Сколько казна региона получила от госсобственности, и почему невозможно снести развалины памятника культуры
В 2020 году казна Коми получила доходов от использования государственного имущества республики на 37 процентов больше, чем годом ранее. Суммарно такие доходы составили 169 миллионов рублей, прирост, соответственно, 46 миллионов, рассказал председатель Комитета имущественных и земельных отношений Александр Сажин во время «часа с министром» в Общественной палате Коми.
По словам Александра Сажина, большую часть доходов (и суммы прироста) дали дивиденды по акциям, принадлежащим республике. Кроме того – участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, части прибыли унитарных предприятий. В общей сложности это 119 миллионов рублей. 41 миллион – доходы от сдачи в аренду имущества и земельных участков, 9 миллионов – от продажи имущества.
2020-й был достаточно сложным из-за ограничений, связанных с коронавирусом. В частности, из-за этого не удалось показывать потенциальным пользователям объекты, находящиеся в отдаленных районах. Это также одна из причин того, что не выполнен прогнозный план приватизации. Впрочем, и объектов, включенных в этот план, было немного – всего четыре. В плане на нынешний год – семь.
Что касается приобретения имущества в государственную собственность, то на 2021-2023 годы расходы на это в бюджете не предусмотрены.
Всего в госсобственности Коми находится 3645 объектов недвижимости, 1433 земельных участка, более 8,8 миллиона объектов движимого имущества, 372 бюджетных учреждения (на балансе которых госимущество в основном и находится) и 24 предприятия. Но есть объекты, которые по тем или иным причинам ни за кем не закреплены и не используются.
– Такой перечень ведется как по государственному, так и по муниципальному имуществу, – сообщил Александр Сажин. – Создана межведомственная рабочая группа, которая рассматривает такие объекты, принимает решения о дальнейшем распоряжении ими. Это может быть списание, если объект находится в неудовлетворительном состоянии, приватизация, передача на другой уровень публичной собственности и другие варианты вовлечения этого имущества в экономический оборот. За прошлый год принято 871 решение по закреплению имущества за государственными учреждениями, 180 актов по разграничению госимущества – это передача на другой уровень публичной собственности.
Госимущество также передается в аренду (заключено 95 таких договоров, плюс 77 договоров аренды земельных участков), в безвозмездное пользование (359 договоров по имуществу и 29 по участкам).
Также Александр Сажин ответил на вопрос, касающийся гаражной амнистии. Соответствующий федеральный закон принят и вступает в силу с 1 сентября, в течение пяти лет граждане смогут в упрощенном порядке с предоставлением минимального пакета документов оформить гаражи и земельные участки под ними в собственность. В том числе в блочных гаражах, гаражных кооперативах. Это не касается самостройных гаражей, передвижных гаражей-«ракушек», установленных во дворах.
Начальник регионального управления по охране объектов культурного наследия Марина Андреева рассказала о ремонте исторических зданий, создании охранных зон, аварийно-спасательных работах на археологических объектах. К сожалению, по ряду зданий эти вопросы не решаются годами. Касается это неиспользуемых церквей (переданных на баланс епархии или не имеющих хозяина), полуразрушенных зданий, которые неоднократно выставлялись на аренду за символический рубль на 49 лет при условии их восстановления.
Александр Сажин пояснил, что такие договоры, например, заключались в Сыктывкаре по дому Шарапова на Советской, 45 и по многострадальной школе №13, но были расторгнуты, поскольку арендаторы «переоценили свои силы». Поэтому за часть проблемных зданий республика решила взяться сама: сначала за счет бюджета изготовить научно-проектную документацию, провести проектную экспертизу (по четырем объектам это уже сделано – дом Шарапова, школа №13, уездная больница на Бабушкина, 11 и дом Жеребцова на улице Интернациональной, 90).
Дальше возможны варианты. Например, дом Жеребцова уже передан государственному предприятию – АО «Коми коммунальные технологии», и оно будет его реставрировать за свой счет. Другой вариант – включение таких объектов в программу по социальному партнерству с предприятиями. Бизнес поможет с деньгами, а потом здания поступят в распоряжение республики, их можно будет использовать для государственных нужд. Третий путь – снова искать инвесторов на условиях льготной аренды. Но по крайней мере инвестору уже будет проще работать при наличии готовой документации.
Отвечая на вопрос, почему не сносят здания, которые номинально относятся к памятникам истории и культуры, но на самом деле от них практически ничего не осталось, вследствие пожара например, Марина Андреева ответила, что сделать это почти невозможно.
– Для того чтобы снести, уничтожить объект культурного наследия, должно быть единственное основание – признание отсутствия его исторической либо культурной ценности. А это сначала должны подтвердить три эксперта, аттестованные в Минкультуры РФ, внимание к ним очень пристальное. Если они вдруг все трое разом напишут, что ценности нет, то следующий этап – решение нашего научно-методического общественного совета. Если совет выскажется так же, то документы отправляются в Москву, в научно-методический совет минкульта. И если и там сказали «да», то готовится постановление правительства России, и на этой стадии его тоже могут отклонить, – рассказала начальник управления. – По статистике из ста поданных на исключение объектов доходит до исключения в лучшем случае три. Поэтому эксперты очень неохотно берутся за это дело. Минкульт РФ говорит: «Если от объекта сохранился хотя бы фундамент – нужно воссоздать». И все эти истории с поджогами зданий – «ну, сгорит, и будет нам свободное место» – поэтому и не проходят. Именно с этой целью такая жесткая политика в области сохранения объектов.
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Имущество – доходное и проблемное"