Прометей из Нювчима

27 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Прометея Чисталёва – композитора, ученого-фольклориста, собирателя народных инструментов и музыкально-песенного творчества коми. Журналист «Республики» отправился в поселок Нювчим, где родился Прометей Чисталёв, где он начинал свою трудовую деятельность и где волею судьбы закончил свои дни. С 2004 года родовой дом Чисталёвых по решению его потомков превращен в музей и передан в дар Сыктывдинскому району. Побывав здесь, можно понять, в какой атмосфере рос будущий композитор и ученый, почему он, будучи учителем математики и физики, переключился на музыку и что сделало его такой многогранной личностью.

Дедовское наследство

Поселок Нювчим – удивительное место, окруженное стройными сосновыми борами, с озером и землей, богатой бурым колчеданом. Благодаря этой руде, здесь в XVIII веке основали чугунолитейный завод. Рабочих привезли с Вологодчины – заводчики выкупили крепостных крестьян. Мужики трудились на заводе, а их жены плели вологодские кружева. Это рукоделие охотно раскупалось в Усть-Сысольске и по всей округе. А заводское чугунное литье вывозилось даже за границу – в числе заказчиков, например, были англичане.

Нювчимский филиал кажымских заводов отличался тем, что здесь изготавливали не только повседневную утварь – чугунки, ухваты, утюги и различную посуду, но и произведения художественно-декоративного литья: бюсты выдающихся деятелей, статуэтки, орнаментальные решетки, основы для настольных часов, пепельницы и многое другое. И именно с заводом напрямую связана судьба деда Прометея Чисталёва по материнской линии – Александра Васильевича Анисимова. Он был незаконнорожденным сыном управляющего кажымскими заводами – московского купца первой гильдии Василия Семеновича Косолапова. Будучи по делам в Кажыме, купец влюбился в дочь своего работника Дорофею Анисимову и взял ее себе в услужение. От этой связи родился ребенок. Свою фамилию Василий Косолапов, у которого была официальная семья, незаконнорожденному сыну не передал, зато дал ему хорошее образование (Александр Анисимов отучился в Усть-Сысольском городском училище, а затем в московском коммерческом училище) и устроил его конторщиком на Нювчимском заводе. В дальнейшем поручил управлять этим филиалом.

В Нювчиме Александр Анисимов женился на коми девушке, уроженке Усть-Сысольска – Анне Михайловне Елькиной. В семье родилось 13 детей, из них выжило девять. Второй по старшинству была Елизавета Александровна – будущая мать Прометея Чисталёва.

Поначалу молодая семья жила в двухэтажном особняке на берегу поселкового пруда. Потом особняк отдали под заводскую контору, а себе Анисимовы в 1901 году построили дом, который ныне является музеем.

Дом проектировал специально приглашенный из Санкт-Петербурга архитектор. Методист Нювчимского филиала краеведческого музея Сыктывдинского района Валентина Каплан провела для журналиста «Республики» целую экскурсию по дому. В своем рассказе она опиралась на книгу известного краеведа, доктора культурологии, бывшего директора музея истории просвещения Коми края при Сыктывкарском университете Майи Бурлыкиной «Колыбельная для Прометея, или Нювчимские Чисталёвы». В доме пять печей, комнаты расположены таким образом, что образуют два круга: большой – для хозяев и малый – для гостей, которых приглашали на организуемые в парадной комнате концерты. Они устраивались почти каждую неделю – звучали балалайка, гитара, мандолина, гармоника. Глава семейства играл на скрипке, жена и дети пели.

Анисимовы жили зажиточно – в доме сохранилась богатая обстановка: хорошая мебель, например, венские стулья привезены из Санкт-Петербурга, много музыкальных инструментов, есть даже пианино и граммофон. Александр Васильевич, став управляющим, нередко выезжал за границу на международные выставки с образцами чугуна, домой возвращался с подарками: каждой дочери привозил ювелирные украшения. В голодные 1920-е годы эти цепочки и крестики спасли семью от голода – драгоценности в специальной конторе обменивали на продукты. А в зажиточные дореволюционные времена Анисимовы всей семьей путешествовали по Франции, Италии, Германии. Дочери в приданое получили от отца по пианино и швейной машинке «Зингер». Находил средства Александр Анисимов и на благотворительность: открыл в поселке воскресную школу, больницу, вложился в строительство храма.

Удивительно, но в годы сталинского террора репрессии обошли стороной эту семью, благодаря чему в доме и сохранилась вся обстановка и столько подлинных вещей дореволюционного времени.

Родители

Елизавета Александровна Анисимова вышла замуж за яркого и талантливого человека, уроженца села Помоздино – Иону Тимофеевича Чисталёва. Его родной брат – Вениамин Чисталёв (Тима Вень), классик коми литературы, в конце 1930-х был репрессирован и погиб в тюрьме. Возможно, такая же участь ждала бы и Иону, который активно проявил себя на поприще коми народного просвещения, но из-за болезни он рано ушел из жизни. Прометею Чисталёву было всего три года, когда не стало отца, но на генном уровне ему передались отцовские талант и энергия.

Вместе Елизавета и Иона прожили несколько лет, шла гражданская война, много раз молодые люди попадали в сложные ситуации, находились на волоске от смерти, но все равно для молодой четы это было самое счастливое время.

Своим знакомством с Ионой Лиза – ученица Усть-Сысольской учительской семинарии – обязана старшей сестре Риме, у которой вспыхнул роман с молодым инспектором народных училищ. Рима работала учительницей в селе Гришинском (ныне Вомын) и была делегатом съезда учителей Усть-Сысольского уезда. А Иона, будучи одним из организаторов съезда, наезжал с инспекциями.

П.Чисталёв (второй справа) записывает народные мелодии.

Однажды Рима попросила Иону передать посылку для своей сестры. Так и состоялось это знакомство, переросшее в большие чувства. Когда Лиза окончила семинарию, Иона пришел ее поздравить и сразу же сделал ей предложение. Но девушка знала о его прежних отношениях с Римой и очень по этому поводу переживала, о чем написала в письме сестре. Однако та в ответном письме ее благословила, и в июне 1919 года Иона и Лиза поженились.

Еще одним человеком, благословившим этот брак, был будущий основоположник коми театра Виктор Савин. Он был не просто другом Ионы Чисталёва, они вместе входили в комиссию по созданию литературы для школ и народа, а также участвовали в художественной самодеятельности.

27 февраля 1921 года в молодой семье родился сын, которому родители дали «огненное» имя – Прометей – в честь одного из титанов Древней Греции, похитившего с неба огонь и научившего людей им пользоваться. Тем самым отец с матерью уготовили ему яркую биографию.

Но семейная идиллия длилась недолго – голод, война (Иона Тимофеевич участвовал в Первой мировой войне и заболел тогда тропической малярией) и работа на износ дали о себе знать. У Ионы Чисталёва открылась чахотка. Несмотря на болезнь, он продолжал много трудиться: в 1921 году всего за два месяца создал зырянский букварь для обучения взрослых чтению и письму. На обложке автор использовал молодцовский алфавит. Букварь победил в конкурсе и был отпечатан 80-тысячным тиражом, причем издавался дважды – в Усть-Сысольске и Москве. В 1922-м он издал азбуку для детей и посвятил ее своему маленькому сыну Прометею.

Иона Тимофеевич лечился в Крыму и на Кавказе, но это не помогло, и 24 июля 1923 года он скончался в противотуберкулезном санатории в Подьельске, где и был похоронен.

Елизавета Александровна долго скорбела по мужу, но впоследствии по настоянию своего отца еще дважды выходила замуж, и у Прометея появился единоутробный брат Эдуард Гришин.

Всю свою жизнь мать проработала учительницей начальных классов и привила любовь и тягу к знаниям своим сыновьями. Оба они стали учителями. В родовом доме Прометея Чисталёва хранится дневник классного руководителя, заполненный аккуратным почерком матери. За самоотверженный труд Елизавета Александровна Чисталёва была награждена орденом Ленина.

Съезд композиторов РСФСР, Москва, 1969 год. Прометей Чисталёв справа.

Путь к призванию

После смерти мужа Елизавета Чисталёва с маленьким сыном жила у родственников в Усть-Сысольске, а в 1927 году вернулась в родной Нювчим. Укладывая Прометея, она играла на гитаре и пела песни. Неудивительно, что с самого раннего детства в мальчике развилась любовь к музыке. Совсем маленьким он научился играть на балалайке, а в семь лет уже бойко исполнял композиции на венской гармонике. Школьником освоил мандолину, затем бандуру, в 13 лет импровизировал на трехрядном хроматическом полубаяне и музыкально сопровождал кинофильмы в нювчимском клубе.

Специалисты, искавшие таланты по селам Коми, предлагали матери отправить Прометея, который еще учился в начальных классах, в Усть-Сысольск, но мать не согласилась.

В 1938 году Прометей Чисталёв поступил в учительский институт в Сыктывкаре и окончил его в 1940-м по специальности «физика и математика». В студенческие годы был активным участником хорового и музыкального кружков, награжден почетной грамотой за виртуозную игру на гармошке.

Потом недолгое время он работал учителем в школе села Визинга, и его призвали в армию. Служил стрелком стрелковой дивизии Уральского военного округа в городе Молотове (Пермь). Там его застала Великая Отечественная война. В 1942-1943 годах Чисталёв учился в военной авиационной школе, с ноября 1944-го воевал на втором Прибалтийском фронте в батальоне аэродромного обслуживания 30-го Рижского авиационного полка, был инструктором политотдела.

Под Ригой в январе 1945-го Прометей Чисталёв познакомился со своей будущей женой, фронтовичкой Прасковьей Ивановной Кондратьевой. Вместе они прожили четверть века, но затем расстались. Последние годы жизни спутницей Прометея Чисталёва была Тамара Алексеевна (в девичестве Палева), окружившая мужа вниманием и заботой.

Коми народные инструменты, открытые Чисталёвым.

Среди реликвий родового дома Чисталёвых есть солдатская железная каска, которую Прометей привез с фронта. Она хранится в шкафу рядом с изысканными шляпками, перчатками и ридикюлями матери.

После войны молодые супруги – Прометей и Прасковья – работали в школах села Выльгорт и поселка Нювчим. Родился ребенок, но прожил всего два года, по наследству ему передалась болезнь деда и отца – туберкулез. В 1954 году, когда семья уже перебралась в Сыктывкар, на свет появился сын Леонид.

То, как и почему Чисталёвы переехали жить в столицу Коми, заслуживает отдельного рассказа. Все началось с того, что в 1949 году в республике объявили конкурс на лучшую массовую песню. Скромный учитель математики отправил свое музыкальное сочинение «Величальная», и оно завоевало первую премию. Песня стала настолько популярной, что ее включил в свой репертуар коми ансамбль песни. После этого автора «Величальной» пригласили в Сыктывкар. С 1 сентября 1952 года Прометей Чисталёв стал преподавать математику в музучилище и там же учился музыке по специальности «баян». Это уникальная ситуация, когда один и тот же человек был одновременно и учителем, и учеником.

Мало того, поскольку к тому времени он уже окончил заочно Коми пединститут и успел поработать школьным учителем и даже директором вечерней школы сельской молодежи, его назначили директором музучилища. А диплом выпускника этого учебного заведения директор получил только пять лет спустя, в 1958-м.

В тот момент наступил еще один переломный момент в жизни дипломированного музыканта – Чисталёв покинул директорское кресло и отправился в Москву, поступил на композиторское отделение знаменитого Государственного музыкального училища имени Гнесиных. И все же с Гнесинкой пришлось расстаться: долго находиться вдали от семьи Прометей Ионович не смог и вернулся в Сыктывкар. И снова начал преподавать в музучилище. Но основным местом его работы стало уже не это учебное заведение, а Коми филиал Академии наук, где он занялся собиранием музыкального фольклора коми народа.

Дом, где родился и умер П.Чисталёв.

В поисках редких инструментов

На своем новом поприще Прометей Чисталёв обнаружил 15 прежде неизвестных коми музыкальных национальных инструментов, детально описал их вид, размеры, звучание и назначение. Он сформировал уникальную коллекцию из двухсот народных инструментов, изготовленных самими исполнителями. В итоге его кабинет в Коми филиале Академии наук превратился в своеобразный музей.

Любимым делом ученого стали экспедиции в дальние села и глухие деревни. В некоторых селениях и русского языка-то не знали, поэтому поначалу ученому приходилось нелегко. Но постепенно он освоил коми и к каждому собеседнику находил свой подход. Когда люди видели у приезжего гостя неподдельный интерес к своей истории, обычаям и музыкальным традициям, они буквально раскрывались перед ним, вспоминали прежние времена, подробно описывали утраченные инструменты и дарили те, что еще сохранились. А Прометей Чисталёв записывал песни и звучание инструментов на огромный бобинный магнитофон.

Как вспоминала его супруга Прасковья Ивановна, из каждой такой экспедиции муж возвращался окрыленный, довольный, что нашел новый музыкальный инструмент. Тут же ставил на стол магнитофон и включал сделанные записи.

Однажды записанное на магнитофон звучание музыкального инструмента напомнило орган. Оказалось, так звучит брунган (по-коми означает «гудеть»). В одном из домов ученый обнаружил весьма необычное сооружение: бычьи жилы как струны были натянуты на русскую печь, а голбец (подпол) с печью и полатями образовали мощный резонатор. И когда ударяли специальными колотушками по струнам, раздавался могучий перезвон. Позже Прометей Ионович нашел и другие брунганы значительно меньших размеров – струны были натянуты на деревянные доски.

До Чисталёва практически ничего не было известно и о чипсанах – свистульках. Он не только «открыл» этот вид инструментов, но и создал ансамбль чипсанисток в селе Черныш Прилузского района, подготовил для них программу, и они выступали на различных концертах, в том числе на Днях республики в Сыктывкаре.

Особенно долго Прометей Чисталёв искал сигудöк, о котором слышал еще от своего деда – Александра Васильевича Анисимова. Но, к сожалению, ни одного образца ко времени исследований не сохранилось. И тогда ученый-фольклорист воссоздал этот инструмент. Помогли словесные описания стариков. Когда изготовленный собственными руками сигудöк Чисталёв показал тем же самым старикам, те, услышав звучание, подтвердили, что это он.

Удивительно, что, проделав такую колоссальную работу, ученый не спешил с защитой диссертации. До защиты необходимо было сдать экзамены по марксистско-ленинской философии и иностранному языку. Согласился только после долгих уговоров коллег и лишь потому, что подготовиться и сдать эти экзамены ему помогла супруга. В 1974 году Прометей Чисталёв защитил диссертацию на тему «Коми народные музыкальные инструменты» и стал кандидатом искусствоведения. В этом научном исследовании впервые была проведена классификация коми инструментов, описаны 35 их видов.

За годы работы в КНЦ ученый-фольклорист опубликовал свыше ста научных и научно-популярных работ, в том числе монографии. Наиболее значимый из этого списка труд – трехтомный свод «Коми народные песни», созданный в соавторстве с филологом Анатолием Микушевым. В первый том вошли песни Вычегды и Сысолы, во второй – Ижмы и Печоры, в третий – Выми и Удоры. За эту работу авторов удостоили Государственной премии Коми АССР имени Виктора Савина.

26 февраля 1965 года Прометею Чисталёву было присвоено звание «Заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР», а в 1981-м – «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Параллельно со сбором музыкально-песенного наследия коми народа Чисталёв пополнял эту копилку собственными сочинениями. Начиная с 1949 года он написал более двухсот песен, оркестровых и музыкальных произведений: сюиты, пьесы, концерты для различных коми музыкальных инструментов, детские оперы-сказки, музыкальные комедии. Выпускались сборники его произведений, его музыка звучала в концертах и спектаклях, была записана на пластинках.

Уже много лет в нювчимском Доме культуры существует ансамбль имени Чисталёва. Здесь же представлены образцы инструментов, открывателем которых был прославленный земляк. Часть из экспонатов – муляжи, но они дают наглядное представление, как выглядит тот или иной инструмент. Например, в полую, запечатанную с обеих сторон трубку из сухого стебля гума (сейчас его заменил борщевик) засыпана крупа. Перемещаясь по трубке, она напоминает журчание воды – приятно-тихое и умиротворяющее. Коллекция же оригиналов, собранных ученым, хранится в краеведческом музее Сыктывдинского района в селе Выльгорт.

В Нювчиме рядом с родовым домом ученого расположены хозпостройки – ледник, а чуть поодаль баня. Именно при ее строительстве, когда Прометей Чисталёв, его сын Леонид и внук Роман решили вместо ветхой постройки возвести новую, у ученого случился инфаркт. Третий по счету. Леонид, врач по профессии, ничем не смог ему помочь. Прометей Ионович умер на руках у сына 11 августа 1988 года.

Прометея Чисталёва похоронили на городском кладбище Сыктывкара. Проститься с ним пришла вся научная и творческая элита республики.

Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Прометей из Нювчима"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.