Действующий при Общественной палате Коми штаб общественного независимого наблюдения провел очередное, расширенное заседание, участники которого проанализировали итоги этапа выдвижения кандидатов выборной кампании – 2021. На встречу были приглашены представители политических партий, которые дали свою оценку происходящим процессам и тенденциям.
В нынешней избирательной кампании в Госдуму участвуют кандидаты 26 политических партий. По сравнению с предыдущими думскими выборами число участников увеличилось: в среднем от каждой партии было по 353 кандидатов, стало – 420.
Эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг», член Общественной палаты Воронежской области Сергей Хаустов, участвовавший в мероприятии по видеоконференцсвязи, напомнил, что участники нынешней выборной гонки – парламентские партии, имеющие своих депутатов в действующей думе, и партии, сумевшие получить поддержку избирателей на выборах в региональных парламентах, – имеют равные возможности. У первых в активе – возможность апеллировать к своим прошлым достижениям, вторые могут привлекать медиа для освещения своей деятельности. При этом пока сложно делать вывод о качестве конкуренции. Это покажет этап агитации.
Еще одна тенденция, на которую указал Сергей Хаустов, – малое количество самовыдвиженцев. Это объясняется тем, что сбор подписей для выдвижения – довольно дорогостоящее мероприятие, тогда как можно использовать ресурс партий и для получения результата обойтись меньшими тратами. Поэтому многие активные граждане идут на выборы как кандидаты от партий.
Представитель Избирательной комиссии Коми Наталья Макарова не согласилась с тезисом о малом количестве самовыдвиженцев. Правда, речь идет не о думских выборах, а о выборах в органы местного самоуправления.
– 1282 мандата в органы МСУ необходимо заместить в Коми на выборах 19 сентября. Что мы видим: на выборах депутатов советов поселений у нас в республике 560 кандидатов – самовыдвиженцев. Остальные – выдвиженцы политических партий. При этом «Единая Россия» выдвинула 1108 кандидатов, остальные партии – от 132 до четырех кандидатов. То есть, у нас самовыдвиженцев гораздо больше, чем выдвинула каждая из партий, за исключением «Единой России». На выборах глав поселений самовыдвиженцев больше, нежели выдвиженцев от каждой из партий. На выборах депутатов советов городских округов и муниципальных районов опять самовыдвиженцев больше, чем представителей политических партий, – привела расклад Наталья Макарова.
По ее мнению, для партий самовыдвиженцы – это своего рода кадровый ресурс, этих людей они могут привлечь в свои ряды.
Позитивный момент заключается еще и в том, что благодаря решениям ЦИК, сейчас значительно снизилось число отказов в регистрации кандидатов. В Коми отказано в регистрации всего пяти выдвиженцам из почти двух тысяч кандидатов, поскольку эти пять человек скрыли от избиркома сведения о своей судимости. Иных оснований для отказа в регистрации на сегодня нет.
Эксперт Общественной палаты Коми Алексей Облизов подчеркнул, что на задний план уходит конкуренция по политическим программам партий. Исполнительный директор палаты Александра Афонина поддержала это мнение:
– Все хотят жить хорошо, другой вопрос, как к этому прийти. То есть, разница в программах партий только в этом. Кто-то хочет прийти к этому через социализм, кто-то через демократию, кто-то через коммунизм. А лозунги практически одни и те же: ЖКХ, дороги, образование и так далее. Партии стали очень качественно подходить к отбору кандидатов, оформлению документов для подачи в избирком, и одновременно появилась возможность обжаловать решение избиркома в отказе в регистрации. В демократии очень важна возможность большому количеству людей быть избранными.
Зампред палаты Галина Лапшина спросила, почему все-таки на нынешних местных выборах преобладают самовыдвиженцы.
Алексей Облизов объяснил, что выдвижение в Госдуму требует существенных финансовых затрат, а на муниципальном уровне можно отработать выборную кампанию исключительно на личном авторитете, и сейчас этот момент люди начинают активно использовать. Например, те же ТОСы выявили на местах столько активных граждан, что можно не удивляться, если на выборы пойдут эти активисты.
Представители партий, изъявившие желание принять участие в этом мероприятии, тоже порассуждали на тему политической конкуренции.
Депутат Госсовета Коми Евгений Жариков высказал мнение, что ничего плохого в количественной конкуренции нет, ибо нередко количество перерастает в качество:
– Это хорошо, что сейчас много партий заявляет о себе – чем их больше, тем шире срез общества они охватывают, это придает обществу стабильность.
Парламентарий согласился с актуальностью запроса на новые лица в политике, но не согласен, что нужны еще новые партии:
– Есть много успешных государств, где правящим партиям по двести лет, в которых появляются новые лица, новые идеи и новая повестка, но сами партии остаются одними и теми же. Поэтому говорить о смене вывесок не совсем верно.
Председатель Комитета Госсовета по законодательству и местному самоуправлению Илья Семяшкин поддержал коллегу, добавив, что новизна может быть как снаружи, так и внутри – давно существующие партии иногда предлагают какие-то новые решения, новых людей, новые технологии, и в этом заключается эффект обновления.
– Партии говорят об одном и том же на протяжении десятилетия – ЖКХ, дороги и так далее, а люди ждут уже другого – предложений по выходу из ковидной ситуации и о том, как восстановить экономику. Не у всех партий есть ресурсы, чтобы привлечь науку, которая поможет ответить на такие вопросы и запросы, – отметил Илья Семяшкин.
Член Общественной палаты России, зампред региональной палаты Анна Чуракова призвала партийцев не прекращать работу в периоды между избирательными циклами, тогда не придется заново знакомить избирателей со своими программами в период выборных кампаний.
Подытоживая сказанное, Сергей Хаустов порадовался за Республику Коми, где местным администрациям не приходится, как например, в Нижегородской области, искать людей, согласных стать кандидатами в депутаты местных советов и главы местных администраций.
Впрочем, местные политики возразили ему, что в Коми такая практика тоже существует – главы местных администраций ищут людей, готовых реализовать пассивное избирательное право, ведь население сельских поселений малочисленно, тем более сложно найти активных граждан. Что касается самовыдвиженцев, то они рано или поздно поймут, что один в поле не воин, и выберут партию, в которую вольются, чтобы дальше участвовать в политической деятельности.
Галина ВЛАДИС
Фото vk.com/izbirkomkomi
Оставьте первый комментарий для "Конкуренция количественная и качественная"