Выставка-размышление «Войдöр. Когда-то» открылась в отделе истории Национального музея Коми. Представленный на экспозиции материал является попыткой осмысления исторического опыта коми этноса, осознания значимости народной памяти, событий истории.
— Выставка «Войдöр» – некое путешествие в мир «другого», когда в итоге мы познаем себя, – рассказала «Республике» куратор выставки – заведующая отделом культурно-образовательных программ музея Наталья Хозяинова. – Выставка построена по принципу круговорота времени – жерновов времени. Жернова на выставке как символ нелинейности истории, движения, созидательной энергии, как зерна пшеницы, проходящие через них, превращаются в муку, так и наши мысли – в дела. Особенность выставки в переплетении истории с современностью. Аудиоматериалы с живым рассказом о своей территории, героях переплетены с предметами прошлого и в то же время транслируют представление молодежи о традиционной культуре. Выставка не для того, чтобы узнать историю нашей территории, а для того, чтобы «пообщаться» со знаками культуры и создать свое представление.
За основу выставки взяты материалы издания «Историческая память в устных преданиях коми», подготовленного фольклористами – Мариной Анкудиновой, Валентиной Филипповой и отредактированные Татьяной Каневой.
Выставка настраивает на размышление о том, что нам, родившимся в момент, когда на протяжении тысяч лет уже произошло множество событий, важно знать, что же случилось до нашего рождения. Это необходимо для того, чтобы понять ход новых событий.
На выставке соседствуют предметы традиционного быта из музейной коллекции и работы молодых мастеров декоративно-прикладного искусства. Дополняют экспозицию архивные аудиозаписи коми фольклора и душистое сено на полу зала. Зеркало на дне старинной бочки – это способ визуализации, способ найти себя.
Обращаясь к легендам, преданиям коми через предметы традиционной культуры из собрания Национального музея Коми и фольклорного аудиоматериала из собрания Центра фольклорных исследований СГУ имени Питирима Сорокина и фольклорного фонда Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, посетитель задается вопросами сущности духовной культуры и смысла человеческого бытия.
Рассказы о чуди, освоении края, первожителях, Стефане Пермском, выдающихся представителях рода, знаменитых односельчанах являются разными пластами исторической памяти, отраженной в фольклорных текстах, в которых сохранились события общегосударственного уровня, история становления территории, отдельного рода, семьи, человека.
Осмысление легенд и преданий современниками представлено на выставке выпускными дипломными работами студентов Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, обучавшихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 2019 и 2021 годов.
– На выставке представлена моя работа «Небесная охота», – рассказал «Республике» выпускник СГУ Алексей Мишарин. – Сюжет картины основан на мифе, корни которого уходят в глубокую древность, другими словами – на истории, пересказанной, возможно, не один десяток раз, поэтому события и персонажи в ней могли измениться. В том мифе говорится, что мчался по небу шестиногий лось, но однажды охотник его убил, а шкуру прибил к звездам. Что под этим событием подразумевали древние люди, возможно, мы никогда не узнаем, сюжет наполнен загадкой и должен побудить зрителя на вопросы, которые он раньше сам себе не задавал. Радует, что картина начала жить своей жизнью, участвовать в выставках, стало быть, работа удалась.
Одним из экспонатов выставки стала калитка от ограды дома известного мастера Татьяны Тюпенко. Эта сказочная калитка и деревянный дом долгое время украшали центр Сыктывкара, но сейчас дом идет под снос, и на его месте возведут многоэтажку.
– Мы демонтировали калитку, привезли ее в музей и вписали в создаваемую выставку, – рассказала Наталья Хозяинова. – Считаем, что в истории с калиткой тоже много символичного. В дом, к сожалению, мы не заходили.
– Открывшаяся выставка действительно заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о том, как прошлое бесследно исчезает из нашей сегодняшней жизни, – отметила Татьяна Тюпенко. – Сотрудниками музея была проделана огромная работа, и оценить ее сможет лишь тот, кто эту чудесную выставку посетит.
– На выставке есть своего рода «портал» для погружения в воспоминания – деревянная бочка, в которой когда-то солили капусту, – отметила журналист Елена Красильникова. – Это финальная точка путешествия по экспозиции, которая ведет нас от старинных предметов крестьянского быта до их осмысления современными дизайнерами. А попадаешь в это звуково-ароматно-предметное пространство через известную, наверное, каждому сыктывкарцу калитку усадьбы Татьяны Тюпенко. Дом, расположенный в центре столицы, зажатый многоэтажками, все-таки будет снесен, а вот выразительную калитку хозяйка передала музею. Самым большим сюрпризом для меня стало то, что в центре композиции оказалось сено из моего родного Лэзыма. Там на сене поваляться недосуг, зато на выставке – милое дело. Рядом с Сыктывкаром сено заготавливают в «рулоны», а в Лэзыме делают это по старой технологии – прямоугольниками, сидеть удобно. Сидишь или лежишь на сене, а наверху шумят кроны деревьев (на выставке эта атмосфера воспроизведена на видео), ты слышишь шум ветра и музыку листьев, а где-то вдали звучат коми песни, записанные в фольклорных экспедициях.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Спасибо, Артур. С удовольствием окунулась в мир выставки и обязательно посетим с семьёй.