11-13 марта на базе Финно-угорского этнопарка в селе Ыб Сыктывдинского района проходит первый туристский конгресс регионов Севера. В первый день участники форума обсуждали, как культура может способствовать развитию туризма, а также говорили о новых формах продвижения региона, в том числе через соцсети. Участие в конгрессе на площадке, посвященной проекту «Серебряное ожерелье России», принял и глава Коми Владимир Уйба.
Надежда на креативных
Конгресс стартовал с тематического воркшопа под названием «Диджитал-проектирование бизнес-процессов», которую вел генеральный директор агентства «Практика SMM 3.0» Сергей Федюнин. Эксперт рассказывал о многообразии социальных сетей, раскрывал особенности каждой и методики работы с ними. Он отметил, что современный интернет-пользователь искушен, и чтобы удерживать его внимание в соцсетях, нужно работать грамотно. На графиках специалист приводил способы просмотра статистических данных в соцсетях, отметив, что необходимо строго следить через них за настроением аудитории того или иного сообщества, изучать, какие средства для привлечения и удержания внимания используют конкуренты. Это касается как личного бренда, так и, например, администрирования групп «ВКонтакте». Подавляющее число пользователей сети «Фейсбук» находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а регионы в основном сидят «ВКонтакте». При этом через «Фейсбук» происходит по большей части деловое общение.
На панельной дискуссии «Туризм и культура: практика трансформации пространств» эксперты обсуждали становление креативных индустрий, которые должны стать драйвером для развития северных регионов. Например, на это работает идея создания первого в стране Молодежного арт-кластера. Министр культуры Коми Сергей Емельянов еще до начала дискуссии рассказал журналистам, что в Сыктывкаре должна появиться площадка для креативной индустрии, экспозиции современного искусства и молодежного театра.
– Тут большой комплекс направлений, который в пятилетней перспективе должен появиться в столице Коми, – сказал Сергей Емельянов. – Президент объявил о создании в стране четырех федеральных крупных научно-образовательных кластеров: во Владивостоке, Кемерово, Калининграде и Севастополе. Маститые федеральные учреждения типа Большого театра прилагают к этому усилия. Мы же здесь делаем акцент на молодежи, так как главная задача для таких регионов, как наш, дать возможность реализоваться молодым.
На дискуссии выступил и президент Национальной галереи Коми Пьер Броше, которого ведущая попросила высказать свой «вью» на синтез культуры и туризма. Пьер Броше отметил, что много путешествовал по России, и потенциал страны в плане туризма огромен. Но повсеместно местные жители не могут сами объяснить, каковы особенности их территории, поэтому нужен сторонний взгляд. Туризм, по его мнению, важно объединять с культурой, в том числе с современным искусством.
– Современные художники – это исследователи, они задают новые вопросы, – сказал Пьер Броше, отметив, что важно больше знакомить людей с даровитыми местными художниками и привлекать через это туристов.
Во время перерыва журналист «Республики» пообщался со студентами института культуры и искусств Сыктывкарского госуниверситета. Оказалось, молодежь полна идей и готова удивлять, но для этого необходима поддержка, в том числе нужна и та самая площадка, о которой рассказал Сергей Емельянов.
Магия впечатлений
О продвижении региона шла речь на панельной сессии под названием «Маркетинг территорий». Карелия – один из наиболее развитых в плане туризма регионов России. С целью обмена опытом в качестве эксперта на сессию пригласили Анну Томчик, возглавляющую автономную некоммерческую организацию (АНО) «Дирекция фестивальных и культурно-массовых мероприятий Республики Карелия». Она отметила, что Карелия интересна как самостоятельным туристам, так и организованным в группы. Чтобы достичь успеха, понадобилось многолетнее ритмичное развитие в разных направлениях, в том числе появилась и такая важная опция как гастрономический туризм. Эксперты вообще уделили гастротуризму особое внимание, так как это общемировая тенденция – людям теперь мало ярких визуальных впечатлений, им нужны еще и «вкусовые оргазмы». Один из представителей туротрасли рассказал, что, советуя те или иные направления друзьям и знакомым, сразу предупреждает о необходимости запастись желудочными средствами. Поначалу высказывание в зале приняли за шутку, но гость подкрепил его перечислением конкретных препаратов, добавив, что переоценивать возможности своей печени не стоит, тем более, если речь идет о специфической кухне.
– Музыкальному и событийному туризму тоже необходимо уделять большое внимание, – сказала Анна Томчик. – Такие виды туризма способствуют развитию и прилегающей инфраструктуры, и новых сетей партнерств. Один из важных этапов развития отрасли – подключение к туроператорам культуры. Меня радует, что сегодня у нас на обсуждении это стоит во главе угла.
Синтез культуры и туризма, безусловно, важен, но красной нитью на встрече звучало и то, что времена хождения с протянутой рукой закончились. Культурная отрасль должна стать магнитом для привлечения спонсоров и меценатов, а не способом прыгнуть на закорки госбюджета.
– Культура совместно с туризмом может стать драйвером развития, но я здесь не ради советов, а представлю несколько кейсов, которые, на наш взгляд, интересны с точки зрения развития малых территорий. Это примеры того, как совместно работают государственный сектор и коммерческий, – рассказала Анна Томчик.
В качестве положительного примера Анна Томчик представила музыкальный фестиваль «Ruskeala Symphony», который в этом году пройдет в Карелии в пятый раз. На экране транслировались фрагменты музыкальных номеров разных лет. Эксперт отметила, что это одно из крупнейших событийных мероприятий среди всех регионов России. Событие, по ее словам, подтолкнуло к развитию инфраструктуру прилегающих территорий, в том числе расцвели ресторанный и гостиничный бизнес.
Руководитель АНО «Русские сезоны» Алексей Лебедев представил самую крупную площадку, позволяющую показывать зарубежным зрителям многообразие и культуру России:
– Как показывает практика, туризм без культуры не обходится никогда. То, что первый туристический конгресс проходит именно в Коми – это очень большой успех руководства региона, потому что потенциал огромен, и это возможность пообщаться, поделится опытом и показать, чем богата Коми, в том числе и иностранцам.
Президент Международного эногастономического центра Леонид Гелибтерман отметил, что у Коми есть все, чтобы стать интересным местом, куда туристы будут ехать и ради красот, и ради еды.
– А может быть, и прежде всего ради еды, – рассуждал Леонид Гелибтерман. – У вас есть замечательные продукты. Просто надо сделать так, чтобы люди знали о них. Сегодня в соцсетях опубликовал фото аэропорта Сыктывкара, сообщил всем, что я здесь. Громадное количество людей на это отреагировало, причем подавляющее число из них – иностранцы. Они писали комментарии такого рода: «Ой, здорово, там же снег, там чисто». Это эмоции людей, которые ничего не знают про Коми, но сразу реагируют на потенциал. А теперь самое простое, оно же самое сложное: нужно сделать так, чтобы эти люди, когда приедут к вам, не обманулись в ожиданиях и получили сервис.
Вторым важным фактором эксперт назвал «брендирование региона». Это касается не только гастрономии, но всех аспектов, так как без узнавания в современном мире нет перспектив развития. Для этого руководству региона предстоит проделать большую работу:
– О Коми ничего не знают. Не надо обольщаться. Людей, которые могут выговорить слово «Сыктывкар» с первого захода, немного. Их надо этому учить, объяснять, что это слово значит, что есть Коми и что вы отличаетесь от других регионов. Поймите, что даже специалисты могут в этом запутаться, например, меня спрашивают: «Вы пробовали такую-то кухню?». Я отвечаю, что, да, в Пермском крае пробовал кухню в Кудымкаре, а мне говорят, что там кухня совершенно другая. Вот я, будучи специалистом, пока не понимаю эту разницу. А что мы хотим от простых людей?
Свежее дыхание «Серебряного ожерелья»
На площадке, посвященной проекту «Серебряное ожерелье России», побывал глава Коми Владимир Уйба. Ведущей на дискуссии была заместитель полномочного представителя президента России в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева. Межрегиональный туристский проект «Серебряное ожерелье России» реализуется уже почти десять лет и теперь должен напрямую коснуться Коми. Через одиннадцатый регион должна начаться не просто новая ветвь его развития, а полная перезагрузка.
Проект «Серебряное ожерелье России» объединяет в единую систему 11 регионов СЗФО, он направлен на сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия Севера России. Безусловно, важнейшим фактором при этом является привлечение туристов. Коми представит искателям приключений возможность посетить массу интересных мест, в том числе экстрим в горах, заплывы по северным рекам, участие в традиционных праздниках.
Любовь Совершаева отметила, что в концепцию проекта необходимо внести изменения, чтобы туристы были мотивированы приехать еще не раз.
– Необходимо усилить межрегиональное взаимодействие, разработать единую маркетинговую политику, сформировать рынок и культуру внутреннего туризма. Тогда проект заработает на все 200 процентов, – подчеркнула она.
Любовь Совершаева сообщила, что по поручению президента России создается национальный проект, призванный синхронизировать усилия участников и координировать взаимодействие около 50 отраслей, смежных с туризмом. А «Серебряное ожерелье России» – это готовый бренд, который уже обеспечил это взаимодействие и поэтому комплексно может быть представлен в Национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства».
Владимир Уйба отметил, что в год 100-летия Коми просто необходимо было включаться в этот проект, дать ему новое дыхание:
– Символично, что в юбилейный для Коми год происходит перезапуск межрегионального туристского проекта «Серебряное ожерелье России». Перед рабочей группой стоит важная задача – определить дальнейшее взаимодействие северных регионов в рамках развития общего туристского пространства, маршрутов и главных точек притяжения регионов Севера.
Комментируя итоги заседания, министр культуры региона Сергей Емельянов, отметил, что такого продуктивного разговора не было давно:
– Это новое «Золотое кольцо» на европейском Севере страны. Надеюсь, что это внесет коррективы в те планы, которые имеются, и ускорят их реализацию.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Симфония культуры и туризма: в этнопарке прошел первый конгресс регионов Севера"