Традиционно в начале февраля Национальная библиотека Республики Коми организует экспозицию, посвященную Дню памяти Александра Пушкина. 10 февраля исполнилось 184 года со дня смерти поэта, чье творчество изменило русскую литературу и уже более двух веков восхищает читателей во всем мире.
Здание главной библиотеки республики сейчас находится на капитальном ремонте. Поэтому выставку «Пушкин и «правильные занятия» разместили в одном из залов республиканского Дома дружбы народов. В этом году главной темой «пушкинского» дня стал спорт в жизни поэта.
– Поэт с детства любил прогулки и бег, – рассказала «Республике» куратор выставки – ведущий библиотекарь отдела основного хранения фондов Национальной библиотеки Коми Лилия Холопова. – Будучи лицеистом, он увлекся фехтованием. Обожал верховую езду, был отменным пловцом, катался на коньках, достиг мастерства в стрельбе, занимался боксом, танцевал, играл в бильярд и шахматы. Мы хотим показать на выставке, что, несмотря на свою «статичную» профессию, он всегда был в прекрасной физической форме.
Директор библиотеки Алексей Просужих отметил, что выставка готовилась в преддверии чемпионата мира по хоккею с мячом, проведение которого в Сыктывкаре перенесли на год.
Посетителям выставки представили документальные очерки, воспоминания современников поэта, литературно-художественные издания и спортивную литературу из фондов библиотеки, а также редкие книжные издания и предметный ряд «Пушкин в движении» из частной коллекции сыктывкарского пушкиниста Ивана Свистельника.
Воспоминания современников поэта свидетельствуют о том, что Пушкин к физкультуре относился очень серьезно. Хотя такого школьного предмета, как «физическая культура», во времена Пушкина не было. Вот как об этом роде занятий отзывался друг поэта Иван Пущин: «Вслед за открытием Царскосельского лицея начались правильные занятия. Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале – мячик и беготня… По средам и субботам – танцеванье и фехтованье».
В раннем детстве Пушкин был тучный и молчаливый. По воспоминаниям сестры поэта Ольги Павлищевой, «до шестилетнего возраста Сашенька не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать… И лишь достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив».
С весны до поздней осени Александр проводил свое время в играх и забавах в селе Захарово. Он любил прогулки по березовой роще, где, «воображая себя богатырем», сбивал палкой верхушки растений. В лицее Пушкин получил только три оценки «превосходно». Это оценки по русской словесности, французскому языку и фехтованию.
С июля 1812 года фехтование в лицее, где учился Пушкин, преподавал Александр Вальвиль. По утверждению историков и современников, Пушкин считался «чуть ли не первым учеником фехтовального учителя» и одним из лучших фехтовальщиков своего времени. В «Капитанской дочке» он подробно описал поединок на шпагах Гринева со Швабриным.
В Коми фехтование как спорт не развивается, но в республиканском колледже культуры будущие артисты изучают азы сценического фехтования. Эти занятия проходят под руководством преподавателя Надежды Изюмской. На открытие выставки она пришла со шпагой и рапирой и рассказала, чем отличаются эти два вида оружия. Также преподаватель с увлечением поведала о дуэльном кодексе, о том, как вызывали на дуэль, и продемонстрировала несколько приемов фехтования.
– Если бы во времена Пушкина дуэли проводились не на пистолетах, а на шпагах, то он бы не погиб, – убеждена Надежда Изюмская. – Ведь шпагой он владел в совершенстве.
На выставке представлена книга «Сценическое фехтование». В ней описана история создания техники и тактики фехтования, рассказана история появления разных школ, показаны персонажи исторических боев.
В последний год учебы Пушкина в Царскосельском лицее, 1817-м, в программе появилось обучение верховой езде. Иван Пущин отметил в воспоминаниях, что «выкроилась для нас верховая езда. Мы стали ходить два раза в неделю в гусарский манеж, где на лошадях запасного эскадрона постигали нелегкую, но необходимую азбуку». Трудно судить, хорошо ли держался Пушкин в седле, но доподлинно известно, что ездил он всю жизнь и достаточно много. На полях сражений русско-турецкой войны он почти не слезал с лошади. В сражении за Арзрум многие запомнили поэта, который в кавказской бурке, наброшенной на сюртук, в круглой шляпе, с нагайкой в руке или длинной казацкой пикой во время боя скорее напоминал солдатам то ли «немецкого пастора», то ли «батюшку». Пушкин позднее изобразил самого себя в таком виде на одном из автопортретов.
В Коми конный спорт достаточно хорошо развит, есть спортивные школы. Об этом виде спорта рассказала тренер-преподаватель по конному спорту Анастасия Рогачева. А в представленном на выставке «Учебнике верховой езды» даны советы будущим наездникам по уходу и приручению лошадей.
В 1816 году в лицее было введено плавание. Пушкин не просто любил плавать, а слыл отменным пловцом. Он любил купаться на реке или в пруду и, вероятно, плавал способом, близким к брассу. Будучи в Михайловском, Александр Сергеевич любил нырять и плавать в Сороти. В Петербурге он был завсегдатаем общедоступной школы плавания, открытой в 1834 году на Неве. Ею руководил приехавший из Швеции преподаватель гимнастики Густаф Паули. Там обучали плавать «по-лягушачьи на брюхе», «на спине», «на боку», «по-собачьи». Вот что вспоминает приятель Пушкина, критик и поэт Петр Плетнев: «Летнее купанье было в числе самых любимых его привычек, от чего не отставал он до глубокой осени, освежая тем физические силы, изнуряемые пристрастием к ходьбе».
Также Пушкин интересовался разными видами борьбы. Иван Новиков в своем романе «Пушкин в изгнании» описывает, как в Кишиневе поэт с интересом наблюдал на празднике схватки местных борцов и сказал своему спутнику князю Павлу Долгорукому: «Вот чего мне не хватает. Этому я буду учиться!»
В годы южной ссылки поэт проделывал с некоторыми из своих знакомых такую озорную шутку: бросал на диван и наваливался сверху, по-борцовски фиксируя свою «победу». Позднее, находясь в Михайловском, посещая усадьбу Тригорское, боролся там на поясах.
Сведения, рассказывающие об увлечении Пушкина борьбой, можно узнать из литературно-художественного издания Михаила Лукашева «И были схватки боевые…». В книге приведены рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя.
А вот боксу поэт учил сам. Скорее всего, среди его знакомых гусар и кавалергардов, были офицеры, которые во время поездки императора в Англию в составе царской свиты наблюдали за показательными поединками британских боксеров. Наверное, отсюда и пошло новое увлечение: в рукопашной бить не с маху, а «тычком», что требовало меньше времени и позволяло опередить соперника. Сын друга поэта князь Павел Вяземский оставил воспоминания, как в семилетнем возрасте осваивал бокс под руководством Пушкина: «В 1827 году Пушкин учил меня боксировать по-английски, и я так пристрастился к этому упражнению, что на детских балах вызывал желающих и нежелающих боксировать, последних вызывал даже во время самих танцев. Всеобщее негодование не могло поколебать во мне сознания поэтического геройства, из рук в руки переданного мне поэтом-героем Пушкиным».
Зимой Пушкин катался на коньках. Современники поэта утверждают, что он «был одним из ревностных последователей конькобежного спорта и частым посетителем катка на Неве». В романе «Евгений Онегин» поэт писал: «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед».
В книге «Век российских скороходов» можно узнать, что катание на коньках как элемент физической культуры и вид состязания, увиденное Петром I в Голландии и затем привезенное в Россию, стало одним из любимых развлечений богатых россиян.
Игра в бильярд тоже входила в круг интересов поэта. Он одним из первых прославил бильярд в русской литературе. В «Евгении Онегине» есть строки: «Тупым кием вооруженный, Он на бильярде в два шара Играет с самого утра».
Одним из первых российских мастеров бильярдных игр был арап Петра Великого – адмирал Абрам Петрович Ганнибал. Прадед поэта сохранил старый бильярдный стол, подаренный Петром I. В документальной книге «У Лукоморья» бывший хранитель Пушкинского заповедника Семен Гейченко пишет: «Старый-престарый дедовский «корельчистый» бильярд, так все величали его в доме, Пушкин нашел в каретном сарае. Узнав, что вещь сия старинная и что привез ее в имение Абрам Петрович Ганнибал, он приказал бильярд отремонтировать, подштопать сукно и поставить в зальце».
Современники Пушкина утверждают, что прототипом онегинского бильярда «в два шара» и был тот самый знаменитый ганнибаловский «корельчистый» стол, ставший в дальнейшем исторической реликвией пушкинской династии. В 1918 году при пожаре в Михайловском бильярдный стол сгорел, но уцелели четыре шара и кий.
На выставке представлена книга Аркадия Лошакова «Азбука бильярда», там же все желающие могли поиграть на настольном мини-бильярде.
Шахматы в жизни Пушкина занимали небольшое, но почетное место. В библиотеке поэта находился учебник по шахматной игре видного шахматного теоретика XVIII века Франсуа Андре Филидора. Поэт бывал в доме графа Юлия Литта, где собирались литераторы, интересующиеся шахматами. Свою последнюю партию в шахматы Пушкин сыграл накануне роковой дуэли. Об этом сохранилась запись в дневнике хорошего друга и собеседника Пушкина – Александры Осиповны Смирновой-Россет: «Накануне провели вечер у Мещерских. Пушкин играл в шахматы с композитором Михаилом Виельгорским… Он шутил, жена его была тут же».
В романе «Евгений Онегин» есть упоминание игры в шахматы Владимира Ленского и Ольги Лариной: «Они над шахматной доской, На стол облокотясь, порой Сидят, задумавшись глубоко, И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою».
Поэт хотел, чтобы его жена обучилась шахматам. В одном из писем он писал ей: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».
Еще одним «правильным занятием» Пушкина были танцы. Старшая сестра поэта – Ольга Сергеевна вспоминала, что «брата возили на уроки танцев в дома родственников и великосветских знакомых, а также на балы самого известного московского танцмейстера Петра Йогеля».
Помимо всего, Александр Пушкин был отличным стрелком. Он постоянно упражнялся в стрельбе из пистолета. В Кишиневе, «пробуждаясь от сна» и еще находясь в постели, он «стрелял из пистолета в стену». А в Михайловском устроил тир и регулярно стрелял в цель. При этом на охоту не ходил.
Упорными тренировками он достиг небывалого мастерства – попадал в карточного туза на расстоянии десяти шагов. На прогулки выходил всегда с тяжелой железной тростью весом два килограмма 400 граммов – укреплял руку, чтобы тверже держать пистолет. Пушкин так тренировал силу рук: «Девять фунтов весу: уйдет в поля, палку вверх бросает, ловит ее на лету».
Великолепный стрелок, Пушкин за всю свою череду дуэльных стычек никого не убил и даже не ранил. У Пушкина было 29 вызовов на дуэли, пять из которых состоялись.
Более полно о дуэлях Пушкина можно узнать из книги «Поединок чести». Это издание об истории русской дуэли, о том, как обычай «поединков чести» пришел в Россию в XVII веке и просуществовал до начала XX века. Среди героев книги военачальники, декабристы, писатели.
По свидетельству современника, «натура могучая, Пушкин телесно был отлично сложен, строен, крепок, отличные ноги». Роста он был для того времени скорее среднего, чем малого (167 см), сложения мускулистого и соразмерного; «развивал он свои силы ходьбою». Имел широкие плечи и тонкую талию. Физический труд его радовал. Когда проводились работы по обустройству имения Голубово на Псковщине, принадлежавшего друзьям поэта, то «в устройстве сада и постройках принимал Пушкин самое горячее участие: сам копал грядки, рассадил множество деревьев, что, как известно, было его страстью; рассаживал он и цветы и принимал даже участие в рытье пруда». Пушкин всегда ценил здоровье и обрадовался, услыхав в Болдино, что крестьяне величают господ «Ваше здоровье».
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Правильные занятия» Александра Пушкина"