В конце минувшей недели в Сыктывкаре подвели итоги республиканского этапа ежегодного конкурса «Учитель года России – 2021». Победителем стала учитель русского языка и литературы школы №3 города Сосногорска Нина Евсеева. Это не первая профессиональная победа педагога: в 2019 году она была победителем республиканского конкурса «Самый классный классный». О своем пути к профессионализму Нина Евсеева рассказала «Республике».
– Какой вы помните себя 25 лет назад, когда пришли работать в школу?
– После окончания КГПИ я приехала работать в школу поселка Сельыб Удорского района. В те годы с выпускниками вузов еще заключали контракты. Конечно, поначалу было страшновато. Но сегодня, спустя 25 лет, могу уверенно сказать, что желание ежедневно привносить что-то новое в работу не исчезло, а даже укрепилось. Мне нравится пробовать себя в разных конкурсах.
– Кого вы могли бы назвать своим наставником в профессии?
– Мне кажется, весь педагогический коллектив школы был моим наставником. Я была чужой в этом поселке, и коллеги поддерживали меня. Завучем была Елена Геннадьевна Распопова, которая, к сожалению, недавно ушла из жизни. Она помогала и педагогическими советами, и даже в решении бытовых проблем. Я, хоть и выросла в деревне, дрова колоть не умела, а отопление было печное, и Елена Геннадьевна отправляла мне человека, который колол дрова. Коллеги советовали, где можно купить домашнее молоко, картошку, мясо, приглашали к себе в баню. В деревне же не было общей бани. В то время в магазинах ничего не было, и для меня, молодого специалиста, это было большой поддержкой.
– Что вы считаете самым сложным и самым радостным в своей работе?
– Самое радостное – это когда твои ученики добиваются успеха. И не обязательно в учебе. Не меньше радует, когда они становятся хорошими родителями. Приятно, если кто-то добивается успеха в профессии. А самое сложное – это смириться с тем, что приходит время расставаться с детьми, которые стали почти родными.
– Если бы вы были министром образования РФ, что бы вы изменили в системе образования?
– Я бы, наверное, усилила участие родителей в образовательной системе. Вернула бы в школы дни открытых дверей, которых нам сейчас очень не хватает, возможность совместного проведения мероприятий с родителями и детьми. И, конечно, сделала бы акцент на модернизации учебного процесса. Без современной техники сегодня невозможно выстроить грамотный урок.
– Общеизвестно, что из-за множества учебных подготовок и большого числа тетрадей для проверки у филологов самая трудная доля в школе. С приходом в школу новых технических средств стало ли хоть немного легче работать?
– Проверка тетрадей так же и осталась. Куда от них денешься? Мы до сих пор пишем от руки. И это, я считаю, замечательно! Если еще и писать дети не будут, начнется деградация. Ручное письмо напрямую связано с работой мозга. До сих пор ежедневно приходится проверять много тетрадей. Конечно, эта рутинная часть нашей творческой работы сильно приземляет. Но, как говорится, это издержки производства. Когда входишь в рабочий ритм, это не так обременительно.
– Шестидневная рабочая неделя, бесконечные подготовки к урокам, проверка тетрадей, внеклассная работа. А на семью время остается при одном выходном?
– Конечно. В субботу в час ночи я вернулась с конкурса домой после недельной отлучки. От души занималась домашними делами, даже не думала, что так можно по ним соскучиться. У меня две дочери: младшей – восемь лет, старшей – 23 года, они мне по дому очень помогают. А в воскресенье мы с семьей ездили на природу. Увидели, что, оказывается, уже муравьи проснулись, наблюдали ледоход на реке.
– Что, на ваш взгляд, кардинально изменилось в системе образования за прошедшие четверть века?
– Главное – это, конечно, то, что появились технические возможности для продвижения творческих идей. И учителя, и ученики сегодня могут дистанционно участвовать и в российских конкурсах, и в конференциях. Благодаря компьютеризации мы, учителя, можем шире использовать приемы визуализации, наглядность, найти нужную информацию, которую раньше приходилось выискивать в библиотеке. Кроме того, появилась возможность делиться идеями уроков. Если нахожу в интернете интересные уроки, стараюсь их применять в работе. У меня уже огромный багаж наработан – несколько больших папок. Хотя, конечно, готовиться к занятиям все равно надо, иначе интересного урока не будет. А что осталось прежним? Это человеческий фактор. Живая работа с детьми всегда будет на первом месте.
– Классное руководство наряду с проведением уроков – еще одна очень ответственная нагрузка на педагога. Вы ведь еще были победителем конкурса «Самый классный классный». Как вам удается успешно совмещать эти два вида деятельности?
– Отмечу, что у меня второй год подряд два классных руководства: в 6 и 11 классах. Классное руководство помогает мне быть успешным учителем, потому что я лучше узнаю своих учеников. Я вернулась после конкурса, а меня мои дети встречают с шарами и цветами. Это дорогого стоит. В будни мы часто забываем благодарить и хвалить друг друга. А сегодня я столько внимания от своих учеников получила, что мне надолго этого заряда хватит. Вообще, если подходить с душой, то классное руководство не обуза. У меня есть проект, который мы реализуем с моими одиннадцатиклассниками. Они с прошлого года для моих нынешних шестиклассников проводят классные часы и показывают то, что умеют. То есть каждому предоставляется возможность поделиться своими знаниями, умениями, навыками с младшими ребятами. Самое главное – направить в нужное русло их интересы. Вот умел у меня один ученик играть на гитаре, а сегодня уже трое под его руководством обучились этому.
– Это ваше первое участие в республиканском конкурсе «Учитель года»? И стала ли победа неожиданностью для вас?
– 19 лет назад я уже принимала участие в этом конкурсе и получила статус лауреата и четвертое место. В этот раз хотела хотя бы дойти до финала и оказаться не хуже, чем 19 лет назад. Но на звание победителя не претендовала, хотя подготовка к конкурсу началась задолго до его проведения: это ежедневная многолетняя работа, накопление опыта, который потом можно обобщить и представить на конкурсе.
Сам конкурс для меня – это испытание своих возможностей, новые творческие идеи, которые я потом могу реализовать на практике. У меня были очень достойные соперники, спасибо им большое за поддержание соревновательного духа. Новое достижение накладывает и большую ответственность. Быть учителем года – это серьезное звание. И чтобы суметь его удержать, необходимо все время развиваться.
Беседовала Галина ГАЕВА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Нина Евсеева: «Стремлюсь привносить в работу что-то новое»"