Крестьянская закалка Александра Захарова

Восьмого апреля исполняется год, как ушел из жизни Александр Валентинович Захаров – человек, внесший огромный вклад в развитие финансовой отрасли республики. 36 лет он проработал в министерстве финансов Коми. Из них в непростые для республики и всей страны годы – с 1986 по 2003 – возглавлял минфин. «Он знал все цифры бюджета наизусть. Воспитанная им в коллективе дисциплина до сих пор помогает министерству выживать в тяжелое время. Его боялись, уважали и ценили. Это был бесценный для министерства человек» – таким вспоминают его коллеги. О том, каким Александр Захаров был в обычной жизни, «Республике» рассказали его близкие люди – жена Галина Яковлевна, сын Игорь и дочь Елена.

Родился Александр Захаров 22 июня 1947 года в деревне Топорищево Калининской (ныне Тверской) области. В семье было семь детей – четыре сына и три дочери. Мальчишек в семье растили добытчиками, приучали к мужскому труду, к охоте и рыбалке. Эта крестьянская закалка, крепкий мужской стержень остались у Александра Захарова на всю жизнь. Про него можно сказать, что он сделал себя сам.

Десятилетку он заканчивал в школе села Прозорово – за десять километров от родной деревни. В те годы многие, чтобы скорее получить профессию и встать на ноги, после семилетки шли в ФЗУ. Вместе с Александром еще трое его товарищей решили окончить среднюю школу. Но до выпускных экзаменов дошел только он. Трое одноклассников из его деревни бросили учебу: тяжело было при отсутствии транспорта каждый день преодолевать десять километров туда и десять обратно. Александр весной и осенью ездил в школу на велосипеде, а зимой – на лыжах. Спортом он увлекался всю жизнь, особенно любил лыжи.

Родителей Александр потерял очень рано: отца Валентина Титовича в 1966 году, а в 1970 году, когда служил в армии, умерла мать Клавдия Сергеевна. Старший брат Николай Валентинович и его жена Татьяна Михайловна жили в Ленинграде и стали для ребят вторыми родителями. Татьяна Михайловна Захарова – Герой Социалистического Труда, член Союза писателей России – объединяет большую дружную семью Захаровых в Санкт-Петербурге. Младшая сестра Лидия Валентиновна с семьей живет в Сыктывкаре. Любимых братьев Николая, Владимира, Геннадия и дорогих сестер Галины и Нины, к сожалению, уже нет. Галина тоже рано осталась без отца – Яков Алексеевич умер в 1968 году.

После школы Александр поступил в Ленинградский финансово-кредитный техникум, который окончил в 1967 году. В Коми его завербовали так называемые «купцы», приезжавшие из регионов на распределение в техникумы и вузы за молодыми специалистами.

– Он рассказывал мне, что главным для него было, чтобы там, куда он поедет работать, была красивая природа и возможность для рыбалки и охоты, – вспоминает Галина Яковлевна. – Представитель из Коми расписал ему все прелести природы Коми края. И Саша не устоял.

В апреле 1967 года его приняли на работу в Министерство финансов Коми АССР на должность старшего экономиста отдела госдоходов. А уже в ноябре призвали в армию. До 1970 года он служил сначала матросом, а затем главным старшиной команды атомной подводной лодки в составе Северного флота. После армии в 1970 году он вновь вернулся на работу в Сыктывкар. А в 1999 году Александру Захарову было присвоено звание подполковника.

С Галиной, которая после окончания Сыктывкарского дошкольного педучилища работала воспитателем в детском саду и училась в Коми педагогическом институте, он познакомился в апреле 1972 года на танцах в Доме культуры «Авиатор».

– Помню, я не хотела в тот вечер идти на танцы, но подружка уговорила. Что характерно, Саша потом рассказывал, что тоже не хотел идти, но друг его уговорил, – поведала собеседница издания. – На танцы мы с подружками пришли втроем. Александра в толпе танцующих не заметить было невозможно. В течение вечера он пригласил нас всех троих по очереди на танец, а после танцев пошел провожать до остановки.

По дороге покорил всех своей галантностью, был внимателен к каждой, подавал руку, чтобы помочь перепрыгнуть через лужи. Невозможно было понять, кому из них он отдал предпочтение. Подруги жили в Эжве – слишком далеко, чтобы провожать до дому в столь поздний час, был риск опоздать обратно на последний автобус. Но в последний момент, когда за девчонками уже закрывались дверцы автобуса, он вдруг раздвинул их и вскочил на подножку. На изумленный девичий возглас: «Куда? Поздно же уже» – ответил: «Провожу вас до дому».

И пока автобус ехал до Эжвы, девушки не могли понять, кого же конкретно он провожает. Потому что парень одинаково уделял внимание всем. Все стало ясно, когда подошли к дому, где жила Галина с подругой, и Александр попросил подругу оставить их вдвоем. Простояли до ночи, пока мать Галины, Анна Тихоновна, не напомнила дочери, что пора спать:

– Ночью автобусы до города уже не ходили, и я волновалась, как он теперь будет возвращаться. К тому же эжвинские хулиганы запросто могли избить чужака. Но не могла же я у себя дома его оставить.

Избежать встречи с местными парнями Александру, действительно, не удалось. Те поначалу вознамерились избить наглеца, посмевшего в столь поздний час объявиться в их районе, да еще и провожать эжвинскую девушку. Но и здесь ему помогло природное обаяние, умение расположить к себе людей. Его не только не тронули, но даже показали дорогу к будке охранников автостоянки: может, те позволят переночевать. Сторожа, действительно, приютили парня на ночлег и напоили чаем. Первым автобусом он уехал в город. А за Галиной с тех пор начал ухаживать.

Минфин тогда находился на улице Пушкина в старом деревянном здании, возле бывшего кинотеатра «Октябрь». Сейчас это здание уже снесли. Александру Захарову предоставили комнату в трехкомнатной квартире на троих. Галине от детсада, где она тогда работала, как молодому специалисту тоже выделили комнату в малосемейке. После свадьбы в 1973 году молодые поселились в этой малосемейке в Эжве. А квартиру, в которой Александр к тому времени остался один, так как все его друзья переженились, он отдал семье своей сотрудницы.

– Нам было все равно где жить. Главное, чтобы вместе, – поделилась Галина Яковлевна. – Это было замечательное время. Мы много гуляли, ходили в кино, встречались с друзьями.

Когда в семье родился первенец – сын Игорь, Захаровым выделили двухкомнатную квартиру на улице Парковой. После общежития квартира с двумя балконами казалась раем. Каждое утро отец отвозил сына в детский сад, а вечером забирал.

– Как-то раз я сама пришла за Игорем в садик, а воспитатель меня спрашивает: «А вы кто?» Папу, говорит, видели, даже тетю Любу (сестру Галины) видели, а вас ни разу. А мне просто некогда было ребенка в садик водить, так как я сама в саду работала и с раннего утра должна была принимать детей, а вечером ждать, пока последнего ребенка не заберут. Саша был образцовым отцом, никогда не отказывал воспитателям в просьбах что-то отремонтировать, помочь по хозяйственной части. Потом, когда Алена родилась, он уже двоих детей водил в сад и вечером забирал. Помню, вместе с детьми приходят к моему детсаду и ждут, когда я освобожусь. Потом все вместе гуляли и шли ужинать домой. Когда Игорь подрос, Саша дал ему в руки клюшку, шайбу и на площадке во дворе начал обучать хоккею. Пока его не назначили заместителем министра, а потом министром, он все свободное время проводил с семьей. Это потом у него времени совсем не стало, – рассказала Галина Захарова.

В 1979 году Александр Захаров окончил Ленинградский финансово-экономический институт, и в том же году с должности начальника штатного отдела минфина Коми был назначен заместителем министра, начальником отдела госдоходов. То время запомнилось Галине Яковлевне частыми командировками мужа в Москву и такими же частыми ночными бдениями над подготовкой бюджета и отчетов. В Москву супруг вынужден был летать иной раз дважды в неделю. Вылетал рано утром и возвращался поздно вечером.

Дети спать не ложились, ждали возвращения отца и, только он появлялся в дверях, кидались ему на шею. А он из Москвы всегда с подарками и гостинцами. Детям наряды, игрушки, лакомства московские привозил.

– Папа для меня и брата Игоря – вершина, на которую мы и равняемся и которую стремимся достичь, – рассказала дочь Елена. – Свое детство я вспоминаю очень теплым и солнечным, мы с братом купались в родительской любви. Папа никогда ни в чем нам не отказывал, с ним всегда можно было и поговорить, и помолчать. Даже при его напряженной работе мы постоянно чувствовали его внимание и участие в нашей жизни. Проработав на высокой государственной должности много лет, папа оставался человеком скромным, простым, а его чувство юмора и шутки до сих пор вызывают у меня улыбку.

– Для такого сильного и харизматичного человека, как наш отец, именно мама была той самой точкой опоры, которая придавала ему сил. Она для отца всегда была смыслом жизни, вокруг нее все как-то гармонично вертелось, – уверен сын Александра Захарова Игорь. – Мы с Леной всегда чувствовали их понимание друг друга. Поэтому никакие жизненные бури нас как семью не могли разъединить.

Дома Александр Валентинович не любил говорить о работе.

– Я знала только, что в Москве они иногда целыми днями сидят, пока не вымолят эти деньги для республики, – вспоминает Галина Захарова. – Саша говорил, что женщины в федеральном минфине были очень внимательны и с пониманием относились к командировочным из регионов, которые часами ждали своей очереди на прием к министру. Бывало, уже в первом часу ночи вызовут.

На должности замминистра Александр Захаров работал до 1986 года, после чего был назначен министром финансов республики. К постоянным командировкам добавилась масса другой работы. Были сложные времена – перестройка, акции протеста, бартер, денег не было. Но в коллективе не было «текучки», хотя работать приходилось иногда на износ: когда готовили бюджет, все засиживались на работе до 9-10 вечера.

Захарова люди уважали и любили, шли к нему за помощью, особенно когда он был депутатом 11-го созыва Госсовета. По словам жены, у него был редкий дар – умение подняться над суетой и проблемами. Благодаря этой способности он мог «развязать» любой узел и найти решение. Кому-то квартиры выбивал, кому-то материальную помощь. На вопрос, не было ли у него желания уйти с такой беспокойной должности, Галина Яковлевна отвечает: «Никогда. Работу свою он любил. Он ни под одним документом, бывало, не поставит свою подпись, пока не прочитает».

Отдыхать Александр Захаров предпочитал активно. Поэтому любимым отдыхом для него были дача, охота и рыбалка. Дачу он очень любил, все свободное время готов был там проводить, все что-то строил, чинил, усовершенствовал. К земле относился по-крестьянски заботливо, давал ей отдыхать, на одну и ту же грядку два года подряд не сажал.

– Бывало, возьмет лист бумаги и меня зовет: давай подумаем, что куда будем сажать, – рассказала жена. – У него во всех делах порядок был идеальный. Он даже вел дневник рыбалки и охоты, где записывал, когда и куда они с сыном ездили и что там выловили или настреляли. А меня просил вести дачный дневник, чтобы землю по науке засевать и давать ей отдых.

Даже когда в 90-е с полок магазинов все продукты исчезли, с отцом-добытчиком в семье нужды не знали. С охоты он привозил зайцев, уток, глухарей. Сам освежует зайца, ощиплет птицу, опалит на огне, и свежие чистые тушки сложит на балконе замораживать. С рыбалки постоянно привозил щук, окуней. На балконе всю зиму стояли банки с клюквой, брусникой, грибами. В лесу все грибные и ягодные места знал. За грибами и ягодами выезжали всей семьей и никогда не возвращались с пустыми корзинами.

Александр Захаров никогда не забывал своей малой родины. В родительский дом в деревне Топорищево Весьегонского района, где жила и сестра Галина, он ездил с семьей, как только появлялась возможность. Любил деревенский уклад и был жадным до работы, косил траву, рубил дрова, ходил на реку.

С 2003 года Александр Захаров работал постоянным представителем главы республики в Госсовете Коми. В 2011 году уволился с госслужбы на пенсию по выслуге лет. На пенсии все свободное время проводил на даче. Вечерами с женой катался на лодке по реке. До последнего ездил с сыном на рыбалку. Много читал. Чтение он полюбил с детства, рассказывал жене, как отец ругал его за то, что он вечерами жжет свет, сидя над книгой, так он свет выключит и читает при свете луны. В доме Захаровых всегда была хорошая библиотека: книги – от пола до потолка.

– Я всегда удивлялась его познаниям: что ни спроси – все знает, – говорит Галина Яковлевна. – И сила воли у него была необыкновенная. Когда у него обнаружили серьезные проблемы с сердцем, врач его прямо спросила: «Жить хотите?» – «Хочу». – «Тогда прямо сейчас при мне выбросьте сигареты в урну». И он, куривший более 40 лет, бросил раз и навсегда.

И все же годы напряженной работы не прошли даром, и 8 апреля 2020 года Александра Захарова не стало.

– Возвращаться в опустевший дом было очень тяжело, – призналась Галина Яковлевна. – Нет таких слов, чтобы выразить, какое глубокое горе и скорбь от этой страшной утраты мы пережили. Но добрая память об Александре Валентиновиче и любовь к нему согревают наши сердца, и даже когда его уже нет – он с нами.

Галина ГАЕВА

Фото из архива семьи Захаровых

Оставьте первый комментарий для "Крестьянская закалка Александра Захарова"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.