Поистине мировой можно назвать премьеру в Сыктывкаре оперы композитора Всеволода Задерацкого «Валенсианская вдова». Артисты молодежной оперной студии республиканского колледжа искусств стали первыми, кто представил на сцене это незаслуженно забытое произведение.
Комическую оперу по пьесе испанского драматурга Лопе де Вега российский композитор написал почти девяносто лет назад, но только сейчас зрители услышали это произведение. В Сыктывкаре премьера с аншлагом прошла на сцене республиканского театра оперы и балета. В интернете ее прямую трансляцию посмотрели любители оперного искусства не только из России, но и из ряда зарубежных стран.
Дворянин Всеволод Задерацкий был учителем музыки цесаревича Алексея. Участник Первой мировой войны, в Гражданскую войну он стал офицером в армии Деникина. Чудом избежал расстрела. В 1926 году его арестовали, и все написанное композитором до этого времени было уничтожено. В 1929 году получил разрешение жить и работать в Москве, с 1930 года значился штатным композитором Всесоюзного радио. В этот период были написаны опера «Кровь и уголь», симфония «Фундамент», циклы фортепианных миниатюр «Микробы лирики», «Тетрадь миниатюр», «Фарфоровые чашки».
Но одна из ярчайших российских опер ХХ века была забыта на долгие десятилетия. «Валенсианская вдова» никогда ранее не ставилась только потому, что она, как и ее создатель, попала в разряд «репрессированных». Вскоре после создания оперы, в середине тридцатых годов прошлого века, композитора вновь арестовали, дали шесть лет заключения без права переписки, а его творчество оказалось под запретом. Тем не менее в колымских лагерях он написал 24 прелюдии и фуги для фортепиано. Писать приходилось карандашом на телеграфных бланках, даже не имея возможности прикоснуться к инструменту.
Сын композитора Всеволод Всеволодович Задерацкий – музыковед, профессор Московской консерватории – написал про отца книгу «Per aspera…».
В Сыктывкар на премьеру приехал автор оркестровой редакции произведения, композитор Леонид Гофман.
– Эта опера – праздник любви, полный юмора, эротики и веселья карнавал, как будто композитор задался целью компенсировать дефицит всего этого в его собственной жизни, – рассказал Леонид Гофман. – Нельзя не разделить с ним его горя, не разделить с ним и радости творчества. Оркеструя эту по-настоящему оригинальную музыку, я, собственно, только это и делал.
Действительно, зрителю было некогда скучать на этом спектакле. Здесь серенады и свидания вслепую, карнавал, испанские танцы и даже одна драка. Заканчивается все хеппи-эндом – главная героиня оперы вдова выходит замуж за любимого человека.
Первое исполнение оперы было задумано студенческим коллективом как своего рода сценический эскиз – в надежде, что это позволит привлечь внимание публики к незаслуженно забытому шедевру. Учитывая молодой состав исполнителей, режиссер-постановщик Владимир Юрковский внес дополнительные краски в ход спектакля. Так, в некоторых сценах используется оригинальный текстовый материал Лопе де Вега. Актеры временами переходят из жанра оперы в жанр драматического спектакля, проигрывая в стихах свои сцены.
В постановке принимал участие симфонический оркестр колледжа под руководством Александра Титаренко. Хореограф – Людмила Матросова, сценография Натальи Перелетовой, концертмейстер – Татьяна Колтакова. Сольные партии в спектакле исполнили студенты и выпускники колледжа: Серафима Меркушева, Дмитрий Алексеев, Диана Ващенко, Сергей Крачковский, Елена Гафарова, Никита Черницын, Денис Волченко, Максим Бекаревич, Юрий Платонов. В массовых ансамблевых и хоровых сценах принимали участие студенты разных отделений учебного заведения.
Постановка оперы приурочена к столетию Республики Коми.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Вдова» репрессированного композитора"