Буклет-альбом «Василий Игнатов. Стиль и этно» презентовали 25 февраля в Национальной галерее Коми. Яркое, красочное издание стало вторым издательским проектом галереи в год столетия республики. Напомним, совсем недавно здесь же презентовали альбом-каталог «Скульптор Владимир Рохин».
Народный художник республики Василий Игнатов – один из самых известных и узнаваемых коми художников, работавший в области станкового искусства, сценографии, книжной иллюстрации, мультипликации и создания диафильмов. Широкому зрителю он больше известен как художник-сказочник, проиллюстрировавший мифы и легенды народа коми. В 1985 году в виде альбома изданы его живописные «Легенды и предания народа коми». Сейчас издан второй альбом классика.
– Это издание трехъязычное, – отметила директор галереи Ирина Чернова. – Текст на коми языке, переведенный Евгением Козловым, подчеркивает национальный характер творчества Игнатова, а английский перевод Светланы Обшанской позволит познакомить с творчеством коми художника более широкую аудиторию. Колорит работ Игнатова мастерски передали фотограф Александр Галуцкий и дизайнер Денис Черницын.
Ирина Чернова поблагодарила за сотрудничество и поддержку министерство культуры, туризма и архивного дела региона, Коми республиканскую типографию за профессионализм и работу в сжатые сроки, а также авторский коллектив во главе с Людмилой Кочерган.
С приветственным словом, воспоминаниями и пожеланиями выступили гости. Так, заместитель директора сыктывкарской школы искусств Галина Ширяева рассказала о первой постановке балета Якова Перепелицы «Яг-Морт», где Игнатов выступил в качестве художника-постановщика. Современники Василия Игнатова знали его прежде всего как талантливого сценографа, с чьим именем был связан ряд значимых премьер еще только созданного в Коми театра оперы и балета. Вершиной его театрального творчества по праву считается балет «Яг-Морт». Успех первой постановки 1961 года был ошеломляющим: аншлаги в течение нескольких лет, показ его на одной из ведущих сцен страны – в Кремлевском Дворце съездов. Портрет Василия Игнатова на фоне афиши балета «Яг-Морт» кисти Рема Ермолина, хранящийся в Национальной галерее Коми, – одно из самых известных живописных изображений художника.
Заведующая отделом Литературного музея Ивана Куратова Диана Холопова рассказала, что в фондах музея также хранятся работы Игнатова, хотя они и не представлены в экспозиции.
– Эти работы были недавно показаны на выставке, посвященной юбилею Ивана Куратова, – напомнила Диана Холопова. – В наших залах мы не рискуем их повесить на стены из-за того, что они могут выгореть от яркого солнечного света.
Куратор проекта от галереи, заместитель директора Людмила Кочерган рассказала о биографии и искусстве Василия Игнатова, о работе над альбомом.
Доктор филологических наук Павел Лимеров отметил тот удивительный факт, что когда Василий Игнатов создавал свои иллюстрации к коми мифам, большинство из них еще не были опубликованы и известны широкой публике.
Василий Игнатов создал яркие образы героев легенд и сказаний народа коми: Перы-богатыря, Йиркапа, Кöрт Айки, Шыпичи и других. Художника привлекали тема язычества и мифы. На рубеже 1960-1970-х годов Игнатов создал циклы графических листов по коми-зырянским преданиям, а в 1980-е годы дополнил их сюжетами ижмо-колвинского песенного эпоса. Далекому язычеству посвящена его серия «Духи народа коми».
«На моих картинах – первичные коми, живой народ чудь, – рассказывал художник в одном из своих интервью, опубликованном в 1997 году. – Представления о чуди живут в памяти современников в виде легенд и преданий, они зафиксированы исследователями. Мне осталось только перенести этот мир на бумагу. Мои герои – реально существовавшие в прошлом племена. Это доказано наукой, множеством исторических фактов, раскопками. Как чудь одевалась, какое вела хозяйство, ее верования, обычаи – это все это описано. Исторический материал я накапливал постепенно. Собирал сведения о жилищах, о вере, об отношениях между людьми, родами, народами в древности. Очень много читал: труды историков о происхождении коми народа, исследователей фольклора, например, Жакова. Много работал на материалах, собранных профессором Микушевым, исследователем пермского звериного стиля Грибовой».
Уроженец сыктывдинского села Зеленец, Василий Игнатов родился в 1922 году, а в пятнадцать лет отправился учиться в Москву, где поступил в художественное училище имени Революции 1905 года. В 1940-м с четвертого курса был взят в армию. Все годы войны служил в Москве в прожекторной части, ловил лучами немецкие самолеты. Доучивался уже после войны и в 1947-м получил диплом об окончании училища. В том же году в Сыктывкаре некоторое время работал директором художественного музея.
В 1948 году поступил во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), в 1954-м окончил его с отличием по специальности «художник-постановщик рисованного фильма». В качестве художника-постановщика он делал мультфильмы «Петушок – золотой гребешок», «Гадкий утенок», «Украденный месяц». Участвовал в создании многосерийного мульт-фильма «Маугли». Также он автор более двадцати диафильмов по сказкам народов мира и иллюстратор множества детских книг. На презентации показали отрывок из мультфильма «Петушок – золотой гребешок» (1955).
– В произведениях Василия Игнатова легко узнаваем его индивидуальный творческий стиль, сформированный на сплаве приемов анимации, особой «вязи» рисунка, эмоциональности и декоративности цветовой гаммы, – отметила Людмила Кочерган. – Этот авторский стиль заметно выделяется на общем фоне принятых в те годы канонов соцреализма. Творчество Игнатова стало одним из факторов формирования этнофутуристического направления.
В работах Игнатова можно увидеть приемы создания мультфильмов и отголоски увлечения творчеством Ван Гога. Причудливую вязь рисунка, выполненного Игнатовым в особом эмоционально-цветовом строе, сравнивают с текстурой дерева, а сам художник называл ее «инеем».
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Стиль и этно Василия Игнатова"