Старый Новый год

Новый год в дореволюционном Усть-Сысольске. Фото из коллекции Национального музея РК.

14 января россияне, жители стран – республик бывшего Советского Союза, сербы, черногорцы, а также жители некоторых швейцарских кантонов отметили праздник, название которого звучит как оксюморон – старый Новый год. По-иному это Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю). А вот как праздновали Новый год в Усть-Сысольске (Сыктывкаре) в начале и середине прошлого века, в царское и в советское время.

В дореволюционную эпоху

До революции Новый год в России праздновался куда скромнее, чем ныне. Не было никаких карнавалов, маскарадов, спектаклей, дети приходили в зал, где стояла наряженная елка (как правило, не игрушками, как в наши дни, а сладостями), читали тропари, стихи, плясали, получали подарки и расходились.

Вот как это проходило в Усть-Сысольске в 1904 году: «2 января. Была елка в приходском училище. Комитет попечения о народной трезвости пожертвовал (на ее проведение) 25 рублей, и рублей 50 было собрано по подписке. На елке участвовали ученики и ученицы двух приходских училищ, городского и двух школ в нижнем конце города (ныне Тентюково). Всего около трехсот человек. Елка зажжена около пяти часов. Комиссия, состоящая человек из 12, большей частью учащие (так называли учителей) работала два дня. В первый день развешивали кульки, а второго января днем украшали елку». Это единственное описание праздника той эпохи, и сохранилось оно в дневнике известного краеведа Андрея Цембера.

6 января Цембер продолжил свои записи: «Была елка в клубе (городской клуб, или «общественное благородное семейное собрание», был основан в Усть-Сысольске в 1864 году и заменял дворянское собрание). Нина (четырехлетняя дочь Андрея Цембера) получила куклу стоимостью около 75 копеек, хотя подписывал я 1 рубль 50 копеек… 7 января. Святки прошли быстро. Много времени у меня отнял клуб…»

Свои дневники Цембер вел на протяжении 32 лет, но это единственное его описание новогодних праздников. В последующие годы он в начале января подводит финансовые итоги года, а позже сетует на старость.

Одним из развлечений на Новый год в Усть-Сысольске был каток, на котором в начале двадцатого века можно было покататься на коньках во время праздников. В основном каталась здесь молодежь, а желающие пользоваться катком должны были сдавать по два рубля на расчистку от снега площадки и на освещение. Первый каток в Усть-Сысольске был обыкновенной площадкой на Сысоле. Находился он в районе нынешнего Кировского парка. Для красоты в сугробы вокруг катка были воткнуты небольшие елочки. Коньки того времени, как правило, ремешками привязывались к валенкам.

Также молодежь собиралась на вечеринке у кого-нибудь дома. В 1898 году в журнале «Живая старина» был опубликован очерк Мельникова «Вечеринки и игрища в Усть-Сысольске». Вот как они проходили в позапрошлом веке: «Одна из девиц приглашает подруг своих к себе в дом поиграть и повеселиться. Подружки, принарядясь по возможности, собираются в этот дом с пяти до шести вечера, первоначально пьют чай, потом лакомятся разными закусками, а к семи часам приходят знакомые и незнакомые добрые молодцы – парни, без всякого приглашения. С ними девицы начинают играть и плясать по песням. По окончании каждой песни молодой парень получает от вызванной им девицы, ходившей с ним об руку в круге или просто по комнате, нежный поцелуй, и таким образом игры и пляски продолжаются иногда целую ночь, до самого утра».

В конце XIX века в Усть-Сысольске открыли Народный дом общества трезвости. Здесь проходили танцевальные вечера, лекции, спектакли и концерты, и скорее всего, праздновали Новый год.

Напомним, что много веков в России Новый год отмечали 1 марта. В 1492 году указом Ивана III наступление нового года сдвинулось на 1 сентября. Но в 1699 году празднества, связанные со встречей Нового года, были полностью отменены, и лишь в 1728 году Петр I издал указ «О реформе календаря в России», и год наступал 1 января. Тем не менее празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, в дореволюционной России не знали. Праздник носил второстепенный характер, а первостепенным считалось Рождество. Тогда ходили в гости, устраивали застолья, веселились, гуляя по улицам, а на Новый год же собирались в основном в семейном кругу.

У мусульман, буддистов и евреев были свои даты Нового года.

Для крестьян праздник с наряженной игрушками елкой был «барской забавой», и они Новый год отмечали либо в начале декабря, либо по древнему обычаю 1 сентября. Никаких елок в крестьянских избах зимой не было, и ни о каком добром Деде Морозе с мешком подарков крестьянские ребятишки не слыхивали. Впервые крестьяне России стали праздновать Новый год и Рождество с елкой уже после Октябрьской революции. До революции только дворяне и интеллигенция праздновали 1 января. Но их Новый год также совсем не был похож на тот, к которому мы привыкли. Елка была не новогодняя, а рождественская с восьмиконечной вифлеемской звездой. А первую елку в России поставили в 1840-е годы питерские немцы.

Винтажная ёлка.

Государственный праздник

Первые десять лет советской власти рождественские елки и Деда Мороза не отменяли. С 1917 по 1927 год наряду с новыми коммунистическими праздниками в официальном советском календаре продолжали существовать православные праздники – Рождество и Пасха. Эти дни являлись выходными. Именно рождественская елка была в Горках у Ленина, куда приглашали детей из близлежащих деревушек. Скорее всего, большинство крестьянских ребят впервые видели украшенную елку.

Ели ставили и в Усть-Сысольске. В газете «Югыд туй» от 3 февраля 1924 года вышла заметка «Вместо елки детям германских рабочих». В ней написано, что 50 червонных рублей, которые были выделены для устройства елки в городском детском саду, решено пожертвовать детям германских рабочих. А праздник провели за счет родителей.

Но в советское время был восьмилетний – с 1928 по 1935 год – «полузапрет» на рождественские елки в СССР. И только в 1936 году вышел декрет СНК, разрешивший публичное официальное празднование Нового года и призывавший на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Елочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов.

Первая советская елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме Союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР. Новый год перешел из неофициального статуса в статус государственного праздника. Но в Сыктывкаре новогодний праздник отмечали уже в январе 1936 года. В газете «За новый Север» от 12 января 1936 года вышла статья «Веселый вечер малышей». В ней описан праздник, который провели для детей сотрудники Сыктывкарской типографии и редакции областной газеты: «Посреди зала, с красной звездой на вершине, стояла нарядно украшенная массой игрушек, бус, гирлянд, конфет красавица елка. Радости и веселью ребят нет конца. Под звуки полубаяна они плясали вокруг елки». А после общей фотографии дети получили пакеты с гостинцами.

Через год в газете «За новый Север» от 4 января 1937 года был подробно описан новогодний праздник в сыктывкарской школе №1. Журналист писал о том, как нарядные дети выстроились парами и поднимались на второй этаж, а на подоконнике в строгой позе стоял Дед Мороз и щедро сыпал на головы ребят конфетти. В зале играл духовой оркестр, а прямо напротив двери стояла елка с гроздями фонариков и игрушек. Среди игрушек – парашюты, аэропланы, модели самолетов. А на вершине елки красная звезда. Лозунг гласил: «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!». Журналист подчеркивал, что многие дети впервые видят новогоднюю елку и отмечают этот праздник. «Восторженное «ура!» провозглашают дети в честь своего отца, великого Сталина», – писал автор статьи. Дети танцевали под аккомпанемент рояля, пели песни, а в соседних трех комнатах их ждал богатый стол: печенье, конфеты, пастила, плюшки и колбаса.

Ёлка в лесу

А вот как вспоминает новогодние праздники один из старейших жителей республики – 93-летний краевед, педагог и турист Анатолий Смилингис. Он родился в 1927 году в литовском городке Плунге, но большую часть сознательной жизни прожил в Коми, куда семью четырнадцатилетнего подростка сослали летом 1941 года – незадолго до начала войны. В Коми АССР его вместе с мамой и сестрой поселили в двенадцати километрах от Корткероса – в бараках ликвидированного Локчимлага.

– В памяти сохранилось лучше всего наше литовское Рождество, – рассказал Анатолий Смилингис «Республике». – Мы с сестрой вместе с родителями устанавливаем елку. Делаем игрушки, украшения. Долго их развешиваем. Загадываем Дедушке Морозу свои пожелания. Проснувшись утром, идем к елке, смотрим, что Дед Мороз нам принес. В годы войны в общем бараке ссыльные женщины на Рождество тайно молились, готовили что-нибудь вкусное. Если бы комендант узнал, то это грозило бы отправкой в лагерь. После войны стало легче. Некоторые семейные елочку приносили в барак, ставили. Как-то мы с двумя пацанами – один немец, другой украинец – по пути на работу в лесу украсили живую елочку. Приходили к ней несколько раз, сидели у костра, пили чай, заваренный брусничным листом.

С 1 января 1948 года (указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года) первый день нового года стал нерабочим днем. И с тех пор в ночь с 31 декабря на 1 января все жители бывшего СССР поднимают бокалы с шампанским «Советское» и под звон кремлевских курантов встречают Новый год. А с 13 на 14 января они также дружно отмечают старый Новый год.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

1 Комментарий для "Старый Новый год"

  1. Валентина Ивановна | 21.01.2021 в 02:07 | Ответить

    Замечательная, красивейшая история нашей жизни…и праздника!
    Спасибо Вам, дорогой автор!
    И наилучшие пожелания в наступившем году!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.