.
Ольга Першина объяснила, что практически никаких. Разве что кто-то из родителей обратится с жалобой на санитарные условия, и тогда Роспотребнадзор проведет проверку. Еще может быть проведена проверка налоговыми органами на предмет уплаты налогов.
Участники разговора порассуждали, чем привлекают родителей такого рода частные центры. Во-первых, там нет зачетов и контроля педагогов. Родители видят рекламу в бесплатных газетах или «ВКонтакте» и решают отдать в заведение своего ребенка. Но, как убеждены руководители муниципальных учреждений допобразования, на самом деле никакого развития там ребенок не получит.
Обсудили также и цену вопроса. Далеко не всегда услуги в частных центрах стоят меньше, чем в государственных. Но многие родители именно поэтому и выбирают услуги частников, полагая, что чем дороже, тем выше качество.
– Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним дедушкой, который водит своего внука в частную школу рисования и платит за один урок 600 рублей. У нас в школе искусств один урок стоит 160 рублей. Но в нашей школе в месяц надо заплатить около трех тысяч рублей, потому что уроков много. Детей учат и теории, и композиции, и живописи, и рисунку, и скульптуре. А в частных заведениях всего два урока в месяц по 600 рублей. И, получается, где дешевле? – привела показательный пример директор школы искусств Валентина Братусь.
Ольга Вяхирева добавила, что в цену услуг учреждений допобразования заложены налоги. Без налогов стоимость обучения была бы на треть ниже.
– Мы не можем работать без уплаты налогов, а такие частники могут, – отметила она.
Участники прямой линии посоветовали родителям, прежде чем отдавать детей в различные рекламирующие себя центры, оценить риски и обязательно проверить наличие лицензии, которая определяет стандарты обучения.
Директор муниципального бюджетного учреждения «Центр обеспечения управления дошкольного образования» Анна Мурадян считает, что частные центры развития тоже могут начать работать в соответствии со стандартами, но для этого государству необходимо сделать шаг навстречу. Именно так поступила администрация Сыктывкара, наладив взаимодействие с частными детскими садами. Раньше их деятельность тоже плохо контролировалась, садики нередко размещались в квартирах, никто не знал, чем там кормят детей и как с ними занимаются. Специалисты управления дошкольного образования изучили опыт других регионов и разработали программу поддержки частных детсадов, которые, получив бюджетные средства, попали под контроль.
– Не вкладываясь, мы не можем контролировать. Как только мы с организаторами частных детских садов начали тесно взаимодействовать на взаимовыгодных условиях, все надзорные органы получили право их проверять и контролировать. Была введена процедура лицензирования. Поставленные в равные условия с государственными учреждениями дошкольного образования, частные садики стали равноправными партнерами, коллегами. А неопытные и неграмотные в этих условиях просто не выживут, – констатировала Анна Мурадян.
Галина ВЛАДИС
Фото uao-lipetsk.ru
Оставьте первый комментарий для "Нюансы дополнительного образования"