На выльгортских озерах в Сыктывдинском районе прошли первенство и чемпионат Коми по зимнему картингу. Несмотря на сильные морозы, соревнования вызвали большой интерес у участников. Более 40 картингистов представляли восемь команд. Были спортсмены из Коми и из соседних Кировской и Архангельской областей. Победу в общекомандном зачете в третий раз подряд одержали представители команды «Лидер» из Усинска (вторыми стали представители сыктывкарского ДОСААФ, третье место у команды из Визинги). Руководитель картинг-клуба «Лидер» Пётр Вокуев в интервью «Республике» рассказал о пути к очередной победе и трудностях, возникших при проведении соревнований. Также собеседник издания, который является инициатором возрождения традиции проведения зимних региональных стартов, выразил надежду на то, что аналогичный праздник спорта удастся устроить и в летний период.
– «Лидер» в очередной раз оправдал свое название. Учитывая пандемию, сохранять спортивную форму было непросто?
– Получилось так, что в прошлом году мы еще успели провести второй чемпионат, а затем все – грянула пандемия. Ребята теряли форму. Полгода у них не было тренировок. Это, конечно, сказывается, потому что нам постоянно нужен накат. В картинге это так называется. А получилось так, что мы столько времени сидели, смотрели в окошки. Не было ни соревнований, ни тренировок. Мы даже отбор к этим стартам в Усинске проводили не как соревнования, а как просто отборочные тренировки, потому что на тот момент еще все было под запретом. Разрешение же дали буквально перед чемпионатом. Посмотрели, кто готов, кто нет, отсюда и стали формировать команду. Это, по сути, первый такой серьезный старт сезона был для нас.
– В целом вы довольны тем, как прошли картинг-баталии?
– По организации вопросов вообще нет. За помощь в проведении стартов хочу выразить благодарность энтузиастам из сыктывкарского автоклуба «Супершип», а также региональному отделению ДОСААФ России. Все прошло на ура. Единственное, с погодой на этот раз не повезло, потому что на озере было холоднее, чем в городе. Если в городе около 27 градусов, то там 32-34. Отменять соревнования мы не стали, потому что каждая из команд затратила средства на поездку, доставку техники. Посовещались, сократили по возможности круги в заездах, чтобы детей не заморозить. Все остались довольны, спортивный праздник состоялся. Главное, что все здоровы, никто себе ничего не отморозил. Трасса была отличная. Сначала ребята немножко не понимали специфику картинга и в позапрошлом году сделали ее такой – «дальнобой», а уже в прошлом году сделали конкретно для картинга, соответственно, и в этом году они уже знали, что и как делать.
– Каждый раз доставка транспорта – отдельная головоломка для организаторов стартов. Прежде дети ехали на поездах, а карты на грузовиках. Как в этом году?
– На этот раз не получилось с грузовой машиной, поэтому пришлось заключать договор с транспортной компанией и перевозить карты багажными вагонами. Четыре карта доставили на прицепах по зимнику. Дети добирались по-разному: кто на машинах с родителями, кто на поезде.
– Насколько это затратно?
– В общем и целом спорт наш очень дорогой, потому что, во-первых, и по «железкам», и по запчастям все это затратно. Что касается доставки техники, то точно не могу сейчас сказать, во сколько обойдется туда и обратно эта доставка, но, думаю, порядка ста тысяч. Мы везли в этом году 16 картов, соответственно, 16 участников.
– Все это за счет клуба, с помощью родителей или как?
– Наш клуб работает при усинской спортивной школе №1. После пандемии у всех дела плохо идут, но в школе стараются на перспективные виды спорта средства выделять, тем более на такого рода соревнования. Поэтому мы составили смету, собрали документы и поехали. Школа оплачивает и гостиницу, и проезд. За это большое спасибо. Понятно, что не все так, как хотелось бы, хотелось бы всего побольше, но, что могут, нам стараются давать.
– Кто-то из воспитанников приятно удивил вас на соревнованиях? Может быть, кто-то уже готов «выстрелить» и на стартах российского уровня?
– Все наши малыши просто отлично себя проявили. У Чингиза Гафурова сейчас переходной год, он имеет право выступать как в классе «супермини» (в нем выступают ребята в возрасте 10-13 лет – авт.), так и в юниорском классе (13-15 лет – авт.). Для участия среди юниоров мы Чингиза брали для приката, чтобы парня накатывать, а он «стрельнул», занял второе место. В своем классе он занял первое место. Что касается поездки на всероссийские соревнования, то тут все опять же упирается в финансы. Если будут средства, то, конечно, команда поедет.
– После первого чемпионата в 2019-м в интервью «Республике» вы говорили о надеждах на всплеск интереса к картингу в регионе, а получилось, что пандемия притормозила это самое развитие?
– Да, тогда я говорил, что сильно подтянулись ребята из Воркуты, а в этом году их команда не смогла принять участие в стартах. Очевидно, что пандемия сыграла не последнюю роль. Сейчас всем сложно. В прошлом году была команда из Лабытнанги, в этом у них тоже не получилось приехать. Опять же вопрос в финансах и прочем. А вот что касается сыктывкарской команды, то они молодцы и отлично выступили. Есть среди них дети, на которых мы смотрим и видим, что они конкурентоспособные ребята, с которыми в следующем году, думаю, у нас уже будет вообще борьба серьезная. Опять же сейчас нужен накат. Для сравнения: сыктывкарцы в прошлом году выставили на соревнованиях пять-шесть машин, а в этом уже участвовало 17 человек. Это, считаю, неплохо. То есть в столице Коми видно, что идет развитие.
– В картинге же есть не только зимний, но и летний сезон. Как проходит переход от одного к другому?
– Мы просто переставляем моторы с зимнего на летнее шасси, и все – поехали уже по асфальту, потому что летнее шасси – это немножко другая история, там другой выворот и так далее. После зимы перерыв у нас только в апреле, а летние старты начинаются с мая. В это время как раз уже должен быть третий этап чемпионата Усинска, он у нас проходит в пять этапов. Для того чтобы стать чемпионом города, надо выиграть зимнюю гонку, потом есть такие старты, как фигурное вождение, и три летние гонки. Суммируются баллы, которые спортсмен зарабатывает за все эти гонки, и мы получаем чемпиона Усинска в каждом классе.
Старты идут с мая по август-сентябрь. Обычно они проходят ко Дню Победы, потом на День защиты детей и заключительный этап на День нефтяника и День города, это в сентябре. Вот тогда мы закрываем сезон, и потом опять все заново. Зимний сезон начинается где-то с первым снегом: немножко подморозит, и мы начинаем кататься.
– Сколько в «Лидере» занимается ребят и как часто приходят новички?
– У меня около пятидесяти человек, стараемся каждый год набирать в сентябре ребят, чтобы была свежая кровь, скажем так.
– Какого возраста ребята приходят?
– Мы начинаем работу с теории. Когда приходят родители и говорят: «Моему мальчику четыре года, давайте мы из него сделаем супергонщика», то приходится отказывать. Мне нужно, чтобы ребенок по крайней мере умел писать, потому что сначала теория. Садимся, у нас тетрадки и ручки. У меня своя методическая разработка. После того, как я даю им тем шесть-семь, они сдают зачеты, и только после этого приступаем к вождению карта. Если в сентябре начинаются занятия, то к вождению дети приступают уже где-то при первом снеге.
– Этот вид спорта дает впоследствии хорошую базу для будущего водителя?
– Скажу так: у меня многие воспитанники уже с правами, и когда они сдавали экзамен в ГИБДД, то практически всегда, в ста процентах случаев, с первого раза сдавали теорию и практику. Имея такую базу, дети в будущем и на дорогах себя ведут по-другому. Еще только получая права, они, по сути, уже являются профессиональными водителями. Это во-первых. А во-вторых, мы работаем с инструментами, что важно в это компьютерно-телефонное время. Они уже все как маленькие мужички, допустим, ребенку восемь лет, а он уже может отличить крестовую отвертку от обычной, знает, что такое ключ на десять, на двенадцать. Естественно, когда ему будет 14, то он спокойно сможет дома починить розетку, и не надо будет вызывать маме электрика.
– Детям, у которых есть такие возможности для развития, остается только позавидовать. Но пока этот вид спорта на стадии возрождения, ведь когда-то в летний период были старты и на Стефановской площади столицы Коми. Не планируете возобновить летние соревнования?
– Был сейчас разговор насчет летней гонки на площади. Представители ДОСААФ в Сыктывкаре этим занимаются. Они ведут переговоры с Иваном Турышевым (руководитель клуба «Супершип» – авт.). Возможно, что-то получится. Тут больше вопрос по безопасности, потому что это всегда у нас на первом месте стоит. Если мы проводим соревнования, то нужны водоналивные специальные барьеры. Если даже в него ребенок влетит, то он его на два метра подвинет, а дальше не улетит. Во-вторых, если делать, то когда делать? Ивану я сказал, что это либо начало июня, пока дети не разъедутся еще по отпускам, либо конец августа, когда они уже вернутся. Было бы неплохо, потому что есть рядом те люди, которые могут сесть в машину с прицепом и приехать. Нам-то сложнее всего добираться, потому что у нас эти «багажки» и так далее.
– Пока зимой чемпионат региона проходит на выльгортских озерах. Мало кто знает, где это, вообще, находится, то есть это в меньшей степени зрительские старты, чем соревновательные. Возможно ли проведение на обновленном стадионе?
– Дело в том, что ездить на картах по кольцу не очень интересно. На озерах трасса получается с конфигурацией: левый/правый повороты, затяжные повороты, то есть тут надо пахать. Что касается кольца, то ты рулишь только в одну сторону, настраиваешь шасси на один поворот, так обычно делается в «Супершипе» и во всех трековых гонках. Если брать стадион и мы едем против часовой стрелки, то делаем левый поворот, а на правом просто подруливаем. Да, для зрителей интересно разок провести, может быть, почему бы и нет. Мы как-то соревновались на стадионе в Воркуте. Но это для нас, пилотов, не очень интересно.
Ярослав СЕВРУК
Фото vk.com
Оставьте первый комментарий для "Пётр Вокуев: «Мечтаем возродить традицию картинга на Стефановской»"