Тридцать восемь лет «живет» на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми солист Геннадий Муралев. Он исполняет яркие роли в опереттах, характерные в операх, незабываемые в сказках. Зрители каждый раз ждут выхода обаятельного артиста, который приводит их в восторг яркой игрой и зажигательными танцами. Всего он сыграл более восьмидесяти ролей, и каждая из них – свой неповторимый образ и характер. Этот год юбилейный для артиста, в июне Геннадий Муралев отметит свое семидесятилетие. В преддверии круглой даты артист дал интервью газете «Республика».
– Помните ли вы день, когда впервые вышли на сцену?
– Родился я на Украине – в городе Каменец-Подольском Хмельницкой области в семье военных. Однажды родители купили мне матросский костюмчик, в котором я исполнил знаменитое «Яблочко». Тогда впервые почувствовал себя артистом. А на профессиональную сцену впервые вышел
18 июня 1975 года. Еще будучи студентом факультета артистов театров оперетты в Волгоградском училище искусств, я начал работать в Волгоградском театре музыкальной комедии – был там стажером. В 1978 году получил диплом артиста и пять лет после училища работал в Саратовском театре оперетты.
А с 1983 года – в труппе театра оперы и балета Коми. После моего приезда здесь поставили «Сильву», затем «Марицу», «Цыганского барона», «Баядеру», «Летучую мышь», и пошло-поехало. Это были счастливые, радостные, с творческими победами годы. И это все оперетты композитора Имре Кальмана. И сейчас в театре ставятся его оперетты с моим участием: «Принцесса цирка», где я играю роль Пеликана, и «Фиалка Монмартра» – здесь я шотландец дядюшка Томас.
Долгое время я был единственным профессиональным «простаком» на театральных подмостках Коми.
– Вы сами выбрали себе амплуа «простака» или оно выбрало вас?
– Все зависит от способностей и таланта. Когда я учился, педагоги заметили, что я очень пластичный, подвижный и могу изобразить как смешное, так и трагическое. Это как раз то, что в дальнейшем способствует выявлению «простака». И педагоги нацелили меня на это амплуа. Хотя я был не просто «простак», а «герой-простак» и при желании мог бы стать «героем». К примеру, еще в Саратовском театре оперетты в музыкальной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя» играл «героя-простака» Бабса. А это одновременно и молодой студент, и тетушка из Бразилии.
Для того чтобы стать «простаком», у актера должен быть приятный по тембру, мягкий, ласкающий голос и обязательно – обаяние. Ведь это тот персонаж, который постоянно является спасителем, палочкой-выручалочкой. «Простак» не потому простак, что он прост, он прост только в общении. Когда возникают конфликтные ситуации, он все ставит на свои места, сглаживает все конфликты и приводит все в норму. Сейчас я перешел в иную возрастную категорию артистов, и у меня появились новые роли. Так, в «Сильве» я без малого 35 лет играл Бони, а в последние два года играю Ферри. В «Принцессе цирка» раньше играл Тони, сейчас Пеликана, в «Фиалке Монмартра» когда-то был молодым Арни, сейчас стал дядюшкой Томасом.
Геннадий Муралев – народный артист Коми, лауреат Государственной премии республики и театрального конкурса имени Ермолина. За особые заслуги в развитии музыкального искусства ему в 2015 году присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
– А не хотели бы вы попробовать выступить на арене цирка?
– Мало кто об этом знает, но такой опыт у меня был. Когда я учился в десятом классе, в наш город – мы с родителями тогда жили в Волгограде – приехал цирк. И нас с товарищем Игорем так поразило выступление легендарного иллюзиониста Игоря Кио, что после представления пробрались за кулисы и попросились к нему в группу. И нас взяли ассистентами. Мы отработали на каникулах три летних месяца, а в сентябре вместе с группой Кио уехали на гастроли в Баку. Там как раз в это время Леонид Гайдай снимал «Бриллиантовую руку». Помню, как в цирк приходили Юрий Никулин и Андрей Миронов. Никулин в цирке чувствовал себя как дома – выходил во время представлений на арену, а Миронов скромно сидел на задних рядах. Так и остался бы я в цирке, но за нами приехали родители и вернули нас в школу. Но пару месяцев учебы мы все-таки пропустили.
– Интересно, а какие-то секреты Игоря Кио вы узнали?
– Конечно. Только тогда об этом говорить было нельзя. А сейчас могу рассказать, что все его фокусы были тщательно подготовлены технически. Например, на арене обязательно должен быть тайный люк, куда «исчезает» человек. Еще для своих трюков иллюзионист использовал пары близнецов – мужчин и женщин. Например, человек на арене заходит в будку и исчезает, а потом почти сразу появляется в другом месте цирка. Был потрясающий номер, когда девушку «сжигают» на арене, а через минуту она появляется в зале живая и невредимая. Это были близнецы. Или когда лев исчезал из клетки, стоящей посреди арены. Мне нравилось в цирке, но хотелось петь и танцевать. И я решил стать артистом театра.
– В 2000 году вы создали и тринадцать лет руководили студенческим театром «Рампа» при Сыктывкарском университете. Были довольны и студенты, и зрители, но театр все-таки закрыли.
– До этого я пытался добиться создания в республике на базе ДК «Металлист» театра для молодежи. Но тогда это было никому не нужно, а сейчас молодежный театр действует при республиканском драмтеатре. А вот «Рампа» со сменой руководства вуза после Василия Задорожного закрылась в 2013 году. Очень сожалению об этом. Не знаю, стал ли кто из моих студентов артистом, но два человека точно поехали поступать в театральные училища.
– Какой секрет вашей молодости?
– Это радость и удивление от жизни, любовь к жизни, желание творить. А еще постоянное движение. Зимой хожу на лыжах, летом плаваю в море. По утрам – контрастный душ. А чтобы сберечь голос – главный инструмент артиста, нужно петь по «науке», так, как голос поставили педагоги.
– Несколько лет назад вы участвовали в шоу на Первом канале «Давай поженимся!». Чем закончилось ваше знакомство с теленевестой?
– Я поехал на передачу не ради пиара. Просто в тот момент остался один, внучка Саша отправила в Москву мои анкетные данные, и вскоре меня пригласили на передачу. Ведущая Лариса Гузеева познакомила меня с бывшей балериной Джульеттой. Но та не хотела менять Краснодар на Сыктывкар, и мы не сошлись. С Джульеттой мы иногда общаемся, созваниваемся по телефону. Я и сам когда-то пытался уехать из Сыктывкара. И даже два раза уезжал, но всегда возвращался. Одна моя дочка живет в Москве, другая в Санкт-Петербурге. Уже выросли две внучки и два внука. А в Сыктывкаре родных нет. Но не могу покинуть своих зрителей, коллег, театр.
– Будете как-то отмечать свой юбилей?
– В Сыктывкаре не получится. Сейчас театр выезжает на гастроли, посвященные столетию Коми. Мой день рождения 7 июня, и я в этот день буду выступать в Санкт-Петербурге. Конечно, мы с коллегами отметим мой юбилей, но в рабочей обстановке. В Санкт-Петербурге я отмечу юбилей и со своими родными. Поэтому мы с руководством театра решили перенести мой бенефис на осень: в конце сентября – начале октября в Сыктывкаре пройдет бенефисная «Фиалка Монмартра». Тогда я и отмечу юбилей на ставшей уже родной сцене. Театр – это мой второй дом.
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Геннадий Муралев: «Театр – это мой второй дом»"