26 апреля в России памятный день – 35 лет назад произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). В этот день в Сыктывкаре состоялась церемония возложения цветов к мемориальному знаку, установленному в память о событиях на Чернобыльской АЭС у сыктывкарской школы №1.
В памятном мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства Республики Коми Лариса Карачёва, руководитель администрации Сыктывкара Наталья Хозяинова, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
– 35 лет прошло с тех пор, когда весь мир узнал о событиях на Чернобыльской атомной электростанции. Сегодня мы воздаем дань памяти и уважения всем тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварии. Настоящий подвиг совершили те, кто рисковал собственным здоровьем ради спасения от радиационной угрозы жителей Советского Союза и других стран. Среди героев, которые участвовали в ликвидации последствий аварии, немало жителей Республики Коми. Наша первоочередная задача – не только проявлять всемерную заботу об этих людях, но и сохранить благодарную память об их героическом вкладе в ликвидацию последствий аварии на атомной станции. Необходимо собрать как можно больше свидетельств участников чернобыльских событий, делиться ими с подрастающим поколением, – отметила Лариса Карачёва.
В необходимости сохранения памяти о подвиге ликвидаторов последствий чернобыльской аварии уверена и председатель правления республиканского общественного движения «Чернобыль» Елена Куприянова. Она предложила сделать на республиканском электронном ресурсе единую Книгу памяти – не только о героях Великой Отечественной войны, но и о людях, совершивших трудовые подвиги в мирное время. Чернобыльская атомная электростанция находилась на территории Украинской ССР, но в ликвидации последствий аварии участвовали люди из разных республик Советского Союза. В их числе были и жители Коми: на ликвидацию последствий аварии отправились сотрудники Коми научного центра, специалисты радиационной защиты, газодобычи, лесопожарной службы, пожарных частей, медики, строители и шахтеры. Многие ликвидаторы приехали в республику уже после работы в Чернобыле.
По мнению Елены Куприяновой, идеологи ныне суверенного государства Украина могут попытаться исказить историю Чернобыля – это вполне возможно, судя по тому, как они переписывают историю Великой Отечественной войны.
– Нужно собрать свидетельства очевидцев, истории реальных людей, разместить их в свободном доступе, чтобы любой желающий мог с ними ознакомиться. Если добровольцы, сотрудники общественных, образовательных организаций помогут нам собрать такие свидетельства, это станет большим вкладом в сохранение исторической правды, – отметила Елена Куприянова.
О своем участии в ликвидации Чернобыльской аварии «Республике» рассказал житель Усинска Иван Крамской. В 1986 году он служил в армии – воинская часть располагалась во Львове. Об аварии на Чернобыльской атомной станции слышал, знал, что там произошел взрыв, но не думал, что ему самому придется соприкоснуться с последствиями катастрофы.
В ноябре 1986 года Иван Крамской демобилизовался, вернулся домой, в Тулу. Тут Чернобыль его и «догнал»: вчерашнего солдата вызвали в военкомат, поставили перед фактом, что он едет на ЧАЭС. Поездка была, как говорили в советское время, добровольно-принудительная: желания рисковать жизнью не было, а отказаться нельзя. Чернобыльским «новобранцам» дали отпраздновать дома Новый год, а в январе отправили к месту аварии.
Жили ликвидаторы в военном палаточном городке. Не все попадали работать в «саркофаг», самых разных занятий было полно и в зоне отчуждения. Иван Крамской работал по своей воинской специальности – водителем. Возил по зоне ученых из Москвы. Они проводили эксперименты, брали анализы почвы. Даже рыбу ловили – выясняли, насколько она поражена радиацией. Изучали «рыжий лес», где часть сосен погибла от радиации, а хвоя оставшихся приобрела «осенние» оттенки – от кирпичного до желтого.
Ликвидаторы, которые провели в зоне лето и осень, рассказывают о «чудесах», появившихся под влиянием радиации: о яблоках размером в два мужских кулака, о гигантских грибах. Иван Крамской уверяет, что зимой ничего необычного вблизи Чернобыля не было. Разве что удивляли лысые собаки – у животных из-за высокой дозы облучения выпала шерсть. Этой участи не избегали и люди: у ликвидаторов выпадали волосы, но это было только внешним проявлением тяжелой реакции организма на радиацию, от которой не спасали ни защитные костюмы, ни таблетки. Последствия радиационных поражений выжившие ликвидаторы ощущают до сих пор.
Главным мерилом продолжительности работы в зоне был дозиметр. После каждой поездки ликвидаторы сдавали свои дозиметры для контроля. Если полученная за день доза радиации не превышала норму, на следующий день человек отправлялся в новую поездку. Тех, кто сильно «фонил», оставляли в лагере на несколько дней, чтобы организм восстановился.
Чтобы вернуться домой, надо было «набрать» определенную дозу радиации: сначала критический уровень был установлен в 20 миллирентген, потом его подняли до 25 миллирентген. Свою «норму» Иван Крамской получил за три месяца. После возвращения из зоны поехал на работу в Усинск, где до сих пор трудится водителем пожарно-спасательной части №91.
Как сообщила пресс-служба главы и правительства Коми, в год 35-летия аварии на ЧАЭС в Коми разработан и принят план мероприятий, который предусматривает чествование участников ликвидации последствий аварии, проведение диспансеризации и мониторинга состояния здоровья граждан, подвергшихся радиации. Также организованы конкурсы для педагогов и школьников, встречи с участниками ликвидации аварии, лекции и выставки об экологических последствиях техногенных катастроф. Запланировано уточнение данных о гражданах, подвергшихся воздействию радиации, а также организована помощь в оформлении мер социальной поддержки.
Людмила ВЛАСОВА
Фото rkomi.ru
Оставьте первый комментарий для "В Коми отдали дань памяти чернобыльской трагедии"