Наставничество в тренде

К 2024 году 70 процентов педагогов должны быть охвачены какой-либо формой наставничества. Такая информация прозвучала в ходе панельной дискуссии «Наставничество как образовательный тренд современности», прошедшей 17 марта в рамках VI регионального конкурса профмастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Как отметила модератор дискуссии – консультант отдела профессионального образования министерства образования Коми Маргарита Афанасьева, наставничество сегодня является одной из насущных проблем в образовательном процессе. В советское время в этом был наработан хороший опыт, но сейчас он утерян. Сегодня большое внимание уделяется инклюзивному профессиональному образованию, в связи с чем проблема наставничества встает особенно остро. Поэтому целью панельной дискуссии, в которой приняли участие в режиме видеосвязи представители других регионов, было обобщение опыта в этой сфере и выработка рекомендаций.

– Чемпионат «Абилимпикс» – это возможность молодым людям с инвалидностью показать себя и свои профессиональные навыки. А нам, специалистам, на таких мероприятиях важно обменяться опытом и пониманием проблем, которые ежедневно приходится решать, – обозначила цель мероприятия первый замминистра образования Лидия Смирнова. – В трудоустройстве и социализации людей с инвалидностью механизм наставничества играет особую роль, поэтому нам необходимо определить вектор движения. Реализация идей по наставничеству и сопровождению сегодня интересна не только государству, но и общественным организациям.

О региональной модели работы со студентами СПО, вузов и молодыми специалистами рассказала проректор по научно-методической работе Коми республиканского института развития образования Марина Габова. Министерством просвещения России сформированы целевая модель наставничества и рекомендации, которыми пользуются и в нашей республике. Сейчас существуют пять основных форм наставничества, и по каждой есть подробные инструкции и информация. Участниками наставнического процесса могут быть не только педагоги или работодатели, но и школьники, студенты профессиональных учебных заведений. Разработаны такие модели взаимодействия, как ученик – ученик, ученик – учитель, студент – ученик, работодатель – ученик и работодатель – студент.

В Коми модель управления наставничеством выстроена министерством образования республики. Региональный центр наставничества действует на базе Коми республиканского института образования. В муниципалитетах и образовательных учреждениях также есть координаторы. Среди наставников есть представители предприятий разных уровней и форм собственности. В 2021 году в Коми пройдут два конкурса по лучшим практикам наставничества в образовательных организациях. Один из конкурсов связан с сопровождением молодых педагогов, второй – с наставничеством обучающихся. Также на встрече была отмечена высокая роль движения «Молодые профессионалы», которое позволяет подготовить и раскрыть профессиональные навыки начинающих специалистов по всем направлениям и отраслям деятельности.

Участникам был представлен опыт наставничества, наработанный в Ярославском колледже управления и профессиональных технологий и в Череповецком лесомеханическом техникуме имени Валерия Чкалова. Об опыте инклюзивного дуального взаимодействия рассказала методист регионального центра «Абилимпикс» Смоленской области Галина Репина.

Поскольку наставничество в работе с людьми с инвалидностью сравнительно новое направление для наших педагогов, об особенностях работы с этой категорией рассказала председатель Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова. Она отметила, что главная цель их организации – интеграция инвалидов в общество, которая невозможна без успешной трудовой занятости. Поэтому одним из направлений работы КРО ВОИ является мониторинг проблем, препятствующих трудоустройству.

– Нам очень важно понимать, почему сегодня сложно идет профессиональная реабилитация, почему на низком уровне занятость инвалидов в республике, – пояснила Маргарита Колпащикова. – В 2019 году с этой целью мы опросили 373 человека и 29 работодателей. В результате 68 процентов людей с инвалидностью отметили, что они очень хотели бы работать.

Опрос показал, что среди причин незанятости людей в первую очередь предубеждение работодателей по отношению к инвалидам. Когда инвалид приходит устраиваться, к нему возникает огромное количество вопросов, отчего он впадает в тупик, не умеет себя презентовать. Мешает трудоустройству и отсутствие у соискателей профессионального опыта.

Еще одна причина – потребность в посторонней помощи, в то время как социальные работники сегодня не оказывают услуги сопровождения. Практически общая для всех инвалидов проблема – низкая самооценка, отсутствие социальных навыков, неумение выразить себя в общении с людьми. Люди боятся, что их будут плохо принимать. Все это приводит к тому, что многие даже и не пробуют трудоустраиваться.

Что касается работодателей, то опрос показал, что среди них нет таких, кто сказал бы: «Да пусть приходят работают!» Потому что принять на работу человека с инвалидностью означает создать для него особые условия, что в принципе непросто, так как нередко это необходимость ограничения рабочего времени, дополнительные отпуска и плюс затраты на создание рабочих мест.

– Я сама являюсь работодателем и знаю эти проблемы, – сказала Маргарита Колпащикова. – Сейчас у нас в КРО ВОИ и в сыктывкарской организации работают 20 человек, из них семь человек работают всего лишь третий месяц. И отработав три месяца, уже подают заявление на дополнительный отпуск, потому что им нужно ехать в санаторий.

В КРО ВОИ пришли к выводу, что специалистов надо взращивать самим, и в 2012 году запустили программу «Наставник». Определили для себя три вида адаптации: социальная, организационная, профессиональная.

– В наши задачи входит помочь человеку быстрее и легче адаптироваться в коллективе, определить его сильные стороны, его мотивацию и потенциал: что он хочет и что он может? После знакомства с кандидатом мы обычно коллегиально решаем, где лучше использовать имеющиеся у человека навыки, какие мы можем создать ему условия для работы и отдыха. Подход к каждому исключительно индивидуальный. Выясняем, что человек умеет, подбираем ему работу в соответствии с этими умениями и помогаем войти в рабочий режим. Если человек усвоил все необходимые для работы знания, если его принял коллектив и он разделяет ценности коллектива, то это, на наш взгляд, уже успешная адаптация, – пояснила Маргарита Колпащикова.

За эти годы в КРО ВОИ было трудоустроено 86 человек. Большая часть ушла, потому что получила необходимый опыт социализации и применения себя. 17 человек сейчас возглавляют местные организации. 13 работают в госструктурах. Один человек создал свою общественную организацию, пять трудятся в частных компаниях, и пять человек были избраны депутатами.

– Это очень для нас значимо, потому что они в нашей организации приобрели этот опыт, – отметила председатель КРО ВОИ и на опыте двух своих коллег показала, как меняются люди за время работы в их организации.

Когда к ним пришел работать Виталий Микушев, первые два года ушли на то, чтобы он хотя бы принял команду и общие для всех правила. Молодой человек был очень неконтактным, а сегодня участвует во всех концертах, прекрасно рисует, пишет стихи и недавно стал членом Союза писателей России. Сегодня он уже сам является наставником двух ребят и хорошо с этим справляется.

Второй сотрудник – Денис Королев окончил лесной институт и даже пытался работать по специальности, но не получилось. Пришел в КРО ВОИ. Маргарита Колпащикова была его личным наставником. Сегодня он главный эксперт по паспортизации объектов и является советником главы администрации города по вопросам инвалидов. Его знают по всей республике, он ведет вебинары.

Недавно руководство КРО ВОИ вышло с предложением к руководству Сыктывкарского госуниверситета о привлечении студентов в качестве наставников для людей с инвалидностью в самых разных областях. К примеру, будущие айтишники могли бы обучить компьютерной грамотности, будущие социальные работники могли бы помогать в сопровождении человека на коляске, будущие юристы могли бы помочь в решении юридических вопросов.

– Для этих студентов можно было бы оформить трудовые книжки волонтеров, где значилось бы, сколько часов они отработали. Это стало бы для них прекрасным дополнением к портфолио, когда они после окончания вуза будут трудоустраиваться по специальности. А мы в свою очередь готовы провести для них семинары по пониманию инвалидности, что тоже пригодится им в дальнейшей жизни, – предложила Маргарита Колпащикова.

Участники круглого стола идею поддержали и внесли в список рекомендаций.

Галина ГАЕВА

Фото автора и пресс-службы Министерства образования РК

 

«АБИЛИМПИКС-2021» ПОДВЕЛ ИТОГИ

В республике завершился VI региональный этап национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2021».

В чемпионате, который проходил в Сыктывкаре, приняли участие 149 студентов СПО и школьников с разными формами инвалидности: нарушениями интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями и расстройством аутистического спектра.

Свое мастерство участники демонстрировали на девяти разных площадках. Всего было представлено 23 компетенции. Для сравнения: в 2016 году, когда проводился первый чемпионат «Абилимпикс», в нем приняли участие всего 16 человек в двух компетенциях.

Студенты и молодые специалисты состязались в 16 компетенциях, в числе которых: портной, флористика, робототехника, парикмахерское искусство, поварское дело, администрирование баз данных, сборка-разборка электронного оборудования и другие.

Школьники представляли такие компетенции, как швея, обработка текста, адаптивная физкультура, столярное дело, резьба по дереву, художественное вышивание, вязание крючком.

В четверг в Сыктывкарском колледже сервиса и связи прошло награждение победителей в каждой из представленных на конкурсе компетенций. Имена победителей можно узнать на сайте министерства образования республики. Осенью этого года победители регионального этапа примут участие в отборочных соревнованиях за право представлять Коми на национальном чемпионате «Абилимпикс» 2021 года.

Оставьте первый комментарий для "Наставничество в тренде"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.