Шедевры «топорного» зодчества

К вековому юбилею республики и к 110-летию Национального музея Коми в Сыктывкаре открылась выставка «Деревянное зодчество зырянского Севера». Элементы старинных домов представлены в выставочном зале музея.

Традиционно в Коми крае большинство строений было возведено из древесины – от лесной избушки охотника до сельской церкви. До сих пор стоят на берегах рек деревенские дома, способные украсить любой музей деревянного зодчества. Избы Важгорта, Большой Пыссы, Муфтюги, запечатленные на полотнах живописца Владимира Стожарова, вызывают восхищение у ценителей живописи. Но буквально на глазах исчезают такие памятники архитектуры, как вымская деревня Кони, которую называли нашими Кижами. Исчезают уникальные удорские дома с фронтонами, расписанными львами.

– Выставка небольшая. Деревянное зодчество ассоциируется с храмами, красивыми домами, крепостями, острогами и амбарами. Но для выставочного зала все они слишком большие. Да и в наших фондах для них нет места, – рассказал «Республике» научный сотрудник отдела этнографии нацмузея – автор книги «Памятники деревянного зодчества Коми края» Евгений Худин. – Поэтому на выставке представлены лишь некоторые архитектурные детали, модели изб и хозяйственных построек, плотницкий и столярный инструмент. И, конечно, фотографии на планшетах и экранах проекторов. А для сохранения и показа деревянных храмов, старинных домов и амбаров нужно отдельное пространство – музей деревянного зодчества под открытым небом. Архитектурно-этнографический музей мог бы появиться у нас еще в начале 1980-х годов. Но, увы, уникальные образцы деревянного зодчества доживают свой век в селах и деревнях, и очень скоро от них останутся одни фотографии.

Музеи деревянного зодчества под открытым небом созданы практически во всех регионах, где удалось сохранить уникальные образцы старинных построек. Это Кижи в Карелии, Малые Корелы под Архангельском, Семёнково в Вологодской области, Витославлицы под Великим Новгородом, Лудорвай в Удмуртии, Хохловка под Пермью и многие другие.

Еще в 1969 году известный коми этнограф Любомир Жеребцов вместе с коллегами-этнографами и друзьями Яковом Безносиковым и Юрием Гагариным разработали принципы и задачи организации в Коми АССР музея под открытым небом, в котором были бы собраны традиционные жилые и хозяйственные постройки коми и русского населения республики.

Как рассказал Евгений Худин, в 1970-х – начале 1980-х московским объединением «Росреставрация» проведены масштабные натурные исследования в селах и деревнях Коми. Был подготовлен эскизный проект музея, намечены экспонаты для перевозки, выполнены рабочие чертежи реставрации домов. Место для размещения экспозиции выбрано в 25 километрах к северу от Сыктывкара – на живописном берегу Вычегды, в окрестностях деревень Верхний и Нижний Койтыбож.

Проект предусматривал создание шести архитектурно-этнографических секторов: пяти зырянских – сысольско-вычегодского, вымско-вычегодского, удорского, ижемского, лузско-летского и русского сектора – усть-цилемского. Ядром экспозиции было решено сделать сысольско-вычегодский сектор, включающий в себя деревню Верхний Койтыбож, а поблизости разместить по соответствующим секторам экспонаты, привезенные из других районов. На выставке можно увидеть эскизные проекты несостоявшегося музея.

Этой идее не сужено было сбыться. Реставрация часовни 1731 года постройки, перевезенной из сысольского села Куниб, неудачно начатая в 1982 году бригадой заезжих плотников, осталась незавершенной. Работы по созданию музея потихоньку прекратились, а перестройка и последующие за ней политические события поставили на них «крест». Не до этого стало. Остатки кунибской часовни и часть перевезенных построек в 1990-е годы были распилены местными жителями на дрова. Сейчас территория, некогда выделенная под музей, распределяется под индивидуальное жилищное строительство и активно застраивается.

Экспозиция «Деревянное зодчество зырянского Севера» – это деревянное зодчество в фотографиях, чертежах, видеоматериалах, а также предметы интерьера и утварь, сделанные руками народных умельцев. Расписные прялки, трепала, детали ткацкого стана – блоки и набилки, двери, скамейки, деревянные чаши – братины, а также известные удорские росписи со львами. Из сысольского села Вотча в музей попали оконная рама и декоративные резные накладки наружных углов дома. Тяжелый потрескавшийся конек-охлупень когда-то гордо венчал крышу дома в удорском селе Чупрово.

Хотя главным, а зачастую и единственным инструментом был топор, плотники широко использовали и другие инструменты, также представленные на выставке: рубанок, тесло, фуганок, сверло, рейсмус, шпунтубель, скобель и другие.

Планшеты, иллюстрированные фотографиями, рассказывают о конструктивных особенностях домов и способах их украшения в различных районах республики, о храмах и опыте их реставрации, об исследователях деревянного зодчества коми-зырян.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Шедевры «топорного» зодчества"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.